Физическая терапия и эрготерапия – направления в реабилитации, позволяющие значительно улучшить качество жизни многих пациентов – и после травм или инсультов, и тех кому реабилитация нужна в связи с врожденными заболеваниями. Некоторое время назад началась подготовка профессиональных стандартов по этим специальностям.
Однако, опубликованные на днях проекты этих документов вызвали активную критику со стороны профессионального сообщества, представители которого заявили о необходимости их пересмотра. По их мнению, принятие профстандартов в предложенном виде приведет к большому количеству проблем.
В открытом доступе размещено обращение в Попечительский совет при правительстве РФ, где указывается на проблемные, с точки зрения авторов, положения новых стандартов.
Представители профессионального сообщества рассказали порталу «Милосердие.ru» о том, почему необходимо изменить проекты профессиональных стандартов по физической терапии и эрготерапии – это важно не только для специалистов, но и, в первую очередь, для больных, нуждающихся в реабилитации.
Екатерина Клочкова, физический терапевт, директор АНО «Физическая реабилитация» (Санкт-Петербург).
– Дело в том, что есть международные стандарты таких специальностей, как физический терапевт и эрготерапевт. Есть международные организации, этические кодексы, перечни обязанности, функциональное наполнение обеих специальностей. Для того, чтобы российские специалисты тоже могли входить в международные сообщества, участвовать в образовательных процессах, научных исследованиях, межвузовских программах наполнение наших профессиональных и образовательных стандартов по этой специальности должно совпадать с общепринятым.
В опубликованный сейчас вариант проекта профессионального стандарта по физической терапии и эрготерапии не вошли, к сожалению, многие важные вещи.
Например, там не упоминается обучение родственников пациентов, а значит, специалисты не смогут с ними работать. Очень большие вопросы вызывает автономность специалистов.
Физический терапевт назван «медицинским кинезиологом». Хотя, ранее уже говорилось, что в таком случае будет закрыт доступ для этой специальности в учреждения образования, социальной защиты. А во всем мире физический терапевт и эрготерапевт работают и в учреждениях образования, и на дому у пациентов – всюду, где есть люди с инвалидностью, где есть необходимость улучшать их жизнь и расширять возможности.
Важно понимать: эта проблема касается вовсе не одних только людей с инвалидностью, только людей, перенесших инсульт или инвалидов детства, нуждающихся сегодня в реабилитации.
Каждому из нас может понадобится физический терапевт или эрготерапевт. Например, каждый может сломать руку или ногу, и физический терапевт будет заниматься вашей эффективной реабилитацией. Несоответствующий реальным задачам физической терапии и эрготерапии документ лишит нас возможностей эффективной реабилитации в будущем.
Сейчас у нас очень большое количество людей, ставших инвалидами не из-за врожденных или просто неизлечимых болезней. Инвалидизируются пациенты, например, после сложных переломов, потому что после больницы, из всей необходимой активной реабилитации на дому они могут получать только массаж за деньги.
Даже поликлиническая система доступна только для тех, кто уже может прийти в поликлинику сам. Физический терапевт, работающий на дому, смог бы решить многие проблемы. Адаптацией дома, восстановлением способности к самообслуживанию, – обычными задачами эрготерапевта, – вообще не занимается никто.
Люди, живущие в интернатных учреждениях, – дети, подростки, пожилые, взрослые с инвалидностью, – еще одна группа остро нуждающихся в эффективной и своевременной помощи физических и эрготерапевтов в международном понимании этих специальностей.
Поверьте, очень не хочется опять упустить возможность реформировать отечественную систему реабилитационной помощи, неосмотрительно приняв сырой и недоработанный документ.
Мария Мальцева, эрготерапевт, доцент кафедры педагогики и психологии ПСПБГМУ им. акад. Павлова.
– Эрготерапия – в составе реабилитации это «золотой стандарт» в реабилитации во всем развитом мире. Несмотря на то, что она, может быть, во многом дублирует понятия из медицинской реабилитации – во всем мире это направление развивается и работает параллельно. Она не заменяет медицинскую реабилитцию, но и медицинская реабилитация не заменяет эрготерапию. Основная специализация – это установление и поддержание повседневного качества жизни.
Основная ее цель – не вылечить болезни (этим занимаются врачи), а поддерживать или развивать ту деятельности, которая нужна ребенку или взрослому, чтобы качественно жить каждый день.
Во всем мире мы работаем рука об руку с врачами. Они лечат пациента, передают нам, мы развиваем его бытовые активности. Поднимаем общий тонус, например, передаем врачу, врач прикладывает лечебные усилия, мы вновь принимаем пациента и продолжаем его обучать.
Конкуренции между врачом и эрготерапевтом нет нигде. Это разные по компетенциям, но равные по авторитету специалисты. Например, если рука была сломана неудачно, замечательный хирург ее собрал, поработал врач ЛФК, теперь не больно двигаться… Но вы приходите и понимаете, что вы разучились водить машину. Чтобы этого не произошло, во всем мире в больнице эрготерапевт начинает работать практически одновременно с хирургом. Чтобы, когда вы выйдете из больницы, вы бы спокойно сели в свою машину и поехали.
Основная проблема итогового проекта профстандарта, представленного для широкого обсуждения в том, что из него исключены общепринятые во всем мире и необходимые для работы компетенции эрготерапевта. Эрготерапия как профессия более ста лет развивалась за пределами России. И с нашей объективно небольшой практикой применения эрготерапии мы пока не готовы вносить такие серьезные изменения в мировую практику. У нас нет ни одного крупного отечественного исследования в этой области.
В исправленном проекте очень пострадали те компетенции эрготерапевта, которые должны относятся к работе со средой, окружающей заболевшего человека (взрослого или ребенка), в той части, где речь идет о общении специалиста с родителями.
Для эрготерапевта родители – это среда окружения ребенка, иногда – единственная, если ребенок не покидает дома. И если мы не будем обучать родителей, с ними работать, то мы теряем половину ресурсов для улучшения качества его жизни. Специфика эрготерапии еще и в том, что мы иногда не работаем с самим пациентом, но обустраиваем его среду и работаем с окружением, чтобы оно стимулировало то, что нужно, и мешало развитию того, что не нужно.
Из стандарта убрали работу с физической активностью. Возможно, возникло недоразумение – разработчикам при коррекции показалось, что эрготерапевт будет дублировать функции специалиста по ЛФК. Но эрготерапевт работает с физической активностью совершенно иначе.
И если нам не разрешат работать с движением, то мы вообще не сможем ничего сделать, потому что любое бытовое действие – это движение, физическая активность. Без работы с двигательной активностью человека невозможно научить что-то делать. Особенно, когда речь идет о ребенке, которому нужно много активности и мы не можем постоянно звать врача по ЛФК, чтобы научить ребенка рисовать, играть в футбол, или приготовить себе бутерброд.
Из проекта профстандарта пропало методическое сопровождение процесса эрготерапии – вероятно, предполагается, что эрготерапевт будет просто выполнять рекомендации лечащего врача. Но это невозможно, потому что эрготерапия не похожа на ЛФК, и нас методически сопровождать может только эрготерапевт.
Очень важно, чтобы у эрготерапевта осталась функция составления рекомендаций для врача медико-социальной экспертизы (МСЭ). Потому, что эрготерапевт как эксперт оценивает взаимодействие больного человека с его средой.
Мы прекрасно понимаем, что в городе на асфальте человек на инвалидной коляске может передвигаться очень активно, а в сельской местности он недееспособен. Один и тот же человек в разной среде имеет разные возможности. И это оценивает как раз эрготерапевт. У других специалистов просто не будет времени и возможностей оценить все нюансы среды инвалида. Во всем мире он участвует в МСЭ. Это очень важно, чтобы такой специалист участвовал в медико-социальной экспертизе.
Очень важно, чтобы эрготерапевт мог работать в области сенсорной интеграции и сенсорного переобучения. Это направление, разработанное эрготерапевтами, очень важно для всех наших пациентов, особенно для детей с тяжелыми врожденными множественными нарушениями.
Такой компетенции нет у других специалистов, если ее не внести, будет беда. Этим никто тогда не будет заниматься.
Помимо прочего, возникнет также серьезнейший конфликт, между нашим стандартом и международными требованиями, которым он перестанет соответствовать. Он может кончиться тем, что членство России в международной ассоциации по эрготерапии будет приостановлено.
На базе профессионального стандарта в дальнейшем должен быть создан образовательный стандарт. И очень важно, чтобы компетенции специалистов, которых мы будем учить, соответствовали потребностям пациента и международным стандартам, а не были бы усеченными компетенциями помощника врача. Хотя бы потому, что образование врача и эрготерапевта – разные наборы компетенций.
Одни и те же термины могут означать разное. Очень хотелось бы, чтобы этот профстандарт был достаточно качественным, чтобы на его базе можно было бы построить полноценное высшее образование для эрготерапевтов.