Православный портал о благотворительности

Еще один метод – это порка: как правильно подобрать лечение наркозависимым

Избиения, тяжелая и неоплачиваемая работа, подчинение деструктивной секте – именно это получают наркозависимые в некоторых «реабилитационных центрах» вместо лечения. Как избежать такой опасности?

Пациенты на карантине (первый этап реабилитации) в реабилитационном центре для наркоманов фонда «Город без наркотиков» в Екатеринбурге. Павел Лисицын/РИА Новости

«Пока он колется – он не человек»?

Примеры жестокого обращения с наркозависимыми в реабилитационных центрах найти нетрудно.

В начале марта во время пожара погибли 12 пациентов лечебницы, принадлежащей центру «Содействие». Как выяснило следствие, они находились на положении заключенных, жили в помещении размером 25 кв. метров с решетками на окнах. Они бесплатно выполняли тяжелые работы, а выручку за это получали неустановленные лица. Пожар возник из-за несоблюдения персоналом правил безопасности.

В конце декабря прошлого года в Омской области пациент одного из аналогичных учреждений скончался «от множественных переломов и разрывов внутренних органов». Против сотрудника реабилитационного центра было возбуждено уголовное дело.

В Татарстане в 2014-2015 гг. с особой жестокостью были убиты три пациента таких центров и, как минимум, один покончил с собой. В других регионах есть своя печальная статистика. «Это какой-то ГУЛАГ, расползшийся по стране», – считает руководитель Международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков.

Пациенты некоторых реабилитационных центров рассказали «Радио Свобода» о таких методах «лечения», как избиения (вплоть до переломов ребер и конечностей), обливание холодной водой из шлангов в любое время года, погружение в бочку со льдом, привязывание тяжелых предметов к шее и рукам за любую провинность.

«Для меня это распущенные люди, негодяи, подонки…», – говорит о наркоманах соучредитель фонда «Город без наркотиков» Андрей Кабанов.  Согласно его методу реабилитации, наркозависимого нужно сначала полностью изолировать. Первоначально в учреждениях фонда на вновь поступивших в обязательном порядке надевали наручники на 3-4 суток, затем правоохранительные органы запретили их использование.

Лечение заключалось, в том числе, в голодании: «Первое время, когда организм борется, вместе с голодом ему перенести это гораздо проще. Как только ты покушал, у тебя начинает работать желудок, то есть, действуют сразу многие центры организма. А когда ты голоден, гораздо легче переносить интоксикацию…»

Пациенты в реабилитационном центре для наркоманов фонда «Город без наркотиков» в Екатеринбурге. Павел Лисицын/РИА Новости

Еще один метод, применявшийся ранее, – это порка. «Родители приходили к нам, говорили, что не могут с ребенком справиться. Мы тогда по их просьбе при них пороли ребенку задницу», – сказал Кабанов в разговоре с журналистом сайта Rupolit.net. «Пока он колется, он не человек», – считает соучредитель фонда.

Признаки опасного реабилитационного центра

Президент Некоммерческого фонда «Здоровая страна» Александр Савицкий рассказал «Милосердию», на что следует обращать внимание, выбирая реабилитационный центр для своего близкого, больного наркоманией.

«Самое опасное, это если вам предлагают не совсем законными методами его госпитализировать: приехать с наручниками, сделать волшебный укол, замотать скотчем и так далее. Это может причинить физический вред человеку, которого госпитализируют», – сказал Савицкий.

Подозрительно, если пациента собираются сразу отправить в реабилитационный центр, минуя врача-нарколога.

«Без снятия абстинентного синдрома, без осмотра нарколога и психиатра реабилитация будет затруднена. По большому счету, это насилие над человеком», – считает эксперт.

Должно настораживать также отсутствие у учреждения контактов с государственными органами. Во многих регионах составлены реестры организаций, работающих в сфере реабилитации наркозависимых. С ними можно ознакомиться на местных сайтах ФСКН (Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков регламентирует деятельность реабилитационных центров в России).

«Если организация в такой реестр входит, шансов не напороться на секту или просто мошенников гораздо больше», – отметил Алексей Лазарев, координатор системы помощи наркозависимым БФ св. прав. Иоанна Кронштадтского.

По мнению Савицкого, обещание бесплатной помощи также должно вызывать опасения, поскольку за ним часто скрывается перспектива рабского труда, обогащающего руководителей организации.

Нельзя доверять сектантским реабилитационным центрам, которые «рассматривают пациента как свою частную собственность», считает глава фонда «Здоровая страна». «Их идея такова: если ты с нами, то у тебя все хорошо, а если ты от нас отдалишься, то ты сорвешься, умрешь, у тебя все будет плохо», – пояснил он.

По словам Алексея Лазарева, освободившись из-под влияния такой секты, человек в 95% случаев вновь возвращается к приему наркотиков, «потому что он совершенно не научен тому, как жить вне рамок этого сообщества». Причем подобных организаций, пытающихся вовлечь в свои ряды людей, находящихся в тяжелых жизненных обстоятельствах, чрезвычайно много, отметил эксперт.

Как найти правильное место для реабилитации?

В первую очередь координатор БФ св. прав. Иоанна Кронштадтского советует поискать информацию о выбранном реабилитационном центре, прислушаться к рекомендациям знакомых и специалистов, в том числе наркологов. Важно также обратить внимание на продолжительность деятельности организации, на ее опыт.

Кроме того, можно позвонить в Координационный центр РПЦ по противодействию наркомании по телефонам 8-499-704-61-69 или 8-968-712-30-30. «Если человек доверяет институту церкви, то мы проведем для него экспертную оценку. Мы знаем большинство организаций, которые этим занимаются», – сказал Лазарев.

Александр Савицкий, в свою очередь, указал на ряд признаков, характеризующих эффективный реабилитационный центр, без «криминальной составляющей» и «шарлатанских методов» лечения.

Прежде всего, у организации должны быть правильно оформленные документы и четко прописанная программа реабилитации. Каждый сотрудник обязан понимать смысл мероприятий, указанных в расписании, и уметь объяснить их необходимость наркозависимому или его родственникам.

Крайне важен уровень подготовки персонала. «Если вы видите, что там просто бывшие наркозависимые, которые остаются «чистыми» до двух лет, то качество в этом центре будет не очень хорошим», – сказал Савицкий.

В хорошем реабилитационном центре должны работать такие специалисты, как врачи, психологи, семейные психологи, консультанты по химической зависимости, социальные работники, там должна быть программа, направленная на духовное возрождение личности, пояснил эксперт.

Участие центра в программе сертификатов также указывает на некую проверку, пройденную учреждением. Дело в том, что ряд регионов выделяет средства на бесплатную реабилитацию. Человек собирает пакет документов и ему выдают именной сертификат, с которым он обращается в один из центров, получивших право оказывать эту услугу.

Определенной гарантией качества является открытость центра, когда родственники могут свободно приезжать туда и общаться с пациентами. По словам Савицкого, у некоторых организаций бывают «показушные» центры, которые демонстрируют членам семьи наркозависимого, а самого его отвозят совсем в другое место. Безусловно, с таким вариантом соглашаться нельзя. В хорошем центре пациентам разрешают, по крайней мере, раз в неделю звонить своим близким.

Реабилитационный центр-община наркозависимых в селе Локти Новосибирской области. Фото А. Уницына

По словам Савицкого, продолжительность лечения не может быть менее трех месяцев. Тот, кто обещает сделать все быстрее, – обманывает.

«Первый месяц идет адаптация, второй месяц – работа, третий – закрепление результата. Но это для очень мотивированных пациентов. А в среднем реабилитация длится от полугода до года», – пояснил он.

Подпрограмма комплексной реабилитации «под угрозой срыва»

Неправительственные организации заполнили вакуум, образовавшийся после упразднения в 1990-х годах системы лечебно-трудовых профилакториев. И теперь государство стремится наладить с ними партнерские отношения.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» существует подпрограмма № 3 «Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях». Ее основная цель – создание национальной системы, которая позволит увеличить число людей, отказывающихся от употребления наркотиков и возвращающихся к нормальной жизни.

Однако «недостаток ассигнований ставит выполнение подпрограммы под угрозу срыва», – говорится в отчете за 2015 год, опубликованном на сайте ФСКН.

Согласно документу, в прошлом году из всех запланированных мероприятий состоялись только два. Одно из них – конкурс НКО, занимающихся реабилитацией наркопотребителей, по итогам которого 8 организаций получили субсидии из бюджета ведомства.

Православные методы реабилитации

Православные реабилитационные центры отличаются от светских, прежде всего, по своим целям. «Светские центры работают на достижение трезвости, а православные стремятся привести человека к Богу», – рассказал Алексей Лазарев. Основные этапы православной реабилитации формулируются так: прийти в себя, прийти к Богу и вернуться к людям.

В настоящее время в ведении церкви находится 70 реабилитационных центров, а также десятки кабинетов первичного приема. Недавно было принято решение сформировать единую сеть таких учреждений, в том числе путем создания электронной базы.

Реабилитационный центр-община наркозависимых в селе Локти Новосибирской области. Фото А. Уницына

«Мы не только будем контролировать реабилитационные центры, но и сможем провести любого по всей базе и узнать историю его передвижения и лечения», – пояснил руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Каменский и Алапаевский Мефодий.

«Если человек получает полный комплекс услуг в одной организации, эффективность восстановления возрастает, – сказал Алексей Лазарев. – В рамках одной сети он сможет прийти и получить первичную консультацию, если он не замотивирован, он сможет приехать и пожить месяца три в мотивационном центре. После этого реабилитация – основной этап, после реабилитации – центр социальной адаптации, «дом на полпути» так называемый».

Что касается сотрудников, то в рамках единой сети гораздо проще организовать курсы повышения квалификации для психологов, школы для консультантов и т.п. А если посмотреть шире, то для общества в целом подобная структура станет более узнаваемой и внушающей доверие, чем совокупность разрозненных православных центров, не имеющих единой программной составляющей, отметил эксперт.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version