Православный портал о благотворительности

Эскулапы тянут лапы: как перестать бояться детских врачей

Многие из нас в детстве боялись врачей, а некоторые продолжают это делать, уже став родителями.

ITAR-TASS 27: RYAZAN, RUSSIA. FEBRUARY 16. Doctor listening to a child's heart with stethoscope, as father looks on. A new law which would allow fathers to take a sick leave to look after their sick children comes into force on 15 February, 2009. (Photo ITAR-TASS / Alexander Ryumin) 27. Россия. Рязань. 16 февраля. Прием у врача в детской поликлинике. Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин
Прием у врача в детской поликлинике. Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин

Как подготовить ребенка к приему у врача? Как задать все интересующие вопросы и сгладить неприятные ощущения? Будет ли у ребенка психологическая травма из-за неудачного укола? Комментируют педиатр, детский кардиолог, сотрудник кафедры госпитальной педиатрии № 2 ПФ РНИМУ имени Н. И. Пирогова Даниил Ильяшенко и детский и семейный психолог, автор блога @psycholog_na_kuhne Мария Шаталова.

Может ли неприятная медицинская процедура оставить у ребенка травму на всю жизнь? Что делать, если ребенку больно, а врач не относится к этому достаточно бережно?

Даниил Ильяшенко: Вопрос о том, чтобы бережно относиться к ребенку, очень зависит от того, какой перед вами ребенок. Когда это двухкилограммовый младенец, его не надо ни о чем предупреждать, его даже особо фиксировать не надо: с ним можно аккуратно провести все необходимые манипуляции. А когда перед вами ребенок месяцев восьми, а то и года, он в восторге от ваших действий не будет, как бы вы ни старались.

Вот если ребенок постарше, я всегда пытаюсь найти контакт — стараюсь отвлечь, могу специально снять фонендоскоп с шеи и сказать: «На, подержи, пожалуйста», а сам буду разговаривать с мамой в этот момент; подарю шпатель, спрошу про машинку, если это мальчик, или про куклу, если девочка.

Бывает, что ребенок никак не хочет сотрудничать. Тогда, может быть, придется просить маму посадить его на колени, послушать сначала маму, потом его. Правда, на это необходимо время, которое не всегда есть. Но, в любом случае, ребенок чувствует отношение врача и мамино состояние. Если мама спокойно, по-доброму, с доверием с врачом общается, то и ребенку легче. А если мама с надутыми губами сидит, нервничает или ей не нравится, что врач не может найти контакта с ее ребенком, это не совсем правильно.

Нужно сказать, что пациенты, которые недовольны тем, как оказывается медицинская помощь, есть везде, даже в очень «продвинутых» странах. А что касается отношения к детям, мне кажется, что если человек не любит детей, то он не должен с ними работать.

Мария Шаталова: Самое неприятное действие врача не оставит психологической травмы, если ребёнок получил адекватную поддержку от родителей. Одно дело, если мама скажет: «А ну замолчи, нечего тут реветь, достал со своими картинами!» после того, как ребёнку сделали укол, и совсем другое дело, если она обнимет, пожалеет и скажет, что понимает, что ребенку неприятно. А если врач сможет быть спокойным и ласковым с ребенком даже при выполнении неприятных процедур, это будет идеально.

Как определить, когда дискомфорт оправдан, а когда это некорректное поведение врача? Что родители должны узнать у врача для своего спокойствия? С какого возраста объяснять суть происходящего детям?

Даниил Ильяшенко. Фото Павла Смертина

Даниил Ильяшенко: Конечно, нужно объяснить маме, что происходит. Я придерживаюсь такой позиции, что спокойная мама — здоровые дети, поэтому стараюсь на приеме максимально подробно все рассказать.

Но есть и отдельная просьба родительницам: слушайте, что говорят врачи!

Если врач сказал вам, что перед тем, как взять кровь, надо ребенка поить водой, то он это сказал потому, что знает: если ребенок не пьет воды, кровь может быть слишком густая, взять анализ будет сложно. А если мама не согласна с рекомендацией, нужно учиться задавать вопросы: «Зачем давать воду?» Врач ответит: «Чтобы кровь была жиже и легче было ее взять». И всем все понятно. А бывает как: «Ой, а я подумала, а вот у меня ребенок на естественном вскармливании, а сказано, что если он на естественном вскармливании, то тогда ему давать воды не надо», — и воду не дала, и медперсонал мучается с анализом, ребенок травмируется.

Или ситуация: я взял у вас ребенка и зашел с ним в процедурный кабинет, закрыв дверь. Я хочу взять у него кровь. Мама слышит, как ребенок кричит, нервничает, обижается на врача. Но вообще-то, когда мы берем кровь, даже хорошо, чтобы ребенок покричал, потому что мышцы напрягаются и гонят кровь, и ее легче набрать в пробирку. А если малыш будет просто лежать и улыбаться, то кровь быстро и в нужном объеме не потечет. Но не все мамы знают об этом и не все медики, наверное, об этом предупреждают, потому что нет времени объяснять.

В поликлинике у врача на прием ребенка примерно 12 минут. Что можно успеть за это время обсудить, когда нужно поставить дифференциальный диагноз, может быть, даже посоветоваться с коллегами. Поэтому эти жесткие временные регламенты, конечно, безобразие. Я стараюсь с мамами говорить, но у меня на прием есть 30 минут. Их, как правило, хватает, если мама грамотно себя ведет.

Дам практический совет: записывайте!

Если ребенок заболел, берете листочек бумаги и записываете: дата, время, какая температура, какая жалоба, что я сделала, сколько какого препарата я дала, что было потом, какая реакция на симптомы, какие новые симптомы. В тот момент, когда приходит врач, даете ему листочек, где описано течение болезни, и все. То же самое, когда идете на прием: запишите все вопросы, чтобы ничего не забыть.

Бывает, мама приходит ко мне на прием с маленьким ребенком, я ее обо всем расспрашиваю, ребенка осматриваю, рекомендации на листочке записываю. Даю маме листочек, говорю: «У вас есть какие-то вопросы? «Ой, вы знаете, были вопросы, я забыла». И кто здесь виноват?

Мария Шаталова. Фото из личного архива

Мария Шаталова: Нет какого-то четкого определенного, конкретного возраста, когда дети начинают помнить неприятные медицинские процедуры. Но готовить в любом возрасте необходимо — дошкольников в игровой форме, поиграть с ними «в доктора» или прочитать про это сказку, более старшим детям можно объяснить, зачем это нужно, без лишних подробностей. Будет здорово, если после процедуры вы проведете приятное время с ребёнком, сделаете что-то, что вызывает позитивные эмоции. Для малышей я рекомендую утешительные призы, причем можно договориться с врачом, чтобы именно он передал его ребенку в конце приема.

Важно, чтобы родитель врачу доверял. Дети, особенно маленькие, считывают отношение своих значимых взрослых к другим людям.

Для этого важно заранее почитать отзывы и сделать свои выводы, подходит ли специалист. Дети имеют полное право расстраиваться, кричать, сопротивляться — иногда это повод перенести прием, но если вмешательство необходимо срочно, сопротивление ребенка не повод уходить.

В идеале врач все же должен установить контакт с маленьким пациентом до того, как проводить какие-либо манипуляции. Надо заранее рассказать, что мы придем на прием к врачу, что врач, например, потрогает тебе животик, послушает трубочкой, что доктор больно не будет делать. Самой не нервничать и доверять врачу — вы же к нему приходите добровольно, потому что нужна помощь. Это я говорю про плановый прием.

Как помочь ребенку, пережившему экстренное вмешательство?

Даниил Ильяшенко: А вот когда дело экстренное, ребенок бежал, упал, рассек лоб, попал в травмпункт, то там, естественно, будут зашивать и делать уколы, и никто не будет уговаривать ребенка сделать то или другое — нужно оказать помощь быстро. Но я не знаю случаев, чтобы врачи специально хотели сделать больно или неприятно.

Мария Шаталова: Психика очень адаптивная, а детская в особенности, тем более, в экстренной ситуации. Ребенка, пережившего экстренное вмешательство, нужно окружить заботой, и вполне возможно, что никакой дополнительной проработки не понадобится. Но если время прошло, а вы замечаете, что поведение ребенка критично отличается от привычного, это повод обратится к детскому психологу.

 

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version