Православный портал о благотворительности

«Если человек занимается социальной историей России, такая книга должна быть у него на столе»

В дореволюционной России благотворительность была составляющей не только социального, но и культурного пространства. В Петербурге даже архитектура связана с благотворительностью

В 2008-м году одним из победителей проводимого Фондом преподобного Серафима Саровского конкурса «Православная инициатива» стал проект «Энциклопедия благотворительности: Санкт-Петербург».

Этот проект до сих пор успешно развивается: есть постоянно обновляемый сайт http://encblago.lfond.spb.ru , планируется печатное издание. В статьях рассказывается не только о том, что было в городе на Неве до октябрьского переворота, но и том, как возрождается благотворительность в ближайшие лет двадцать. Об истории этой энциклопедии рассказывает руководитель проекта, заместитель директора Фонда им. академика Д. С. Лихачева Олег Леонидович Лейкинд:

Темой благотворительности Фонд имени Д.С.Лихачева занимается давно – с 2001-го года. Посылом для этого стало возрождение в России благотворительности – в 1990-х стали появляться благотворительные организации. Наш фонд преследует в первую очередь культурно-просветительские задачи, поэтому нас заинтересовали вопросы истории и современного развития благотворительности. Мы назвали эту программу «Благотворительность в России: история и современность». Работали совместно с петербургским Центром развития некоммерческих организаций. В 2001 году мы собрали общероссийский конгресс, посвященный этой теме, на который прибыли не только активисты благотворительности, но и социологи, культурологи, экономисты. За конгрессом последовали семинары, и мы начали издавать сборник научных трудов «Благотворительность в России. Исторические и социальные исследования». Таких сборников вышло пять. Затем мы сделали большую фотовыставку. Эта выставка до сих пор работает, каждый год она где-то показывается – и в Петербурге, и в области, и в других городах России, например, на Урал у нас ее забирали. Таким образом, за эти годы накопилось довольно много материала, накопились связи со специалистами – историками, социологами. И создание Энциклопедии петербургской благотворительности стало следующим закономерным шагом. Проект называется «Энциклопедия благотворительности: Санкт-Петербург». Мы как бы провоцируем его развитие по всей России. За Санкт-Петербургом может возникнуть «Энциклопедия благотворительности: Москва», «Пермь», «Кострома» и так далее. Энциклопедия посвящена как дореволюционной, так и современной благотворительной деятельности. Такой подход утверждает историческую преемственность в развитии благотворительности. В дореволюционной России благотворительность была составляющей не только социального, но и культурного пространства. В Петербурге даже архитектурная среда тесно связана с благотворительностью – значительное количество зданий в историческом центре города принадлежало или занималось благотворительными организациями. Так, Ведомству учреждений императрицы Марии принадлежало около 60 петербургских зданий – это детские приюты, богадельни, девичьи институты; несколько десятков зданий принадлежало Императорскому человеколюбивому обществу. Благотворительные сборы и базары становились общегородскими событиями. На сайте Энциклопедии есть фотография Карла Буллы, запечатлевшая шествие колонны сборщиков пожертвований по Невскому проспекту. Они собирались в центре города, служили молебен, проходили по Невскому проспекту и расходились со своими кружками по всему городу.
Сегодня благотворительность много где изучают – и в школе о ней говорят, и студенты пишут рефераты. Мы стараемся связывать современность с историей. Многие реалии, методы, формы изменились. Но важно сохранить внутреннюю культурную и духовную преемственность благотворительности.

– Сколько человек занимается энциклопедией?
О. Л. : Руководитель проекта в моем лице, два научных редактора по направлениям – историческому и современному, и более десятка авторов. Есть еще программисты, дизайнер из компании «Альт-Софт», которой мы заказали изготовление базы данных и интернет-сайта.

– Как у вас обстоят дела с финансированием? Кроме гранта от Фонда преподобного Серафима Саровского есть какие-то источники?
О. Л. : Мы уже третий год занимаемся проектом. Грант от Фонда Серафима Саровского дал толчок проекту, за что этому фонду большое спасибо, они были первые, кто нас услышал. Затем мы получили так называемый президентский грант в рамках государственной программы поддержки некоммерческих организаций – этот грант дал нам возможность заложить основные составляющие Энциклопедии, собственно говоря, построить сайт. В этом году мы надеемся на помощь Комитета по молодежной политике и связям с общественными организациями. Мы подали заявку на конкурс субсидий – ждем ответа. Субсидия поможет нам к концу 2010 года в основном закончить работу. Проект уже «пророс» в нашу организацию. Даже без грантов и субсидий мы все равно стараемся что-то делать: если нечем платить авторам, пишем статьи своими силами, подбираем фотографии. Так вот потихоньку двигаемся.

– А кто ваши авторы?
О. Л. : Все авторы приведены на сайте. Это историки, сотрудники Российской национальной библиотеки, по современному разделу мы сотрудничаем с Полиной Беспрозванной, которая долгие годы была главным редактором журнала «Пчела» – издания Центра развития некоммерческих организаций. Она хорошо знает и понимает благотворительное сообщество.

– Что нужно, чтобы организация, которая появилась после, скажем, 1988 года, попала в вашу энциклопедию? Что важно – масштаб проекта, продолжительность его работы, что-то еще?
О. Л. : В основном мы придерживаемся принципа: организация должна стабильно проработать не менее 5 лет. Однако могут представлять интерес и более кратковременные организации, из тех, что возникли на заре возрождения благотворительности, например первый приют для бездомных детей «Синяя ворона», возникший в конце 1980-х в пустующем доме на Свечном переулке. Это уже новая история благотворительности. Тогда весь процесс был очень хаотичный. Вероятно, в городе существует не более двух-трех десятков благотворительных обществ, возникших в начале 1990-х и действующих поныне. К таким долгожителям относятся «Невский ангел», «Ночлежка», «Золотой Пеликан», «Каритас». Мы не включаем в Энциклопедию совсем молодые организации. Энциклопедия – это не указатель актуальной информации: контактов, перечня услуг и т.п. Для этого есть другие издания. Так, недавно вышел справочник благотворительных организаций, которые работают под эгидой Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. горячая информация, перечень услуг, контакты и т. д. Задача энциклопедии – собрать знания о благотворительной деятельности за определенный исторический период, в данном случае: за дореволюционный и первые двадцать лет новой эпохи в развитии России. Энциклопедия способствует включению благотворительности в т.н. культурный слой Петербурга. Энциклопедия носит еще и краеведческий характер. Поэтому для нас важно выяснить, где располагалась организация, в каком здании – особенно это касается исторических статей.

– Для вас принципиально, создана ли организация жителями нашего города или она является филиалом, например, какого-нибудь иностранного фонда?
О. Л. : Мы как раз недавно это обсуждали. Пока мы еще не брались за описание западных фондов, действовавших и действующих в нашем городе. Фонд Сороса, например. Как бы мы не относились к самому Дж. Соросу, его фонд работал у нас больше десяти лет, и сделал чрезвычайно много полезного. Фонд Форда, программа голландского посольства «Матра», фонд Генриха Белля, фонд Конрада Аденауэра… Если у иностранной организации было или есть здесь представительство (а, как правило, в таких представительствах работают российские граждане), то мы будем про нее писать.

– Бывает ли, что организации не идут с вами на контакт, не хотят, чтобы вы про них писали?
О. Л. : Нет, такого не было. С нами контактировали около 150 организаций Санкт-Петербурга. Все статьи о современных проектах пишутся таким образом: мы обязательно звоним в организацию, встречаемся с ее представителями. Обязательно должен быть личный контакт. Может, было два-три случая в начале работы, когда диалог не сложился. Причина была одна и та же: диалог разрушался, когда возникал вопрос об источниках финансирования. После этого вопроса наступал ступор: «А что это вы спрашиваете? Этого я вам не могу сказать без разрешения директора. А зачем это вам нужно?». И дальше разговор не складывался. Мы быстро поняли, что этот вопрос надо задавать с максимальной деликатностью, и больше никаких конфликтных ситуаций не было. Большинство организаций к нашему проекту относятся доброжелательно и были достаточно открыты во время опроса. А мы не прокуратура, нам не надо всю подноготную узнавать (смеется – И. Л.).

– Члены каких-то современных организаций, описанных вами, обращаются за опытом к вашей энциклопедии?
О. Л. : На сайте есть счетчик, регистрирующий количество посещений. Пока картина такая: в день наш сайт посещают около ста человек. На мой взгляд, это немного. У нас есть опыт сайтостроения по другим направлениям, и мы можем сравнивать. Ожидаем, что со временем число посещений увеличится до 300-500 в день. Значительная часть целевой аудитории сайта – студенты и школьники. Пики посещаемости подобных культурно-просветительских сайтов случаются в декабре или в мае, когда идут экзамены, курсовые… В целевую аудиторию также входят историки, преподаватели социальных профессий, сотрудники благотворительных организаций. Хотя последние, чрезвычайно занятые практической работой, нечасто интересуется историей благотворительности.

– Но историей можно интересоваться и с практической точки зрения.
О. Л. : Да, мы как раз продвигаем эту идею. Практический опыт можно и нужно черпать в истории. Помимо этого, на наш взгляд, историческая рефлексия, исторический контекст помогает благотворительным организациям сформировать свой имидж, может определить выбор методов и характера фандрайзинга, и в целом, способствует общественному доверию к благотворительной деятельности. Нам знакомы организации, которые это хорошо понимают. Занимаясь, скажем попечением о заключенных, нельзя не представлять себе, как работали Санкт-Петербургские мужской и женский тюремно-благотворительные комитеты в условиях царской бюрократии. В интересе к истории проявляются опыт и основательность организации.

– Вы рассказали о целевой аудитории сайта. Но ведь вы собираетесь выпустить и печатную версию энциклопедии. А какова её целевая аудитория?
О. Л. : По завершению работы над интернет-сайтом, мы, действительно, планируем приступить к подготовке книжной версии Энциклопедии. Это должно быть хорошее иллюстрированное издание. Думаю, что читателями Энциклопедии будут – историки, краеведы, учащаяся молодежь. Если человек занимается социальной историей России, такая книга должна быть у него на столе. Мне было приятно услышать слова благодарности от сотрудников Центра краеведения в Городской библиотеке им. В.В.Маяковского. Сайт уже сейчас помогает им отвечать на краеведческие запросы читателей. Если будет финансовая возможность, мы хотели бы подарить книгу во все публичные и школьные библиотеки Петербурга. Так, в библиотеки города поступили все книги Дмитрия Сергеевича Лихачева, изданные Фондом. Буквально несколько дней назад мы передали книги книги Д.С.Лихачева и Д.А.Гранина в библиотеки Ленинградской области.

– А если такой финансовой возможности не будет, то как вы собираетесь книгу распространять?
О. Л. : Наш фонд некоммерческий, мы не издаем книги на коммерческой основе. Будем искать заинтересованное издательство, которое включится в проект. И тогда книга будет продаваться в магазинах, а мы получим какое-то количество экземпляров, которые опять же подарим библиотекам и специалистам. И этот способ издания хорош. Потому, что лучший способ распространения книг – это продажа. Подарить можно 100 книг, а 3000 – очень сложно и трудоемко.

– Какие из описанных в энциклопедии организаций произвели наибольшее впечатление лично на вас?
О. Л. : Если говорить о современных организациях, то все те, за которыми стоит энтузиазм одного или нескольких человек. Взять, например, частные детские приюты. Я не могу себе представить, сколько трудностей им ежедневно приходится преодолевать. Это подлинное подвижничество. Из дореволюционных… впечатляет деятельность всей семьи Ольденбургских. Памятник принцу П.Г. Ольденбургскому, беспримерному благотворителю, многие годы возглавлявшему Ведомство учреждений императрицы Марии, стоял у фасада Мариинской больницы на Литейном проспекте. В 1920-е он был уничтожен большевиками. Сейчас Мариинская больница собирает средства на восстановление памятника, и наш Фонд помогает этому начинанию. К сожалению, занимаясь историей благотворительности, нам мало удается узнать о жизни, внутренних побуждениях и переживаниях «обычных» благотворителей – купцов и чиновников средней руки, врачей, учителей. Отчеты благотворительных обществ, как правило, об этом умалчивают. Поэтому мы просили наших авторов, пишущих о современных благотворительных обществах, выявлять не только проекты, факты, даты, но постараться описать и эту человеческую историю современной благотворительности.

Беседовал Игорь ЛУНЕВ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version