Экзамен на толерантность

Россию в ближайшее время ожидает очередное великое переселение народов. По замыслу Александра Хлопонина, переселенцы с Северного Кавказа будут способствовать экономическому развитию регионов

Россию в ближайшее время ожидает очередное великое переселение народов. Но в отличие от времен Аттилы-завоевателя переселенцы будут не порабощать новые территории, а способствовать их экономическому развитию. Автором этого проекта является полномочный представитель президента России в Северокавказском федеральном округе Александр Хлопонин. По его замыслу, внутренняя трудовая миграция поможет убить двух зайцев одним выстрелом: снизить безработицу на Северном Кавказе и решить проблему нехватки рабочих рук в центральных районах России.

Миграция во благо

Программа предполагает переселение в центральную Россию до 40 тыс. жителей северокавказских республик, где уровень безработицы вдвое превышает средний по стране (16% против 8%). Это поможет регионам на 10% сократить потребность в иностранной рабочей силе. Трудовых мигрантов с Кавказа будут трудоустраивать, в основном, в сельском хозяйстве и на стройках.

Каждый переселенец будет заключать договор с центром занятости по месту жительства и работодателем в центральной России. Трудовое соглашение рассчитано на три месяца. После этого человек принимает решение — оставаться на новом месте или возвращаться на родину (впоследствии всю процедуру можно повторить неограниченное количество раз). Из средств федерального бюджета мигранту оплачиваются билеты в обе стороны, командировочные (100 рублей в сутки) и компенсация за аренду жилья (550 рублей в сутки). В итоге за три месяца на одного человека будет выделено 58,5 тыс. рублей.

В ряде регионов местные власти уже начали выкупать жилье, которое предназначено для сдачи внаем южным гостям. На эти цели будет потрачено еще приблизительно по 270 тыс. рублей на человека. Таким образом, на первом этапе один трудовой мигрант будет обходиться государству в 330 тыс. рублей.

Переселение кавказских трудящихся в черноземные районы призвано решить и демографическую проблему. В большинстве областей центральной России наблюдается стабильное уменьшение численности населения, особенно в сельских районах, куда и планируют направлять гостей с Северного Кавказа. Новоявленные сельчане отправятся на заработки не в одиночку, а с семьями. Пустив корни на новом месте, семьи дадут по-кавказски многочисленное потомство. Проблема естественной убыли будет решена.

Он сказал: «Поехали!»

Впервые о переселенческой программе заговорили в апреле этого года. На одном из совещаний по проблеме занятости в СКФО Александр Хлопонин предложил разработать программу миграции трудовых ресурсов из субъектов округа в промышленно-развитые регионы России. «На территории России огромное количество промышленных предприятий, и сегодня можно из жителей, к примеру, Ингушетии формировать рабочие бригады и отправлять на работу на крупные нефтедобывающие, угольные или строительные предприятия», — сказал полпред.

В обществе (причем как на Северном Кавказе, так и в центральных регионах) скептически отнеслись к этой инициативе. Свою роль в этом сыграли и СМИ, неверно истолковавшие намерение полпреда трудоустроить жителей округа как принудительную высылку из родных мест. Журналисты и блогеры не к месту помянули и послевоенную депортацию кавказских народов, проведя историческую параллель между Александром Хлопониным и Иосифом Сталиным.

В результате чиновнику пришлось открещиваться от слов, которых он не говорил. По его мнению, его высказывание «извратили до неузнаваемости». «Иначе как провокацией это назвать не могу», — сказал Хлопонин. Вместе с тем он подчеркнул актуальность программы перераспределения трудовых ресурсов. «Если на территории РФ есть специалисты, которые готовы поехать поработать по контракту в другие регионы, то почему бы и нет?» — сказал полпред.

Эта идея нашла отражение в «Стратегии развития Северокавказского федерального округа до 2025 года». Документ был представлен в июле, а утвержден в сентябре. Одной из главных задач стратегии стало повышение уровня занятости населения региона. Для этого в округе будет создано 400 тыс. новых рабочих мест, а остальным безработным будет предложено трудоустроиться в других регионах. Поиском работы и соблюдением прав северокавказцев вдали от дома будет заниматься новая структура — Агентство трудовой миграции.

В начале декабря на встрече с главными редакторами ведущих кавказских СМИ Хлопонин вновь заговорил о программе переселения. «Кавказская молодежь легко ассимилируется, а рабочие руки жителей Северного Кавказа всегда были востребованы в Сибири, Магадане, куда на временные заработки ехали и осетины, и ингуши, и чеченцы и потом возвращались в свои семьи с хорошими деньгами», — сказал полпред.

Весь вечер на Манежке

Но в то время как первые десятки переселенцев из Дагестана и Ингушетии начали устраиваться в центральной России, в Москве убили футбольного болельщика Егора Свиридова. Убийцами оказались выходцы с Северного Кавказа, которых милиционеры вскоре после задержания по глупости отпустили под подписку о невыезде.

Тлевшая в среде столичных фанатов неприязнь по отношению к жителям Кавказа вспыхнула в один момент. Болельщики в знак протеста против действий милиции перекрыли Ленинградский проспект, а затем едва не сорвали матч Лиги чемпионов. Но все это были цветочки по сравнению с массовыми беспорядками, произошедшими несколько дней спустя на Манежной площади. Потом ситуация едва не повторилась на площади Европы, аналогичные акции были предприняты и в других российских городах. Эстафету у фанатов приняли представители праворадикальных движений, которым нужен был только повод.

События на Манежке способствовали тому, что власть и общество наконец-то разглядели слона, замечать которого до этого было как-то не с руки: в России существует серьезная проблема межэтнических отношений, и неустанным повторением мантры «Россия — многонациональная страна» эту проблему не решить. Ставшее актуальным в последнее время слово «ксенофобия» буквально переводится с греческого как «страх перед чужим». Корень межнациональной проблемы кроется во взаимных страхах и недоверии, которые обострились после московских беспорядков. И именно фактор страха может не только поставить крест на успехе программы переселения, но и привести к катастрофическим последствиям.

Незваные гости

Заботясь о жителях Северного Кавказа, полпред округа и чиновники Министерства регионального развития, разработавшие стратегию, не учитывают мнения жителей регионов, куда предполагается направить трудовой десант. А это мнение коротко формулируется так: «Спасибо, не надо».

Сенаторы от центральных областей считают, что переселение жителей Кавказа станет «поводом для обострения межнациональных отношений». «Прежде чем начинать переселение, необходимо правильно оценить обстановку в регионе предположительного расселения приезжих с Кавказа на предмет лояльности к ним местных жителей», — считает член Совета Федерации от Саратовской области Владимир Гусев. «Такие вопросы не решаются спонтанно, без согласования с представителями принимающей и отправляющей стороны. Местные жители вправе заранее знать о своих потенциальных соседях», — вторит ему сенатор от Белгородской области Николай Рыжков. Он также не исключает того, что местные чиновники станут торговать переселенческими местами, а жители Кавказа, получив «подъемные», никуда не поедут.

Кроме того, сенаторы сомневаются, что трудовая миграция станет эффективным средством против безработицы. «Советская власть решала эту проблему путем размещения в регионах, где наблюдалась нехватка рабочих мест, производств, на которых могло работать местное население. Это более приемлемый вариант: и ехать никуда не надо, и ассимиляции на новом месте удастся избежать», — отметил Владимир Гусев.

Негативно относятся к переселенческому проекту и многие из тех, для кого он делается. «Если руководство России ставит вопрос о снижении безработицы на Кавказе, увеличении занятости молодежи, будет логичнее создать в самом регионе рабочие места. Для этого есть огромные возможности, и потребуется средств в десятки раз меньше», — убежден глава Союза молодых предпринимателей Дагестана Рабадан Таилов. А председатель североосетинского землячества Москвы Сослан Плиев считает, что пользоваться переселенческими льготами «будут далеко не интеллигентные и образованные люди, а скорее те, кому терять нечего».

Представители кавказских народов боятся того же, чего и жители центральных областей, — межнациональной неприязни. «В нынешней ситуации предлагать переселять малообеспеченных, неустроенных людей в российские регионы, где и так сильны антикавказские настроения, где происходят погромы… по-моему, это уже откровенная провокация», — отмечает руководитель Общественного информационного центра национальной политики Тимур Музаев.

Как показывает опыт Москвы и прочих мегаполисов, представители кавказских народов при желании (или от безысходности) благополучно мигрируют в другие регионы и без правительственной помощи. На новых местах они живут обособленно, создавая этнические анклавы. «Внутренняя миграция с Северного Кавказа, к сожалению, не приведет к интеграции и обрусению мигрантов, а наоборот создаст национальные гетто. При страшной бедности населения и разложении бюрократического аппарата миграция, к сожалению, приведет лишь к росту межнациональной напряженности и взаимной ненависти», — заявил корреспонденту «Милосердия.ру» Олег Шевцов, координатор общественного движения «Белое дело» , которое ставит своей целью возрождение национальной, исторической России. Возможно, чиновникам Минрегиона стоило бы подумать над решением уже имеющихся проблем, а не добавлять местным властям и местным жителям новой головной боли.

Перегибы на местах

К тому же программа переселения пока продвигается со скрипом. Например, в Свердловской области из 220 заявленных мигрантов до нового места этим летом доехали всего 32 человека. Ни работы, ни жилья им предоставлено не было. В результате кто-то нашел подработку у частников, кто-то сразу предпочел вернуться на родину. В итоге на Урале закрепилось лишь четверо ингушей.

По словам экс-полпреда Ингушетии в Свердловской области Абдул-Муталипа Богатырева, дело в том, что в республике людям выдают деньги на переезд и обустройство, но при этом берут «откат» до 30% от выдаваемой суммы. Кроме того, никто не следит за тем, действительно ли люди едут работать на новое место. Поэтому официальная статистика, на которую ссылался, в частности, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров при встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым, не имеет ничего общего с действительностью.

Риторические вопросы

Тот же Богатырев полагает, что переселенческий проект стал наглядной иллюстрацией принципа «хотели как лучше — получилось как всегда». При правильной подготовке программа Хлопонина, возможно, могла бы принести положительный результат, считает петербургский историк, кандидат исторических наук Кирилл Александров. «В принципе сама идея имеет право на существование. Правда, мне кажется, что любая искусственность уже оказывается недостатком. В теории рынок свободного труда, спроса и предложения должен определять миграционные потоки», — заявил он корреспонденту «Милосердия.ру».

«Успех переселенческой программы зависит от того, насколько переселенцы смогут тактично и быстро социализироваться в новых общественно-культурных условиях, равно как и от того, насколько коренное население окажется психологически готовым принять и сосуществовать с такими своеобразными соседями. Поэтому органы власти должны вести кропотливую, трудную и серьезную работу, которая бы подготовила обе стороны к новой реальности. Если эта работа начнется после переселения, конфликты начнут множиться, учитывая взаимную неприязнь», — полагает Александров.

Историк уверен, что для решения проблемы мирного сосуществования русских и кавказцев «и тем, и другим придется отказываться от многих стереотипов — в первую очередь, стереотипов поведения». «Здесь должен работать простой принцип: относитесь к другим так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. И поступайте соответственно», — отмечает он.

«Но для того, чтобы такой принцип стал реализовываться на практике в условиях сосуществования совершенно разных этнических и культурных групп, нужны специальные программы, требуется колоссальная просветительская и воспитательная работа местных администраций: в школах, вузах, в области культуры и т.п. Совершенно особую роль должны играть усилия религиозных лидеров. Но способны ли наши местные администрации взять на себя ответственность за такую деятельность, если свою беспомощность показали даже москвичи? На этот вопрос у меня нет ответа», — заключил эксперт.

По последним данным ВЦИОМ, примерно каждый пятый россиянин (18%) поддерживает акции, подобные той, что прошла на Манежке. А каждый девятый житель России (11%) готов лично участвовать в уличных беспорядках. Так что на последний вопрос, видимо, ответа нет ни у кого в современной России.

Антон МЕСНЯНКО

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?