Православный портал о благотворительности

Епископ Пантелеимон: «Нужно чтобы соблюдение поста не нарушало любви»

Владыка Пантелеимон продолжает отвечать на вопросы Друзей Милосердия. Сегодня он расскажет о том, как избежать пустых разговоров на работе и что делать, если невоцерковленные родители приготовили в пост скоромное, и обижать их отказом не хочется

Владыка Пантелеимон продолжает отвечать на вопросы Друзей Милосердия. Сегодня он расскажет о том, как избежать пустых разговоров на работе и что делать, если невоцерковленные родители приготовили в пост скоромное, и обижать их отказом не хочется.

Если семья невоцерковленная, как быть, если пост или постный день, а родители готовят скоромное, и думаешь, может лучше съесть, что приготовили, чем вызывать ссору и кощунственные речи про законы Православной Церкви?
Решая эту проблему, нужно иметь в виду две вещи. Первое и самое главное, конечно, нужно, чтобы соблюдение поста не нарушало любви. И если неверующие, нецерковные люди, не зная, что пост, приготовили для нас непостное кушание, вложив в него любовь к нам, желая нам послужить, то, наверно, конечно, нужно не нарушать любви и съесть хотя бы немного этого непостного кушания. Нужно иметь в виду и второе: соблюдение поста должно совершаться в тайне, конечно же, но все-таки для людей неверующих наше соблюдение поста есть некая проповедь необходимости воздержания. Есть некий рассказ о христианской жизни, в которой обязательно есть посты. И отказываться иногда от этого – это значит отказаться от исповедания своей веры.

Мы знаем мучеников Маккавеев, память которых совершается в начале Успенского поста, которые, отказавшись вкусить идоложертвенной пищи, решили лучше умереть, чем нарушить пост. И поэтому, конечно же, когда родители, неверующие, нецерковные, желают принудить своего ребенка есть все, потому что им просто не нравится то, что он ходит в церковь, то, что он соблюдает посты, обряды, конечно, в этом случае не всегда нужно с ними соглашаться. Можно пойти на какой-то компромисс – ослабить пост, но совсем отказываться от поста, мне кажется, не стоит. Это будет означать, что вы согласны с родителями, что не нужно соблюдать церковные установления, не нужно поститься (сам Господь же постился, постились многие подвижники), а нужно жить, как живут все. Вот в этом случае, конечно, нужно пост обязательно соблюдать.

Если вас пригласили в гости люди церковные, и если они по малодушию, по маловерию, по чревоугодию не хотят соблюдать поста и Вам тоже предлагают сделать то же самое – Ваше соблюдение поста может быть для них примером, который поможет им все-таки понять, что пост необходим. И в этом случае тоже, может быть, не стоит нарушать пост. И даже если мы пост нарушаем, все-таки не нужно пользоваться этим случаем для того, чтобы наесться до отвала и съесть той пищи, которой тебе хотелось бы съесть, но ты в пост не можешь, а тут, ну вот раз так происходит – ничего тогда, можно, наверно, и есть то, что тебе предлагают. Нужно быть осторожным, чтобы здесь был правильный мотив поступка. Поступок может быть разным, но мотив должен быть такой: соблюдение любви все-таки, ну и хранение все-таки заповедей Божьих, сохранение церковных правил.

Как избежать пустых разговоров на работе?
Каждый разговор можно повернуть в ту или другую сторону. На каждый вопрос человека можно ответить по-разному. Можно по-разному отреагировать на то, что человек говорит. И не нужно бояться в разговорах на работе быть христианином. Нужно бояться потерять любовь, нужно бояться осуждения других людей, нужно бояться быть необщительным, нужно бояться быть фарисеем, лицемером в разговоре. Нужно бояться распуститься и с людьми нецерковными, неверующими говорить так, как принято у них, в их обществе, чтобы не отступить от Христа, этого нужно бояться в разговоре. И поэтому даже самый пустой разговор можно привести к какому-то интересному выводу, значимому для человека.

Можно во время разговора молиться о тех людях, с кем ты беседуешь, и просить, чтобы Господь помог им обрести веру, помог им избавиться от пустословия. Можно ничего не отвечать на их вопросы, но можно им просто улыбнуться, помолиться о них, сказать им что-нибудь ласковое, простое. Если это не просто пустой разговор, а разговор душевредный, разговор о грехах постыдных, разговор, в котором есть осуждение, то можно мягко с любовью спокойно сказать: «Простите меня, пожалуйста, но я не могу здесь поддержать Вашу точку зрения, и на эту тему я разговаривать с Вами просто не могу, я вижу, что у нас разные мнения на этот счет», – если идет, скажем, о Церкви или о каких-то грехах. Можно сказать: «Вы знаете, я считаю эти отношения грехом, и для меня это соблазнительно на эту тему с Вами разговаривать, давайте поговорим о чем-то другом». Можно, если Вы чувствуете, что Вы этим человека оскорбите, оттолкнете, он Ваш начальник, или будут последствия какие-то тяжелые для работы, для других людей, можно сказать: «Простите, пожалуйста, Вы знаете, что-то плохо себя чувствую. У меня есть важно дело, у меня есть работа, у меня есть обязанности по службе, мне нельзя больше беседовать с Вами, чем мы побеседовали», – можно так поступить.

Так что разные есть пути для того, чтобы выйти из этого обычного для нас пустословия. И главное, в разговоре самому не начать пустословить. А то, что делают другие, – ну, потерпеть, смириться с этим, любовью покрыть их немощи, поддержать их, если они жалуются на жизнь, не осуждая тех людей, о ком они говорят плохо, вразумить их, рассказать им о ценности тех вещей, которых они, может быть, не понимают. Так что каждый разговор есть некое общение с человеком, который открывается нам, и нужно постараться сделать все, чтобы любовью помочь человеку стать лучше, стать ближе к Богу.

Дорогие друзья, дорогие Друзья Милосердия, к сожалению, я не смог сейчас сразу ответить на все Ваши вопросы. Но я постараюсь обязательно это сделать, и если у Вас будут еще вопросы – можно их присылать на адрес электронной почты pantaleon177@gmail.com. До встречи. Храни вас Господь.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version