Православный портал о благотворительности

Если Христос победил смерть – почему же мы умираем?

«Воскрес Христос, и торжествует жизнь!», – писал в слове на Пасху Иоанн Златоуст (IV). Но как понимать эти христианские максимы в контексте жизни человека: он страдает, болеет, умирает

Распятие Иисуса Христа, вокруг которого летают серафимы. В.В.Васнецов.
Распятый Иисус Христос. В.В.Васнецов. Изображение с сайта forum-slovo.ru

Протоиерей Всеволод Шпиллер так отвечал на серьезный, малопонятный, но всех волнующий вопрос:

– Пусть еще умираем прежнею смертью. Но в ней не остаемся, а это не значит умирать. Если умерший после смерти оживет, притом лучшею жизнью, то это уже не смерть. Потому что в Воскресении Христовом с Воскресшим совоскресает все человечество, хотя не так, что все уже теперь восстают из своих гробов.

К естеству, общему для всех людей, в Воскресении привито бессмертие Воскресшего.

А это значит, что то, что было с Господом Иисусом в Его смерти и Его воскресении, сделалось возможным и сбудется со всеми людьми, носящими то же естество.

В смерти происходит страшное разлучение души и тела. Разрыв их умерщвляет человека, умерщвляет личность, которая заключена в целостности нашей двуединой природы. Именно этой целостности дана богообразная красота. И все уродство смерти и весь ее ужас в распадении этой целостности.

Оплакивание Христа. Микеланджело. Изображение: livejournal.com

Одна упавшая на землю Голгофы капля крови Спасителя незримо действительно изменила все на всей земле.

В мир вошла совершенно новая сила Воскресения. Но в ней нет ничего от какого бы то ни было принуждения. Поэтому-то все, что она дает, обращено к нашей свободе.

Победная сила Воскресения Господа была силой именно вольных страданий и вольной смерти. Нашей она становится, когда с нею соединяемся тоже вольно.

Но в нашей смерти разъединившееся с душой тело в тлении проходит некое очищение.

К нему примешалось много отравы порока и нечистоты! Оно проходит очищение до тех пор, пока не «переплавится», чтобы через воскресение снова быть возведенным к первоначальной целостности, носящей образ Славы Божией.

Телу же Спасителя не нужно было никакое очищение. Потому и не было у Него этой долгой-долгой, как у нас продолжающейся века, сени смертной. Было лишь священное, таинственное тридневие смерти.

Воскресение Христово. Стамбул. Церковь Хора. Изображение: liveinternet.ru

И вот, как в Спасителе разлучилась душа с пречистым телом, но в Воскресении соединилась с ним, и силой Божией восстала во всей красоте и славе целостности человеческого естества, так будет и с нами. Именно эта возможность дана Воскресшим Господом естеству человека, общему для всех людей. И в таком смысле Церковь и учит об умерщвлении смерти нашей силой Воскресения Христова.

Читайте еще на эту тему:

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version