Город Зестафони Маргветской епархии Грузинской Православной Церкви. 25 февраля 1997 года по благословению Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии ІІ и митрополита Маргветского Константина здесь был открыт приют святой Варвары для сирот, беспризорных детей и подростков.
Сегодня под покровом святой Варвары живут около 200 таких ребят в возрасте от нескольких дней до 17 лет. Все они в результате экономического кризиса последних десятилетий в Грузии оказались на улице. На вопрос: «Как попадают в приют?», воспитатели нам отвечают: «Есть «отказники» прямо из роддома. Некоторых нашли на улице, кого-то продали в Турцию, отец Григорий вернул. Однажды пришел губернатор города Тирджоли. Проснулся утром -видит под дверью уже посиневшего ребенка. Принес. Мальчику было тогда шесть-семь дней. Мы приняли, назвали Моисеем, потому что как и Моисей – подкидыш. Фамилию дали Имереишвили – «сын Имеретии», потому что нашли в той области Грузии, что зовется Имеретия. Другого мальчика, ему годик сейчас, подобрали – на улице валялся, пятимесячный, кости все переломаны. Его лечили в Тбилиси, а потом нам передали. Еще двое малышей, Спиридон и Николай, зимой чуть не замерзли. Если бы ни отец Григорий, половины этих детей не было бы сейчас в живых. У некоторых есть родители, но обычно они о своих детях не вспоминают…»
Возглавляет приют протоиерей Григорий Абуладзе.
***
Одиннадцать вечера. Раньше застать отца Григория на месте невозможно. Поднимаемся по лестнице приюта на самый верх. Справа дверь в домовый храм, где не прекращается Акафист перед иконой Божией Матери Иверской. Прямо вход в комнату отца Григория.
– Отец Григорий, расскажите о себе…
– Родился в 1950 году в городе Зестафони, закончил Тбилисский университет, факультет кибернетики, аспирантуру. Преподавал в Университете и Политехническом институте, в Институте хирургии, потом стал священником.
– Когда Вы пришли в Церковь и почему решили стать православным?
– Потому что узнал, что в обители Божией экзамен по кибернетике не сдают (смеется). Я пришел в Церковь в 1978 году, когда учился в Тбилиси.
При коммунистах он ходил по школам в Тбилиси и рассказывал о Христе, ходил по деревням и городам Грузии и проповедовал Евангелие по тайному благословению Патриарха. Он не боялся ничего. Он находил единомышленников и с ними возрождал церкви – в конце восьмидесятых с Божией помощью и его трудами были открыты храмы святого апостола Андрея («Синий монастырь») и святой равноапостольной Нино в Тбилиси, святого Георгия в Хони. Он вел активную проповедь среди мусульман в Аджарии, возвращая их к православным истокам. В 1990 стал диаконом и через несколько месяцев священником. Местом его первого служения было исламизированное село Хуло в Аджарии, где он основал церковь и духовное училище. Мусульмане сразу написали Святейшему Патриарху письмо: «Если не заберешь его отсюда, следующей бандеролью пришлем его голову». Другой раз собрались старейшины села и хотели убить – дети встали и собой закрыли отца Григория: «Убейте лучше нас, чем нашего священника». После Хуло служил в Батуми, Кахетии, Зестафони, Сегнаки.
Познакомившись с ним, министр информации Греции сказал: «Если бы у меня было пять таких священников, мы вернули бы себе Византию».
Помимо приюта святой Варвары отец Григорий возглавляет Центр духовного просвещения имени святого апостола Симона Кананита, куда входят два православных садика – святой Варвары (250 детей) и святой Екатерины (150 детей), духовное училище святителя Николая Чудотворца (100 человек), гимназия святителя Иоанна Златоуста и апостола Андрея Первозванного (250 человек), православный летний лагерь святой Варвары. Всем этим детям отец Григорий дарит не только свою заботу и любовь, но обеспечивает хорошее образование и бесплатное пропитание.
Особо надо сказать о православном лагере в Зестафони, где ежегодно отдыхают около 200 детей из Саингило – насильно мусулманизированного региона Грузии. Дети обучаются истории Православной Церкви Грузии, церковным песнопениям, молитвам, Закону Божиему, библейской истории. Многие из них принимают крещение, и так постепенно возрождается православная вера в Саингило.
За время своего служения в Зестафони отец Григорий построил церковь святого Георгия и ведет строительство еще двух – Богородицы и Иоанна Крестителя сейчас.
– В Грузии есть такая традиция. Наш Святейший Патриарх Илия празднует праздники русским святым – Александру Невскому, Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому всегда высоко торжественно. Ведь они наши великие отцы, великие покровители, как и Иоанн Златоуст, и святитель Николай. Мы очень любим русских святых. Когда я был в Москве, то ходил поклонился мощам Матроны Московской. Мы и русские, и грузины – православные. И больно из-за того, что сейчас происходит в отношениях между нашими странами. Надо, чтобы наши народы дружно жили. Бог хочет, чтобы православные дружно жили и любили друг друга. Чтобы православные не были вместе хочет злой дух. Написано: один пастырь и одна паства. Мы всегда молимся святым Сергию, Серафиму. Батюшка Серафим любил Грузию. Православных никто не одолеет. Мы всегда будем любить друг друга. Русский народ – это народ, у которого миллионы святых, убиенных за веру Христову, особенно в начале двадцатого века. Грузинский народ – это народ, у которого миллионы святых: тысяча лет сплошной войны против мусульман – турок, персов, арабов. Сонм русских и грузинских святых молится за нас – за Россию и Грузию.
В приюте живут русские дети: Мишико и Катя. Мишико не многословен, хочет стать священником.
– Что ты любишь, Мишико, больше всего?
– Работать люблю, (подумав), в церкви. У Мишико есть бабушка: «Он как к отцу Григорию попал, совсем другим человеком стал: «Ты знаешь, бабушка, отец Григорий меня на колени поставил, я два часа стоял, все сказал, и как тебя обижал, и как не слушал».
Летом по благословению Патриарха Илии приюту святой Варвары была передана территория бывшего кроличьего хозяйства. Пятьдесят гектаров земли да полуразваленные бараки на них. Здесь дети работают – время уборки фасоли и кукурузы.
– Трудиться, трудиться, не молиться – в обезьяну превратиться, – приговаривает отец Григорий уже под вечер, и ребята бегут на благодарственный молебен. Они становятся серьезными и поют все молитвы наизусть. Молитва – основа жизни. Если Бог не поможет, никто не поможет. В здании приюта два домовых храма – св. Нино и св. Варвары, в которых вот уже пять лет воспитатели и дети читают круглые сутки Псалтирь и полтора года – Акафист Божией Матери Иверской.
На переданной приюту святой Варвары территории отец Григорий надеется с помощью Бога и добрых людей начать строительство жилого корпуса для 200 детей. Пока все они – и взрослые, и малыши ютятся в одном детсаду, тесно. «Мы будем очень благодарны, если кто-нибудь нам поможет. Дети в приютах отличаются необыкновенной любовью и благодарностью за самую малость».
Банковский счет:
Альфа-Банк, Москва, Росиия
SWIFT: ALFA RU MM
ВИК: 044525593
к/сч: 30101810200000000593
в ОПЕРУ ГУ ЦБ РФ по г. Москве
название банка в Грузии: Прокредит банк
SWIFT: MI BG GE 22
к/сч: 30122810460000000002 (рубли)
к/сч: 30112840000000000154 (USD)
имя получателя: Центр Духовного Просвещения
им. ап. Симона Кананита
р/сч получателя: 101070023
Координаты приюта:
Грузия, г. Зестафони, ул. Робакидзе, д.6
Mob. +995 99 573287
Tel/Fax +995 32 337680
Сайт приюта в интернете времемнно, видимо, недоступен.
Александра Никифорова