Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Если девочка боится съесть пончик – это тревожный знак

Из всех психических заболеваний именно расстройство пищевого поведения дает самое большое количество смертельных исходов и, в частности, самоубийств

Фото: freepik

«Ничто не делает меня счастливее, чем чувство худобы и изящества. Хрупкую женщину всегда хочется защищать, она создает себе марку, но удержать ее очень сложно. Цена – сказать НЕТ сладостям, мучному и всему нездоровому. Хорошую фигуру не скроет ни одна одежда. «Думай стройнее!» – мой лозунг! Может, он станет чем-то и для вас. Мой рост 170 см, и вес на сегодняшний день составляет 45 кг».

Так пишет пользовательница сайта, посвященного субкультуре Про-ана, пропагандирующей образ жизни с анорексией.

«Вдохновляет. Прочитав твою статью, я буду стремиться к совершенству, как и ты», – отвечает ей другая участница ростом 174 см, ставящая себе цель похудеть до 49 кг.

«А вы хотите стать мамами? Ни одна из вас с таким весом не сможет! Вы совсем с головой не дружите? Вы же убиваете себя!» – пытается вразумить девушек дама с невероятным весом 57 кг, поспешно забаненная модератором.

Что ж, дама недалека от истины. Анорексия у молодых женщин часто приводит к бесплодию и другим чрезвычайно тяжелым физическим последствиям, госпитализации и даже смерти. В это трудно поверить, почитав сайты Про-ана. Разве это не вопрос выбора? Разве не сам человек регулирует свои отношения с едой и, поняв, что переборщил с недоеданием, остановится?

Увы, если бы все было так просто!

Что же это такое?

Фото с сайта hiveminer.com

Анорексия – только одно из ряда расстройств пищевого поведения, которые современная медицина относит к нарушениям психического характера. Удивительно, но из всех психических заболеваний именно эта группа, кажущаяся на первый взгляд наименее серьезной, дает самое большое количество смертельных исходов в целом и, в частности, самоубийств.

Самые распространенные заболевания группы, это уже упомянутая выше анорексия, булимия и обжорство.

При нервной анорексии пациент худеет, но не ест достаточно, потому что убежден, что имеет лишний вес. При булимии периоды неконтролируемого переедания сменяются периодами «чистки» организма: отказа от пищи, искусственно вызываемой рвоты, слабительных, клизм, диуретиков. При обжорстве питание полностью выходит из-под контроля пациента, и он продолжает набирать лишний вес до стадии ожирения, которое неизбежно ведет к болезням физическим. Впрочем, анорексия и булимия к ним тоже ведут.

При анорексии наступает истончение костей, хрупкость ногтей и волос, сухость и пожелтение кожи, анемия, тяжелые запоры, низкое кровяное давление, снижение частоты дыхания и пульса, снижение температуры тела и постоянный озноб. Люди, страдающие анорексией, имеют в 10 раз выше риск умереть в результате обычного заболевания, чем не страдающие этим расстройством. Наиболее частые причины, приводящие к смерти, это дисбаланс жидкости и электролитов в организме и остановка сердца. И, как это ни печально, риск самоубийства при анорексии тоже повышен.

Для больных булимией характерны хронические воспаления и боли в горле, опухание желез на шее и в горле, разрушение зубной эмали и повышение чувствительности зубов, нарушения функций почек, кишечника, тяжелое обезвоживание. Бывали случаи, когда больные булимией попадали в отделения скорой помощи с разрывом пищевода.

Люди, имеющие пищевые расстройства, нередко одновременно страдают от депрессии, обессивно-компульсивного синдрома, тревожного расстройства. На сайтах Про-ана они высказываются уверенно и радостно, но кто знает, что чувствуют они в реальности. Не знаем мы и того, как будут чувствовать себя новички, вдохновленные рассказами о счастье весить 45 кг и носить одежду размера XXS, через несколько месяцев или лет такого образа жизни.

Считается, что пищевые расстройства – болезнь женщин, причем в основном очень молодых. Начинается она, как правило, в подростковом возрасте, когда девочка становится озабоченной образом собственного тела и тем, как ее воспринимают окружающие.

Массовая культура и реклама продвигают стереотип: девушка должна быть худенькой Твигги, чем тоньше – тем лучше, и, следуя этим принципам, некоторые соскальзывают в болезненную худобу и навязчивый самоконтроль.

По статистике, обжорством страдают примерно 1,6% женщин и 0,8% мужчин, анорексией – 0,4% и булимией – 1,3% молодых женщин в каждый конкретный год.

На протяжении же всей жизни 4% женщин придется пережить анорексию, 2% – булимию и 2% – обжорство. О мужчинах такие данные отсутствуют.

Доктор Синтия Булик, научный сотрудник университета Северной Каролины (США) и крупный эксперт в вопросах пищевых расстройств, считает, однако, что мужчины страдают ими в несколько большей степени, чем принято думать. Проблема в выявлении: мужчины стесняются утраты контроля над собой и неохотно признаются в этом врачу или психологу.

Между тем, при анкетировании, проведенном Булик, из 1800 респондентов мужского пола 26% сообщили о переедании, 20% – о потере контроля, 1,5% – об «очистке», 3% – об использовании слабительных.

Доктор Булик считает, что мужчин нельзя спрашивать: «Теряете ли вы контроль над тем, сколько вы съедаете?» Нужно задать примерно такой вопрос: «Чувствуете ли вы когда-либо, что, начав есть, вы не можете остановиться?»

На сайтах Про-ана большинство – девушки. Но есть и мужчины. Неужели их тоже так волнует внешность, или есть другие причины заболевания?

Кто виноват?

Синтия Булик, научный сотрудник университета Северной Каролины (США). Фото с сайта nimh.nih.gov

Как это часто бывает с нарушениями нервно-психическими, точная причина расстройств пищевого поведения науке пока не известна. При этом специалисты считают, что целый ряд факторов, связанных как с индивидуальными особенностями самого пациента, так и с внешней средой, в совокупности приводят к началу заболевания.

Как соотносятся сопутствующие психические отклонения и расстройства пищевого поведения? Являются ли они предрасполагающим фактором или следствием анорексии/булимии? Исследования говорят о том, что болезненное пищевое поведение в разных случаях наступает как до, так и после проявления сопутствующего заболевания. А кроме того, совсем не всегда присутствуют оба диагноза.

Нет такого заболевания, соматического или психического, которое бы в XXI веке не подверглось пристальному вниманию генетиков. Буквально неделю назад в журнале Translational Psychiatry были опубликованы результаты чрезвычайно интересного исследования международной группы экспертов под руководством доктора Элиссона Муотри из Калифорнийского университета (Сан-Диего, США).

Свой новый метод, позволяющий исследовать генетическую составляющую расстройства, сами ученые назвали «болезнь в чашке».

Муотри и его коллеги взяли клетки кожи семи пациентов с анорексией и превратили их в лаборатории в стволовые, а затем в клетки мозга. Создав модель анорексичного мозга, ученые сравнили ее с моделью здорового мозга, созданной аналогичным образом из клеток кожи здоровых людей. Исследователи обнаружили изменения в гене TACR1, характерные для больной модели по сравнению со здоровой.

Доктор Муотри признает, что выборка в 7 человек не достаточна для окончательных выводов, однако результаты дают основания для проведения более масштабных исследований.

А что же среда?

Эксперты считают, что риск заболеть расстройством пищевого поведения повышен для тех, кто в детстве и ранней юности пережил эмоциональное или физическое насилие, был травмирован в семье или в школе, подвергался травле сверстников. Нередко главным обвиняемым, как и в случае с другими психическими заболеваниями становится семья пациента, мать – в первую очередь.

Синтия Булик уверена: очень часто эти обвинения несправедливы.

«В лечении расстройств пищевого поведения семьи часто становятся нашим главным союзником», – говорит она.

Между тем, социальный фактор, который мы уже упоминали, нельзя отрицать. Можно предположить, что давление стереотипов на человека, имеющего физиологическую и ментальную предрасположенность к заболеванию, приводит к тому, что он садится на свою самую первую диету, а дальше начинают работать биологические механизмы, о которых – чуть ниже.

Вот еще одно свежее исследование под названием «Социальные сравнения в социальных сетях: влияние «Фейсбука» на восприятие молодыми женщинами образа собственного тела и их настроение».

И каково же это влияние? Увы, отрицательное. 10 минут, проведенные женщинами в «Фейсбуке», снижали их самооценку сильнее, чем те же 10 минут на сайтах модных журналов и магазинов.

Конечно, далеко не все они прямо из «Фейсбука» отправятся на один из сайтов Про-ана, но тот, кто окажется там, испытает на себе давление, куда более сильное.

Несколько типичных советов с одного из сайтов Про-ана
«Как только почувствуешь голод, начни приседать или бить себя в живот. После этого точно не захочется есть.
Балуй себя! Ходи к косметологу, делай маникюр – что угодно, чтобы чувствовать себя красивой.
Сделай себе поесть и выкини. Оставляй грязные тарелки там, где родители смогут их найти. Это заставит их думать, что ты ела.
Придумай несколько причин, по которым ты не можешь есть – плохо себя чувствуешь, ты вегетарианка, аллергик и т.д. Ты удивишься, как много можно придумать».

Самое удивительное, но статистика свидетельствует, что давлению поддаются не только юные девушки, но и женщины весьма солидного возраста, вплоть до дам в менопаузе. Рост продолжительности жизни, удлинение активного возраста, современное отношение к нему – «70 лет – это новые 50, а 50 – это новые 30!» – заставляют женщин «элегантного» возраста всерьез воспринять это определение.

Конечно, это не значит, что у каждой из вышедших на пенсию высок риск анорексии или булимии, но и среди них есть те, кто не смог остановиться вовремя в своем стремлении соответствовать нереалистичным стандартам, и перешел грань, отделяющую здоровое стремление к телесной гармонии от пищевого расстройства.

Почему эту грань переходят?

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - ponchik_freepik-1024x683.jpg
Фото: freepik

Доктор Булик, суммируя свой богатый опыт, дает такое описание биологического механизма возникновения анорексии – возможно, не единственного.

В норме человек переживает серьезный дискомфорт, если он испытывает голод. Для большинства из нас, это очень неприятный опыт, и если мы вынуждены сесть на диету, то с нетерпением ждем ее окончания.

Сильно ограничивая себя в пище, мы становимся раздражительными, у нас падает работоспособность, болит голова, поэтому, внося изменения в структуру своего питания, исключая нежелательные продукты, мы стремимся заменить их чем-то другим так, чтобы не испытывать чувства голода.

Для людей, склонных к анорексии, все обстоит иначе. Они страдают от тревоги и депрессии, связанной с несоответствием своего физического образа идеалу, но садясь на свою первую диету, они обнаруживают успокоительный эффект от резкого ограничения пищи. Людям с такой нейробиологической особенностью очень тяжело избегать рецидивов болезни, так как любой стресс вызывает у них стремление перестать есть, а это в свою очередь приводит к стрессу физическому.

Нейробиологические механизмы расстройств пищевого поведения пока что плохо изучены, а это значит, что и способов лечения не так много. Единственным одобренным медикаментом является антидепрессант «Прозак» (флуоксетин), причем только для булимии. Другие методы – это когнитивно-поведенческая терапия, семейная терапия, психотерапия. И хотя лечить расстройства пищевого поведения непросто, случаи излечения не так уж и редки.

Для пациентов с анорексией, разумеется, в первую очередь требуется прямое медицинское вмешательство, чтобы привести их в нормальную физическую форму. Никакая психология не поможет человеку, если его организм обезвожен, а сердце и почки отказываются функционировать в штатном режиме.

Лечение пищевых расстройств – это медленный и кропотливый труд. «Находитесь ли вы в стационаре или лечитесь амбулаторно, работать над заболеванием придется от 6 до 8 лет. Это не такая болезнь, которую можно преодолеть в течение месяцев», – говорит Лич Пирс, американский диетолог, которая сама пережила пищевое расстройство и не вполне уверена, что рецидив никогда не случится.

Все эксперты сходятся на том, что для лечения очень важно раннее вмешательство. Гораздо проще иметь дело с болезненными проявлениями, когда они только начались.

Если 12-летняя девочка начинает делать зарядку три раза в день и боится съесть пончик – это тревожные знаки для родителей, сигнализирующие о высоком риске расстройства пищевого поведения.

Есть ли способы предупредить возникновение пищевых расстройств?

Ряд рекомендаций по превенции дает доктор Синтия Булик.

Довольно неожиданный совет – грудное вскармливание детей. Нет, он не основан ни на каких исследованиях. «Просто потому, что грудное вскармливание полезно во всех отношениях», – говорит Булик.

Позитивную роль играют уходящие в прошлое совместные семейные обеды и ужины. Это очень важная часть культуры, а если в семье принято есть то, что приготовлено дома из качественных продуктов, а не из полуфабрикатов, то это формирует здоровое пищевое поведение.

В общении с детьми родителям следует подчеркивать, что человек заслуживает уважения независимо от своей внешности и отмечать все, даже самые маленькие, достижения ребенка.

Девочкам часто делают комплименты по поводу их внешности, говорит Синтия. Если вашей дочери кто-то сказал: «Какая ты красивая!» обязательно добавьте: «И к тому же она прекрасно разбирается в химии!»

Конечно, будущему профессору химии красота не помешает. Но пусть это не влечет за собой неоправданных жертв.

Источники:

9 Eating Disorders Myths Busted

Расстройства пищевого поведения

How Stem Cells Could Help Scientists Study Eating Disorders

Eating Disorders: ‘The fear is weight gain’

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?