На встрече Друзей милосердия с еп. Пантелеимоном владыке задавали много вопросов. Встречи коротки, время ограничено, и епископ не смог ответить на все. Мы решили не оставлять вопросы без ответов.
Дорогие Друзья Милосердия, на нашей последней встрече вы мне задали очень много вопросов, на которые я, к сожалению, не смог ответить – не успел. И поэтому мы решили ответы на ваши вопросы записать, чтобы те, кого интересуют эти ответы, могли с ними познакомиться.
Просим назначить и благословить время и час суток, в которые бы все Друзья Милосердия в едином сердечном порыве возносили молитву по соглашению для Друзей Милосердия.
Я думаю, дорогие друзья, что назначить определенное время для чтения молитвы по соглашению для всех Друзей Милосердия будет немножко сложно. Не только потому, что наши Друзья Милосердия живут в разных часовых поясах, но и потому, что у каждого есть своей ритм жизни: кто-то занят вечером, кто-то свободен, кто-то занят днем, кто-то – утром. Конечно, это очень хорошие намерения, но я думаю, что определить более-менее удобное для всех время суток нужно будет на нашей с вами следующей встрече. Надеюсь, что она состоится, и тогда мы с вами обсудим и решим, какой назначить час для чтения этой общей молитвы по соглашению.
Почему Господь попустил случиться убийству монахини и прихожан в городе Южно-Сахалинске в храме – в доме Божием?
Почему Господь допустил разрушение многих храмов в России в ХХ веке? Почему Господь допустил безбожников к власти в России? Почему Господь допустил почти полное уничтожение Албанской поместной Церкви? Иногда Господь допускает совершиться скорби из-за наших грехов, а иногда – для того, чтобы мы смогли совершить подвиг. Для солдата война – это путь к славе. Так и для христианина скорби, гонения, страдания – это путь к небесной славе. И для многих архиереев, которые жили безбедно в России до начала страшных гонений, для многих из них жизнь до начала этих преследований была простой и понятной. Они жили в почете, они пользовались всем, все у них было спокойно. И вот гонения помогли этим людям стать святыми.
И все скорби земные, которые попущены нам, с одной стороны, это следствие грехов человеческих, а с другой стороны, – путь к святости. И вне скорбей спастись нельзя. Многими скорбями нам надлежит войти в Царство Небесное, – говорит Священное Писание. И, конечно, убийство монахинь, убийство прихожан в этом городе – это скорбь не только для тех, кто пережил это, не только для тех, кто был свидетелем этого преступления, но и для тех, кто о нем слышал. Это повод подумать о том, что наша жизнь тоже может кончиться быстро и внезапно. Это повод задуматься о том, что мы можем сделать для тех людей, которые не знают Бога, не знают Христа. Это, конечно же, заставляет нас молиться особенно о тех, кто погиб тогда в церкви. Наверно, вся Россия, вся Церковь молилась об этих людях, когда узнала об их гибели. А вот как эти разные причины соединяются, и чего где больше, знает только, конечно, Господь. Есть промысел Божий, который совершается на Земле, и промысел Божий не избавляет человека от бед и напастей, а помогает правильно их понимать, правильно к ним относиться и переносить их, возрастая в вере, возрастая духовно, устремляясь к Царствию Небесному.
Если какое-то дело некоторое время не получается, как понять, нужно ли приложить больше усилий и не останавливаться, или же Богу это дело неугодно?
Это очень хороший вопрос. И, конечно, на него невозможно ответить точно, понятно и ясно. Невозможно сказать, когда дело, встречающее сопротивление является богоугодным, а когда это дело неугодно Богу, и поэтому не получается. На этот вопрос в каждом конкретном случае мог бы ответить святой старец, знающий волю Божию. Нам, не знающим воли Божией, нужно действовать по удостоверению нашей совести, употребляя все усилия нашего разума, спрашивая совета у более мудрых людей, и совершать дело, невзирая на то, встречаются ли какие-то препятствия или не встречаются. Если же они превышают наши силы, если то, что мы делаем, совсем не получается, не получается ни в каком случае, – тогда, наверно, нужно смириться и отказаться от этого дела, как богонеугодного. Для того, чтоб понимать, как поступать в этих случаях, нужно иметь смиренномудрие. Вот смиренномудрие – оно помогает человеку познавать волю Божию.
Могу рассказать замечательный пример из жизни одного святого. Когда на монастырь напали иноверцы, то все монахи бежали. И только один из них остался в монастыре. Он вспомнил о том обете, который он давал, постригаясь в монашество, – он обещал не покидать ни в коем случае место своих подвигов монашеских. И поэтому он решил остаться в монастыре и лучше принять мученическую смерть, чем нарушить свой обет. Он остался в монастыре, и когда туда пришли иноверцы, стали грабить монастырь, они ходили мимо него, не замечая его. И он понял, что благодать Божия покрывает его и делает его невидимым для врагов. И тогда он пустился бежать из монастыря, уразумев, что воля Божия в том, чтобы остаться в живых, воля Божия в том, чтобы дальше подвизаться, потому что он пока еще не готов к смерти, и промысел Божий о нем таков, что он должен жить дальше, подвизаясь, совершая труды здесь на Земле, молясь за своих врагов и дальше совершая дело своего спасения.
Дорогие друзья, дорогие Друзья Милосердия, к сожалению, я не смог сейчас сразу ответить на все Ваши вопросы. Но я постараюсь обязательно это сделать, и если у Вас будут еще вопросы – можно их присылать на адрес электронной почты pantaleon177@gmail.com. До встречи. Храни вас Господь.