Седьмой случай подросткового суицида за 10 дней. Вчера школьница выпрыгнула из окна 16-го этажа дома на юго-западе Москвы. Что случилось с нашими детьми? Отвечает протоиерей Лев БОЛЬШАКОВ, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Кондопоге:
— Эти страшные, совершенно противоестественные события – самоубийства детей – обнаруживают беспощадную отчужденность подростков от мира людей. Разве покончил бы с собой тот, кто любит и любим? По какой причине истощился в их душах всякий ресурс жизни? Мы должны ясно понимать, каким образом в ребенке этот жизненный ресурс накапливается, что именно учит его радоваться жизни, что составляет самую существенную ценность юношеской души, как учится ребенок любить и дорожить жизнью другого человека, а тем самым – осознавать себя нужным. Самое раннее младенчество, уже в утробе матери, может оказаться трагическим опытом ненужности. С раннего детства ребенок часто оказывается в зависимости от оценки по тем или другим внешним критериям, а его собственная личность, его самобытность не замечаются родителями. Спокойное, дружелюбное общение, когда семье хорошо просто потому, что все собрались вместе, – это хоть и очень простая, но редкая радость. Ценится ли в обществе бескорыстная дружба, помогают ли родители своим детям быть ответственными и внимательными друзьями по отношению к их сверстникам? Не нагнетают ли родители настроение беспокойства и раздражения в семье, когда не успевают в бесконечной потребительской гонке? Культ успеха — не является ли страшным обманом, которого не всякая душа способна избежать?
Всем понятно, что школа как среда общения именно в ту пору, когда формируется личность, имеет совершенно особое значение для воспитания души и ума. У множества людей, к которым и я имею счастье принадлежать, школьный опыт – самый активный, духовно значимый и творческий. Это опыт уважения, любви, дружбы, чести, любознательности, творчества, благодарности и сострадания. Тогда не могло быть речи ни о каком религиозном воспитании, но самые подлинные и сильные уроки нравственности получали мы в школе, так что теперь, когда я священник, эти уроки остаются для меня незыблемыми. Остается надеяться, что среди «учреждений по оказанию образовательных услуг» возможны настоящие школы, где наперекор системе ЕГЭ уроки русской литературы научат юношей любви к жизни, нравственности и чести, а большие сочинения на этих уроках помогут разобраться в собственной душе, научат самостоятельно думать и высказываться. Полагаю, что неумение выразить себя, отсутствие искренних дружеских отношений постепенно подавляет молодую душу.
Когда человек свой среди своих и он молод, жизнь в нем не оскудевает. Ценность такой человеческой общности прежде всего понятна людям Церкви, ибо она собрана любовью Бога ради торжества любви и вечной жизни. Это значит, что именно любовь и радость как главные плоды Духа должны быть явлены и проповеданы Церковью. Это самая насущная задача нашей миссии.
Всякая серьезная человеческая нужда побуждает обратиться с молитвой к милосердному Богу. Самоубийство близкого человека – это такое страшное событие, непереносимое без помощи Божией, что ни в чем другом человек не найдет поддержки, как только в молитве. При этом тому, кто потерял близкого, невозможно искать облегчения только своим мукам, забывая о погибшем человеке. Мы не можем жить без надежды, что Господь даст покой душе, которая здесь изнемогла, поэтому и существует молитва прп. Льва Оптинского о некрещеных, умерших без покаяния и самоубийцах: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Большинство из них – жертвы.
Я думаю, что в каждом случае следует учесть конкретные обстоятельства, насколько сознательно был сделан тот страшный шаг, принять совет священника и, в конечном счете, предоставить все милосерднейшему суду Бога. Из этого доверия ко Христу и сложится молитва в помощь умершему в последней немощи.