О секрете счастья рассказал епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон в своей проповеди на литургии для глухих и слабослышащих людей, которая совершалась в храме св.блгв. Царевича Димитрия.
Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с праздником, воскресным днем, и первым великим двунадесятым праздником церковного года Крестовоздвижением. Я очень рад сегодня в нашем храме приветствовать наших гостей, которые приехали из разных мест центральных областей России – из Подмосковья, из Клина, из других городов. Конечно, мы с вами должны научиться жить вместе со всеми другими людьми. Когда я говорю молодым людям о том, как быть счастливыми, я им всегда говорю о том, что можно быть счастливым, только делая других людей счастливыми и только думая о том, как сделать счастливыми всех.
К сожалению, мы на земле живем отдельно друг от друга. Эта наша отделенность будет преодолена в Царствии Небесном, где все люди будут соединены так, как в Святой Троице соединены Отец, Сын и Святой Дух. Здесь нас на земле разделяют наши особенности – наши недостатки, наши несовершенства.
Очень часто человек с черным цветом кожи бывает нелюбим теми, у кого цвет кожи белый. Очень часто человек образованный бывает презираем теми, кто не получил должного образования. Очень часто человек талантливый пренебрегает теми, у кого этих талантов нет. Но Церковь соединяет всех людей вне зависимости от цвета их кожи, от принадлежности к той или другой расе, к той или другой национальности, соединяет независимо от того, сколько у них денег на счету в банке, есть ли у них этот счет или нет, соединяет и мужчин, и женщин, и детей, и стариков, соединяет всех, потому что Господь всех объемлет любовью и хочет, чтобы мы жили в любви ко всем тем, кто нас окружает.
Иногда врожденные недостатки человека являются причиной его отделенности от других. Рождается человек, который не видит, как видят все другие. Рождается человек, у которого есть проблемы со слухом. Рождается человек, у которого есть проблемы с передвижением – он не может ходить, может передвигаться только на коляске. И очень часто эти особенности врожденные, которые являются, конечно, следствием общечеловеческого греха, являются причиной того, что человек оказывается один, в изоляции и страдает от одиночества. Бывает так, что этого человека не понимают другие люди, которые могут ходить, могут видеть, могут слышать. Но в Церкви мы все должны быть вместе. И поэтому, конечно же, очень радостно, что сегодня с нами собрались те люди, которые имеют некоторые особенности – которые не слышат музыки, плохо слышат слова, но которые хотят быть с нами, которые хотят и умеют говорить, умеют петь и умеют понимать то, что происходит в храме во время службы. И если мы с вами хотим быть в Царствии Небесном, мы должны научиться любить всех людей, вне зависимости от того, какими качествами или способностями обладает этот человек.
К сожалению, на земле людям с некоторыми особенностями приходится объединяться в группы, в объединения, в товарищества, в общины, потому что внутри этой общины те, кто на них похож, лучше их понимает. Но, конечно же, эта общность имеет временный характер. И, конечно, задача человека не просто быть среди тех, кто одной расы, одной кожи, одного положения, одного имущественного какого-то положения, у которого есть одни и те же особенности, а быть со всеми вместе. Каждый человек хочет быть вместе со всеми людьми. И Литургия как раз, которую мы совершаем, соединяет нас вне зависимости от того, сколько нам лет, что мы знаем и что мы имеем, и вне зависимости от того, есть у нас какие-то недостатки или нет. Господь всех нас любит и всех соединяет вместе в Таинстве Божественного Причащения, в Таинстве Причастия Святых Таин. И поэтому сегодня особенно радостно, что к нам приехали люди издалека, приехали со своими особенностями, со своими особыми качествами. Недостаток на самом деле, каждый недостаток, имеет и свое преимущество.
Человек, который слышит, очень часто страдает от шума, от соседей, которые слушают громкую музыку или по ночам делают ремонт, страдает от шума машин, от шума Садового кольца, и люди стремятся к тишине. Есть даже такая молитва, которой предаются безмолвники, и, называется, они стремятся к стихии. Стихия – это значит тишина, с греческого языка. А есть люди, которым эта тишина дарована Богом. Конечно, у них свои сложности, свои трудности, но есть и свои преимущества. У этих людей свои особенности, которые каждый человек должен понимать и ценить и видеть в них особое дарование, которое сопровождает этот недостаток. Когда человек свои недостатки, несовершенства несет с благодарностью к Богу, несет эти свои несовершенства благодушно, тогда он исполняет заповедь, и тогда он, этот человек, приближается к Богу. Если он ропщет, негодует, осуждает других, завидует, если он думает, что он чего-то лишен, он, конечно же, впадает в грех. А каждый человек должен быть благодарен Богу за то, что ему Бог дал.
И есть великие святые, у которых не было ничего. Были святые слепые, был великий учитель такой Церкви Дидим Слепец. Он не был причислен Церковью к лику святых, но обладал удивительными дарованиями. Были святые среди людей, которые не могли двигаться, блаженная Матрона, которую так почитают наши люди. Она была инвалидом, и, конечно, люди, оказавшись в таком положении, очень часто негодуют и ропщут на судьбу. Но она благодарила Бога и стала великой святой. И к ней, к больной, к больному инвалиду, тысячи людей выстраиваются в очередь, чтобы помолиться около ее останков, около ее мощей, и попросить у нее помощи – им, здоровым, сильным, крепким, богатым, ни в чем не нуждающимся, но нуждающимся в том богатстве, которое было в ее душе. И поэтому, конечно же, каждый человек должен ценить то, что дал ему Бог, и не обижаться, если Бог чего-то ему не дал. Каждый из нас с вами чего-то лишен. Нет на земле человека, у которого было бы все, что он бы хотел иметь. И мы очень рады, что мы сегодня вместе с теми людьми, которых нам тоже нужно понимать, языку которых нам тоже нужно учиться, теми людьми, которые имеют свои особенности, но имеют и свои достоинства и свою имеют красоту. Жестовый язык – это удивительный язык, который тоже являет красоту смысла, немножко не так, как являют это слова, но очень красивый и прекрасный язык, которому нам с вами тоже нужно, конечно, немножко научиться. Язык очень простой, меня вот научили чему-то, и я очень рад, что могу сказать что-то на этом языке… Это значит – «Господа»… Да… Вот это значит – «Христос Воскресе». Это значит – «мир всем». Вот я желаю всем вам, дорогие друзья, мира, радости, счастья, милости Божьей, и будем и дальше вместе идти по пути в Царство Небесное. Аминь! Мир всем!