Протоиерей Всеволод Шпиллер так отвечал на серьезный, малопонятный, но всех волнующий вопрос:
– Пусть еще умираем прежнею смертью. Но в ней не остаемся, а это не значит умирать. Если умерший после смерти оживет, притом лучшею жизнью, то это уже не смерть. Потому что в Воскресении Христовом с Воскресшим совоскресает все человечество, хотя не так, что все уже теперь восстают из своих гробов.
К естеству, общему для всех людей, в Воскресении привито бессмертие Воскресшего.
А это значит, что то, что было с Господом Иисусом в Его смерти и Его воскресении, сделалось возможным и сбудется со всеми людьми, носящими то же естество.
В смерти происходит страшное разлучение души и тела. Разрыв их умерщвляет человека, умерщвляет личность, которая заключена в целостности нашей двуединой природы. Именно этой целостности дана богообразная красота. И все уродство смерти и весь ее ужас в распадении этой целостности.
Одна упавшая на землю Голгофы капля крови Спасителя незримо действительно изменила все на всей земле.
В мир вошла совершенно новая сила Воскресения. Но в ней нет ничего от какого бы то ни было принуждения. Поэтому-то все, что она дает, обращено к нашей свободе.
Победная сила Воскресения Господа была силой именно вольных страданий и вольной смерти. Нашей она становится, когда с нею соединяемся тоже вольно.
Но в нашей смерти разъединившееся с душой тело в тлении проходит некое очищение.
К нему примешалось много отравы порока и нечистоты! Оно проходит очищение до тех пор, пока не «переплавится», чтобы через воскресение снова быть возведенным к первоначальной целостности, носящей образ Славы Божией.
Телу же Спасителя не нужно было никакое очищение. Потому и не было у Него этой долгой-долгой, как у нас продолжающейся века, сени смертной. Было лишь священное, таинственное тридневие смерти.
И вот, как в Спасителе разлучилась душа с пречистым телом, но в Воскресении соединилась с ним, и силой Божией восстала во всей красоте и славе целостности человеческого естества, так будет и с нами. Именно эта возможность дана Воскресшим Господом естеству человека, общему для всех людей. И в таком смысле Церковь и учит об умерщвлении смерти нашей силой Воскресения Христова.
Читайте еще на эту тему: