Необычная принцесса
Одна из родоначальниц традиций благотворительности и милосердия в Германии – Елизавета Тюрингская. Имя это не слишком известно большинству жителей России.
Юная принцесса, которая родилась в XII веке, прожила всего 24 года. Что такого можно успеть сделать за это время, чтобы люди помнили тебя 800 лет спустя?
Представьте себе суровое средневековье. Одна из самых могущественных немецких земель – Тюрингия. Венгерский король Андрош – отец Елизаветы в дипломатических целях решил породниться с тюрингскими ландграфами. И посватал свою четырехлетнюю дочку Елизавету за сына правителя. Маленькую венгерскую принцессу привезли с богатым приданым в качестве гаранта политического договора.
Подобные сватовства детей были характерны для средневековой знати. Малышку отвезли в замок Вартбург недалеко от города Айзенаха. Где она и воспитывалась как невеста будущего правителя. Девочку учили хорошим манерам, рукоделью, немецкому языку, чтению и письму.
В 14 лет Елизавета обвенчалась с Людвигом IV, ландграфом или князем Тюрингии. В следующем году она родила сына Генриха, затем дочь Софию.
А потом встретилась с францисканцами.
Житие святой Елизаветы неотделимо от эпохи, когда возник феномен религиозных орденов. XII век – расцвет Средневековья. Рим доминировал во всем – культуре, искусстве, политике. Новое время ставило перед собой новые задачи, для которых нужны были новые решения.
Одним из способов контроля над политической и духовной жизнью Европы было создание религиозных орденов. Организованные по военному типу, богатые ордена с непререкаемым авторитетом, пользовались поддержкой Ватикана. Францисканцы, доминиканцы, бенедиктинцы стали мощной силой в политической игре.
Представители орденов облекаются доверием монархов, им поручают дипломатические миссии. Елизавета Тюрингская и Франциск Азисский жили в одно время. Не обошли вниманием францисканцы и замок Вартбург.
Юная ландграфиня Тюрингии была потрясена их проповедью бедности, самоотречения и любви к нищим по образу Господню.
С разрешения своего супруга она начала благотворительную деятельность. Елизавета стала матерью для бедных – раздавала еду, одежду и деньги неимущим. На ее средства была построены первая больница для бедных в Айзенахе.
Безграничная щедрость ландграфини и сердечное участие к нищим вызвало осуждение при дворе Вартбурга.
Все это не вписывалось в привычные рамки. Жертвовать на строительство церквей, подавать милостыню бедным – это понятно. Но зачем пренебрегать своим знатным положением, дружить с ними? Семья ландграфа не одобряла ее странного поведения.
Отношения стали еще напряженней после того, как во время голода Елизавета приняла решение о раздаче голодающим зерна из графских запасов.
Чудо с розами
В житии рассказывается, что Елизавета тайно несла в переднике хлеб голодным. Когда ее заставили показать, что она в нем прячет, свершилось чудо – из передника посыпались розы. Этот момент из ее жизни изображен на иконе и множестве религиозных картин. Цветы розы стали символом святой Елизаветы.
Сразу на ум приходит житие Филарета Милостивого, который делился последним с нищими, часто и в ущерб собственной семье. Дошло до того, что родные от него стали прятать еду.
А святую Елизавету решил ограничить муж, прибегнув к духовному авторитету в лице строгого и сурового проповедника Конрада Марбургского. Теперь она должна была свои замыслы рассказывать сначала духовному отцу.
Вдова
В 1227 ее супруг Людвиг принял участие в шестом крестовом походе и умер от чумы в итальянском городе Отранто, оставив ее вдовой. К тому времени у них родились трое детей. Ей было всего 20 лет.
Елизавета отказалась от каких-либо претензий на управление Тюрингией, у нее забрали двух старших детей. «Неудобную» ландграфиню сразу отстранили от рычагов управления и фактически выгнали из замка.
Ее звал к себе обратно отец-король, ей предлагали отправиться в монастырь, выйти снова замуж. Но она выбрала другой путь. По некоторым данным, Елизавета принесла обет безбрачия и решила служить обездоленным, вступив в третий францисканский орден.
Вот и пришла к ней госпожа Бедность, с которой она так хотела познакомиться по примеру Франциска Ассизского.
Свое вдовье имущество она обменяла на маленькое имение в городе Марбурге. Сюда после скитаний прибыла Елизавета с младшей дочкой Гертрудой. С ней было несколько преданных служанок и две придворные дамы. Здесь она основала еще один госпиталь, где работала наравне с другими. Она ухаживала за больными, а в остальное время собирала подаяние на нужды лечебницы.
Елизавета – графиня могущественной Тюрингии, стала сиделкой для больных бедняков.
К сожалению, не отличаясь крепким здоровьем, она надорвалась и умерла в 24 года. «Мать бедных» была похоронена здесь же, в госпитальной часовне.
Руины госпиталя сохраняются до сих пор.
Два Конрада, Фридрих и Филипп – политика вмешивается
Простой народ еще при жизни считал ее святой. Сотни паломников потянулись к гробу.
Эту ситуацию решили использовать для укрепления своих политических позиций знатные родственники Елизаветы. Не так много было у Германии «своих» святых.
Все случаи исцелений фиксировались. Первое житие написал ее духовник – инквизитор и проповедник крестовых походов Конрад Марбургский. За канонизацию хлопотал Великий Магистр Тевтонского ордена Конрад Тюрингский – родственник покровительницы бедных.
Всего через три года после ее смерти Папа Григорий IX прославил Елизавету в лике святых.
На торжествах, посвященных этому событию, присутствовал жестокий император Фридрих Второй. Он, как отмечали современники, вряд ли, во что-то верил вообще.
Под покровительством и на средства Тевтонского ордена закладывается громадный храм. Он будет построен через 50 лет и станет первым готическим храмом Германии. Два 60-метровых шпиля до сих пор высятся над городом. Гробница богато украшена драгоценными камнями и барельефами, посвященными событиям из жизни ландграфини.
Величественный храм служил несколько столетий родовой усыпальницей гессенской знати. Все изменилось через триста лет в годы Реформации. Для новой религиозной концепции почитание мощей было лишним.
Потомок Елизаветы Тюрингской ландграф Филипп I Великодушный, родившийся в Марбурге, был ревностным приверженцем идей Мартина Лютера и толпы паломников ему надоели.
Он распорядился тайно захоронить мощи в разных местах, но исполнитель ослушался высочайшего приказа и спрятал их у себя в замке. Тевтонский орден, который охранял мощи святой, не смог препятствовать этому. Потом в результате длительной борьбы мощи перешли к католикам. Сейчас эта реликвия хранится в Вене в Конгрегации Сестер Святой Елизаветы. Протестанты об этом вспоминать не любят.
Идиот или святой?
Как повествует житие, Елизавета все время боролась с собой, чтобы победить брезгливость целовала раны прокаженных, носила бедное платье, к которому пришивала заплатки, просила Господа помочь ей любить чужих детей так же, как своих.
Вот еще один момент – говорят, что однажды, еще при жизни мужа, она положила прокаженного сироту в супружескую постель, что вызвало гнев мужа. Он отбросил покрывало и обнаружил в постели не больного ребенка, а младенца Христа.
Что это? Экзальтация или вершина духовного совершенства?
Вот, что пишет историк Отто Герхарда Эксле в книге «Действительность и знание: очерки социальной истории Средневековья»:
«Около 1200 года «идиот» появляется как фигура в движении добровольной бедности. <…> Однако Бог избрал именно его, поскольку образованные и имеющие социальный вес люди не годятся для поручения Господа в отношении бедняков. <…> Елизавета Тюрингская около 1200 года воплощала собой этот новый тип.
Следует заметить, что Елизавета по своим умственным способностям отнюдь не была слабоумной, скорее напротив. Ее духовник Конрад Марбургский назвал Елизавету «без сомнения в высшей степени умной женщиной» (mulier indubitanter prudentissima).
Она, идентифицируя себя с бедными, добровольно делала из себя слабоумную и демонстрировала это также и своим одеянием: серое платье движения добровольной бедности, которое она обыкновенно носила, благодаря надставленным кускам и нашитым заплаткам других цветов стало столь пестрым, что окружающим это представлялось курьезным».
В России сказали бы – юродивый. Вспоминается роман Федора Михайловича Достоевского «Идиот», Алеша Карамазов, который говорил, что не могу я вместо «всего» отдать лишь пять копеек, а вместо «иди за Мной» просто ходить к обедне…
Похоже, и Елизавета Тюрингская была из такой породы.
Две Елизаветы
У юной ландграфини было трое детей. Средняя дочь – София Брабантская – стала основательницей ландграфства Гессен.
Великая княгиня Елизавета Федоровна, принадлежавшая к дому герцогов Гессен-Дармштадтских, являлась, таким образом, прямым потомком святой Елизаветы Тюрингской.
Преподобномученица Елизавета говорила, что на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги святой Елизаветы Тюрингской, в честь которой она носила свое имя.
Недавно во Франкфурте-на-Майне в Музее иконы проходила выставка «Гессенские принцессы в Российской истории», ее предваряла научная конференция. Речь там зашла о двух Елизаветах. Докладчики отмечали, что в их судьбе много поразительного сходства: святая Елизавета Тюрингская также в детстве лишилась матери, вышла замуж по любви за иноземного принца, пережила гибель мужа, претерпела многочисленные насмешки и издевательства родных, отдав все свое состояние бедным, закончила путь в добровольной нищете и болезнях. И при этом – светилась радостью и делилась ею со всеми вокруг.
Сердце Марбурга
Марбург – старинный университетский городок, расположенный в земле Гессен. Оказавшись тут, чувствуешь себя попавшим в сказку братьев Гримм. Замок на горе, фахверковые домики и сердце города – готическая церковь Элизабеткирхе. Это можно почувствовать, зайдя под высокие своды храма. В книге отзывов – много записей на русском. Студенты, эмигранты приходят сюда. В Марбурге, к сожалению, нет православной церкви, а душа просит небесной пищи.
Здесь всегда толпятся экскурсанты. Слушают историю о юной принцессе, которая положила жизнь на служение бедным и нищим, образ знатной красавицы с добрым сердцем продолжает пленять сердца.