Православный портал о благотворительности

Если хочешь рожать, почему не рожать, когда хочешь и как хочешь?

Не утихают дискуссии вокруг опубликованного нами интервью с о.Андреем Лоргусом о материнстве. Недавно пришел отзыв нашей читательницы, полагающей, что детей допустимо заводить “для себя” (а именно от этого, в частности, предостерегал о.Андрей). Мы попросили ответить на отзыв читательницы протоиерея Алексия ПОТОКИНА, помощника настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно

Не утихают дискуссии вокруг опубликованного нами интервью с о.Андреем Лоргусом о материнстве. Недавно мы опубликовали этот материал и на сайте «Нескучного сада», где на него пришел отзыв нашей читательницы, полагающей, что детей допустимо заводить «для себя» (а именно от этого, в частности, предостерегал о.Андрей):

Я считаю, что завести ребенка для себя можно. И воспитать его, потому что страшно быть одиноким. Если хочешь рожать, почему не рожать, когда хочешь и как хочешь? Возможно, это эгоистично — заводить ребенка вне семьи, но известно, что такой ребенок чувствует себя ущербным только тогда, когда его мать чувствует себя ущербной в том, что она не замужем. Но почему обязательно нужно быть жертвой обстоятельств? Можешь воспитать ребенка и не покалечить ему жизнь — воспитывай. Я могу объяснить, ради чего я рожу ребенка вне брака, если такое случится. А вы сможете мне объяснить, ради чего я НЕ должна его рожать? Призыв пожертвовать чем-то просто так совершенно не гуманен! Философия страдания и вечной жертвенности — это против всех принципов гуманности. Человек должен быть счастлив, а не придаваться самобичеванию. Поверьте мне, я глубоко верующий человек! Но христианство не заставляет человека чувствовать себя ущербным, если у него жизнь сложилась не так, как у всех.
KATE

Отвечает протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно:
— Если муж погибает или внезапно умирает во время беременности жены, семья все равно остается полной. Отец участвует в воспитании своего ребенка, и мать с ребенком могут быть счастливы. Конечно, материально бывает труднее, но родительские молитвы всегда с нами. Вера — не предположение, а некий жизненный опыт. Я убежден, что даже после смерти муж и отец заботится о жене и ребенке, незримо присутствует рядом. И как бы ни было горько и трудно молодой вдове, они с ребенком могут быть счастливы. Потому что ребенок рожден в глубокой взаимности матери и отца, их открытости друг другу. Воспитывает ребенка не прекрасная счастливая мать и не прекрасный счастливый отец, воспитывает взаимность. Если даже родители страдают многими страстями (все мы грешники), но умеют нуждаться друг в друге (это дар!), у них больше шансов воспитать ребенка, знающего, ради чего стоит жить. Если же такие отношения изначально разрушить, это неизбежно наложит отпечаток на ребенка.
Вы спрашиваете, почему не надо рожать ребенка вне брака. А я вам задам встречный вопрос. Стоит ли мне украсть деньги у обеспеченного человека ради того, чтобы доставить удовольствие своему ребенку? (Естественно, я не скажу ему, откуда у меня деньги). Вы, наверное, удивлены, а ведь это тот же самый вопрос: можно ли осчастливить ребенка воровством? Чтобы забеременеть, женщина ворует мужчину у другой женщины, независимо от того, женат он или нет. Если не женат, то рано или поздно, скорее всего, все равно женится, но после такой случайной связи ему гораздо труднее будет открыться жене, создать необходимую в семье взаимность (без покаяния, пожалуй, и невозможно). А потом мать растит ребенка в неведении, в обмане. Мне неизвестны случаи, чтобы хоть одна мать-одиночка заявила сыну или дочери: «Послушай, меня ни один мужчина не устраивал, и я сошлась со случайным знакомым, который даже толком не знал, кто я и откуда, и ты — плод этих отношений, а он о тебе не знает и знать не желает». Это не ирония, часто именно так и бывает, но, думаю, ни одна мать в здравом уме так ребенку о его рождении не расскажет. Можно ли, узнав такое, быть счастливым? По-моему, в этом случае даже заповедь о почитании родителей исполнить трудно. Кого почитать? Ау, папа, ты где? Вот и не рассказывают женщины детям правду, а придумывают сказки о погибших летчиках и моряках.

Остаться без отца (равно как и без матери), даже в самом младшем возрасте – огромная трагедия для ребенка. Такие дети подлежат особенной заботе со стороны государства и общества, и эта забота – не награда или утешение, а априори недостаточная попытка восполнить невосполнимую пустоту в его жизни. Женщина, заранее обрекающая своего ребенка на безотцовство, часто также надеется на помощь общества, хотя в первую очередь ей следовало бы обратиться за прощением и помощью к Богу

Я согласен с о. Андреем Лоргусом — женщина реализуется в первую очередь как жена. Она может быть умнее мужчины, талантливей, сильнее духом, но для того, чтобы реализовать свои таланты, ей нужна опора. И главное достоинство мужчины в браке — стать опорой, помочь женщине реализовать себя. Поэтому, кстати, он дает фамилию своей семье.
Но и у матери-одиночки с ребенком есть шанс стать счастливыми. Если когда-нибудь женщина принесет искреннее покаяние, осудит свой грех, Всемилостивый Господь может дать счастье ей и ее ребенку, и они не будут одиноки.
Не могу отвечать за всех священников, но лично я ни одной женщине не советовал бы стремиться завести ребенка вне брака. Идя на это, вы приносите в жертву ребенка. Ему потом придется долгие годы бороться с ложью, которая вывела его на этот свет, которую он в себя принял и только с Божьей помощью, надеюсь, сможет преодолеть, простить своих родителей.
Вы убеждены, что философия жертвы и страданий антигуманна. Я могу с вами согласиться, если речь идет о жертве, к которой человека принуждают насильно. Но бывает жертва добровольная, жертва любви. Вся земная жизнь Христа — добровольная жертва, пример любви, которая на зло не отвечает злом, а предлагает возможность спасения. И Его крестные страдания и смерть на Кресте — добровольная жертва за всех нас. Мы не принуждали Его прийти нас спасать, но Он Сам пожалел нас. Скажете, что Он был несчастлив? Он ждал крестного часа, желал его. И если любящая мать защищает своего ребенка от опасности пусть даже ценой собственной жизни, для нее такая жертва желанна. Это не мука, но сама жизнь. К сожалению, наша вера остается близорукой, мы не видим, что, не жертвуя собой для ближнего, убиваем Бога. Не всегда надо жертвовать жизнью, но часто — своими корыстными интересами.
Наверное, можно жить для себя, ставить себя во главу угла и считать себя счастливым. Тогда можно украсть у другого взаимность, родить ребенка и вырастить его таким же эгоистом, берущим у других, не обращая на них внимания. Но, мне кажется, верующий человек не может не задать себе вопрос: счастье ли это? Счастье — это не философия, это жизненная заповедь Христа, заповеди блаженства. Все они призывают человека хоть чуть-чуть оторваться от себя, от своего эго. Для эгоиста жертва — любить не себя, а другого. Страдания — следствие нашей болезни. Когда человек после перелома ноги начинает ходить, он страдает, ему бывает больно. Но для того, чтобы выздороветь, необходимо претерпеть эту физическую боль. Так же и душевные страдания. Мне мучительно трудно уступить другому, потому что душа моя повреждена грехом. Но если я с Божьей помощью поправлюсь, для меня будет естественно жить, уступая другим.

Записал Леонид ВИНОГРАДОВ

Другие ответы о.Алексия читателям нашего сайта:

Как относится Церковь к гомосексуалистам?

Как преодолеть страсть к азартным играм?

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version