На улицах Лондона можно найти три памятника благотворителям. Один из них изображает человека с книгой, второй – сидящего бизнесмена, а третий – юношу со стрелами и луком. Кто все эти люди и как они попали на улицы столицы Британской империи?
Памятник Роберту Рейксу-младшему, сад на набережной Виктории /wikimedia.org/
И лишь одна категория памятников достаточно резко выделяется из прочих. Это памятники филантропам, людям, которые сделали большой вклад в исцеление язв общества. Вот памятник Роберту Рейксу –младшему в самом центре города, на набережной Виктории. Это напряженный деловой район рядом с правительственными учреждениями и банками. Надпись на памятнике гласит – «Создателю воскресных школ от профсоюза учителей воскресных школ».
Роберт Рейкс-младший (1736-1811) унаследовал от своего отца процветающий издательский бизнес в графстве Йоркшир и долгое время занимался именно этим делом. В 1767 году Рейкс женился на Энн Тригг и стал отцом трех мальчиков и семерых девочек. Однако когда ему исполнилось 40 лет, он решил заняться благотворительностью и разработал проект начальной школы для рабочей молодежи. В начале XIX века британские рабочие трудились шесть дней в неделю, и потому Рейкс решил обучать их в единственный выходной. Первой азбукой для британских рабочих стала Библия, а первыми учителями – волонтеры из числа прихожан одной из местных церквей.
Новый проект вызвал критику со стороны обскурантов, которые указывали на потенциальную политическую опасность волонтерского начинания. Однако Рейкс использовал не только свои финансовые ресурсы, но и издательский опыт для того, чтобы убедить общество в необходимости просвещения рабочих. Статьи о школах стали появляться в ведущих британских газетах. На помощь Рейксу пришел кумир пушкинского Онегина Адам Смит, который назвал идею воскресных школ «едва ли не самым эффективным способом изменения нравов со времен Апостолов».
После смерти Рейкса его начинание поддержали многие британские промышленники. В итоге в 1880 году союз учителей воскресных школ смог воздвигнуть ему памятник, который до сих пор стоит в центре Лондона. В сотне метров от Рейкса – памятник Королевскому Верблюжьему Корпусу, который сражался в Палестине вместе с Лоуренсом Аравийским.
Другой памятник филантропу стоит в самом сердце лондонского Сити. Рядом со зданием Королевской бирже на постаменте сидит элегантный мужчина, который как будто сошел со страниц романа Жюля Верна. Это не Филлеас Фогг, а американец Джон Пибоди. Он родился в 1795 году в многодетной семье в штате Массачусетс и первую половину жизни прожил в США. В Великобританию его привели интересы бизнеса – Пибоди торговал полотном, которое закупал в том числе и на британских рынках.
Памятник Джону Пибоди, Сити /wikimedia.org/
В возрасте около 40 лет он переехал в Великобританию и осел в Лондоне. Он продавал английским магнатам ценные бумаги зарождающихся железнодорожных компаний и налаживал связи, необходимые для посреднических услуг между растущей экономикой США и «кузницей мира», как тогда называли Великобританию. Итогом его работы стало создание компании Peabody, Morgan &Co от которой ведут свое происхождение современные банки JP Morgan Chase и Morgan Stanley.
Но памятник Джону Пибоди воздвигли не за его успехи в банковском деле. За свой счет финансист выстроил несколько больших домов, в которых за небольшую плату могли жить лондонские рабочие и ремесленники. Он также основал специальный фонд Пибоди, который продолжил предоставлять жилье для бедных и после его смерти. С тех пор деньги американца, который работал в Лондоне, служат малоимущим жителям города. Фонд приобретает недвижимость, которую затем сдает внаем. Его таблички можно увидеть даже в таком районе как Вестминстер. Именно за создание фондов (а также за многочисленные пожертвования образовательным структурам) статую американца и поставили в центре делового квартала.
Однако главный памятник благотворительности в Лондоне находится не в Сити и не на берегу Темзы. Речь идет о знаменитом ангеле на площади Пикадилли, которого многие называют «Эротом» . Он изображен на половине открыток с видами города. Однако на самом деле это не «Купидон» и не «Ангел любви», а «Ангел христианской благотворительности». Этот памятник воздвигнут в память об Энтони Эшли-Купере, графе Шефтсбери, который скончался в Лондоне в 1885 году.
Граф Шефтсбери занимался благотворительностью всю свою жизнь и заслужил от современников произвище «графа-реформатора». Он начал свою деятельность с надзора над домами для людей с нарушениями психики. До начала его работы больные в «медицинских учреждениях» содержались на цепях, их плохо кормили и практически не мыли. Граф сам посетил несколько таких домов и в 1828 году добился принятия билля, который устанавливал более строгий надзор над подобными учреждениями.
В 1833 году граф принял активное участие в разработке закона о детском труде ,который сократил рабочий день детей до девяти часов. Позже граф следил за исполнением этого закона. Шефтсбери принимал участие в борьбе британских либералов за введение ограниченного рабочего дня и не боялся писать петиции по этому поводу к высшим чиновникам империи.
Во время споров по закону о рудниках граф-реформатор произнес речь, которая заставила его многолетних оппонентов признать его превосходство. В итоге в 1842 году британский парламент запретил женщинам и детям работать на угольных рудниках. После этого граф переключился на заботу о несовершеннолетних, которых британские трубочисты использовали для работы в дымоходах. Шефтсбери смог убедить общество, что работа в дымоходах приводит к увеличению случае рака и добился закона, который прямо запрещал трубочистам использовать несовершеннолетних в своей работе.
После смерти графа в 1885 году жители королевства решили воздвигнуть ему памятник. Скульптор Альберт Гилберт построил фонтан, который был увенчан фигурой древнегреческого бога забывающей себя любви- Антероса. Памятник также назвали «Ангелом христианской любви». Критикам не понравилось присутствие «обнаженной натуры», однако лондонцы вступились за монумент и не дали его снести. В итоге «Ангел христианской любви» в народном сознании превратился в «Купидона» и «Эроса», а также стал символом района Пикадилли, который в Викторианскую эпоху не славился особо строгими нравами. Впрочем не обошлось и без городских легенд: считается, что своей стрелой ангел указывает в сторону родины покойного графа.
«Ангел христианского милосердия», Площадь Пикадилли /wikimedia.org/
Теперь фонтан в честь графа-реформатора стал одним из символов столицы Великобритании. Вместе с другими монументами – бизнесмену Джону Пибоди и основателю воскресных школ Роберту Рейксу – он вносит свой незримый вклад в формирование инфраструктуры благотворительности Великобритании. Только за 2012 года британские благотворительные фонды собрали около 37 млрд фунтов стерлингов (или 2,2 трлн рублей). Это еще раз показывает, что благотворительность (как и хороший английский газон) нуждается в постоянном уходе, который может обеспечить развитое общество, ценящее своих филантропов не меньше, чем герцогов и генералов.