Сербская церковь – церковь-мученица: пять веков турецкого ига, потом балканские, потом две мировые войны, геноцид сербов в Косово в «мирное время». Но «малое стадо» остается верным Христу, а за него перед престолом Божиим молятся тысячи сербских мучеников.
Один из них – священномученик Платон (Йованович), епископ Банялукский. Его отец Илия был военным, известным своим мужеством в борьбе с турками. Своего первого сына Миливое (так звали в детстве свщм. Платона) он решил посвятить Богу и, когда тот вырос, отправил учиться в Белградскую духовную семинарию.
Сожжение неприятельского флага
Монашество Миливое принял на третьем курсе, став отцом Платоном. Однако до тихой кельи было далеко. В стране, как всегда, было неспокойно. Горячий патриот, студент отец Платон принимает участие в протестах против устроенной в одной из областей страны австро-венгерскими властями мадъяризации сербского населения: насильственного введения венгерского языка во всех невенгерских школах и пр., чтобы свести на нет сербское языковое и культурное присутствие в тех землях. Особенно коробило чувства сербов навязывание там венгерского флага.
В здании Белградской духовной семинарии собрались семинаристы, студенты университета и множество народа. Скупщина приняла решение сжечь венгерский флаг у подножия памятника князю Михаилу Обреновичу, сербскому герою.
Ректор семинарии архимандрит Фирмилиан Дражич, принимавший активное участие в работе скупщины, поручил акцию сожжения флага семинаристам, в числе которых был и о. Платон.
Поручение было выполнено, правда, позже, став священником, о. Платон жалел о такой форме протеста и даже просил в наказание снять с него сан.
Уволен за отличную службу
После учебы в Московской духовной академий о. Платон возвращается в Сербию и занимает, как молодой и перспективный иеромонах, высокие руководящие должности. Преподает, служит, проповедует и всегда, где бы ни был и чем бы ни занимался, помогает нуждающимся.
Во время Балканских войн (1912–1913) архимандрит Платон становится полковым священником. Как сын военного, он хорошо знал, чем помочь солдату. Прямо в окопе он разговаривал, исповедовал, причащал, а еще собирал просьбы, помогал солдатским семьям, помогал оставшимся без мужей вдовам, передавал последние слова умирающих.
Храбрость и мужество архимандрита Платона ни у кого не вызывали сомнения, так же как и его исключительная честность – и ему доверяли дело распределения гуманитарной помощи.
Несмотря на храбрость, доблесть и честность, а также благодарность и почитание народа, архимандрита Платона неожиданно обвиняют в измене, сотрудничестве с оккупантами и отстраняют от служения. Архимандрит Платон увольнение принял как волю Божию, не требовал объяснений и сам не стал объясняться. В это время он работает плотником и умудряется откладывать деньги на помощь другим.
Кровавый крестный ход
Однако через некоторое время дело архимандрита Платона приняло другой оборот, и его восстанавливают в служении, поручая руководство многими церковными инициативами; в 1931 году архимандрит Платон уже викарный епископ Сербского патриарха. В то время в Югославии началась борьба с конкордатом – готовящимся договором с Ватиканом, согласно которому Католическая церковь и население Югославии могли получить правовые, гражданские и религиозные привилегии по сравнению с православными, несмотря на численное преимущество последних. Дарование католикам привилегий нарушало и государственные законы, а именно закон о равноправии всех вероисповеданий.
Православные оказывались перед испытанием: получалось, что переход в католичество (а исторически такое случалось не раз) автоматически приносил немалые выгоды.
Первыми осудили конкордат патриарх Варнава, епископ Жичский Николай (святитель Николай Сербский), а также епископ Платон (Йованович). Как исполняющий обязанности управляющего типографией монастыря в Сремских Карловцах, владыка Платон позаботился о том, чтобы в срочном порядке разъяснить народу положения конкордата и предупредить об опасности его принятия.
В кульминационный период борьбы неожиданно заболел патриарх Варнава: медицинские анализы указывали на отравление. В народе и Церкви поднялось возмущение, многие подозревали власти в покушении на жизнь патриарха и открыто высказывали свои подозрения. 26 мая 1937 года несколько архиереев собрали свою паству в храм св. Архангела Михаила на молебен о здравии тяжко болящего патриарха. После молебна предстоял крестный ход через весь город с призывом ко всем верным молиться за патриарха.
Но власти запретили крестный ход – якобы из-за оживленного уличного движения в это время. Однако православных это не остановило. Вместе с другими архиереями в крестном ходе принял участие и епископ Платон.
Полиция получила приказ любой ценой остановить шествие. Жандармы подняли дубинки. Во время крестного хода, получившего в сербской истории название «кровавого», было избито до полусмерти множество сербских священников и иерархов. Несмотря на всенародный протест православных, народная скупщина (нижняя палата парламента – прим. ред.) ратифицировала конкордат 23 июля 1937 года. В тот же день скончался патриарх Варнава, скорее всего, так и не узнавший перед смертью о циничном решении.
Пока Господь не призовет
Немецкая оккупация Югославского королевства дала возможность образования «Независимого государства Хорватии» (НГХ) во главе с Анте Павеличем, лидером хорватских националистов и фашистской организации Усташей (1929–1945).
«Усташский долг – воздать за все сполна. Но не равной мерой. Усташи, запомните: за зуб – голову, за голову – десять голов. Так велит усташское Евангелие», – гласил девиз хорватских фашистов. (По вероисповеданию хорваты были католиками, к сожалению, в распространении хорватского национализма и подготовке усташей большую роль сыграло католическое духовенство.)
Усташи и их идеология в новом государстве заняли абсолютно монопольное положение. Все политические партии и общественные движения были запрещены. Только члены движения могли занимать важные государственные должности. Павелич сам принимал все законы, назначал членов высшего руководства и функционеров усташского движения. В НГХ не существовало каких-либо выборных органов ни на государственном, ни на локальном уровнях.
19 апреля 1941 года в НГХ был издан указ, согласно которому сербы «Независимой Хорватии» приравнивались к евреям и цыганам и приговаривались к изгнанию. Все служащие сербского происхождения были уволены.
Строжайшим образом была запрещена кириллица и любые надписи на ней в общественных местах. Велась целенаправленная работа по «искоренению сербизмов» и всего, что хоть отдаленно напоминало о сербах. Начались гонения, грабежи, убийства, осквернение святынь. Хорватские усташи с патологической жестокостью уничтожали сербов и Православную Церковь.
Территория епархии епископа Платона стала частью «Независимой Хорватии». Владыке приказали покинуть Баня-Луку, прервав всякое общение со своим народом. Епископ Платон ответил: «Я канонически и законно поставлен епископом Банялукским и как епископ я дал обет Богу, Церкви и народу, что всегда буду заботиться о своей пастве, невзирая ни на какие обстоятельства. Я навсегда связал свою жизнь и судьбу с жизнью и судьбой своего духовного стада и останусь с ним, пока Господь не призовет меня к Себе».
Епископу было 66 лет. В его последнем письме есть такие слова: «Мне необходимо окрепнуть, я сильно измучен и ослаб… Я устремляю свой взор к небесам, к Богу и уповаю на милость Его…».
В ночь с 5 на 6 мая 1941 года усташи арестовали владыку Платона вместе со священником Душаном (Суботичем). Обоих вывезли за город, пытали и убили, а потом сбросили тела в реку Врбань. Через 18 дней изувеченное тело владыки Платона нашли у деревни Кумсале: на теле были резаные, разъеденные солью раны, ожоги и следы от трех пуль. Известно имя одного из палачей – это усташ Асим Челич.
Владыку Платона и священника Душана тайно и без отпевания похоронили на военном кладбище Баня-Луки.
Сейчас мощи святителя Платона помещены в раку и открыты для поклонения в соборе в Баня-Луке. Благодарные сербы молятся своему небесному заступнику о мире и благополучии, а теперь его почитают и во всей Русской Православной Церкви. Он помогает всем, кто обращается к нему с молитвой за помощью. Как при жизни он старался помочь всем нуждающимся, так продолжает делать это и после своей смерти.