Может ли усыновить ребенка одинокий человек? Надо ли соблюдать тайну усыновления? На каком основании могут отказать в усыновлении? — эти и множество других практических вопросов обсуждались на круглом столе по проблемам усыновления, прошедшем 17 мая в конференц-зале Православного Свято-Тихоновского университета. В круглом столе приняли участие специалист по семейному устройству детей, сотрудник проекта «К новой семье» Галина Красницкая, специалист по психологическим проблемам неблагополучных семей и семей с приемными детьми Полина Гальцова, завкафедрой социальной педагогики ПСТГУ Татьяна Склярова, сотрудник Синодального отдела по благотворительности Лидия Давидова и редактор журнала «Нескучный сад» и сайта «Милосердие.ru» Юлия Данилова (журнал, так же как и сайт, много писал и пишет об усыновителях и усыновлении).
Обсуждение началось с тяжелого вопроса: можно ли убедить мать, которая хочет отказаться от ребенка (например, из-за того, что у ребенка есть генетическая патология или врачи ставят другой тяжелый диагноз), не делать этого. «Прежде всего, чтобы не происходило отказов от больных детей, должно быть пересмотрено отношение врачей к таким детям и их матерям», — считает специалист проекта «К новой семье» Галина Сергеевна Красницкая. До сих пор врачи родильных домов в таких случаях начинают усиленно уговаривать мать отказаться от ребенка, запугивая ее тем, что ребенок «бесперспективен». Хотя, как известно многим родителям детей-инвалидов, самые страшные прогнозы («не будет ходить, не будет говорить, никогда не сможет учиться ни в какой школе») часто не сбываются. По информации Галины Сергеевны Красницкой, в Петербурге действует общественная организация «Родительский мост», которая работает с мамами, находящимися на грани отказа от ребенка, там разработана методика, как помочь матери принять своего ребенка. В Москве подобная работа лишь начинается: только в июне-июле правительством Москвы должна быть прията программа по профилактике семейного неблагополучия. Но, как подчеркнула друга участница дискуссии, Полина Сергеевна Гальцова, если вы хотите помочь матери не отказаться oт ребенка, одними уговорами помощь ограничиться не может, самое главное — надо такую семью сопровождать и помогать в решении житейских и медицинских проблем, с которыми она столкнется.
Формы семейного устройства детей могут быть разными — подчеркивали участники круглого стола: усыновление, приемная семья, опека, патронатное воспитание — у каждой из них есть свои юридические и организационные особенности. Подробную информацию о них можно получить в Школе приемных родителей в рамках проекта «К новой семье» (тел. 424-01-93), или на сайте этой организации.
Эту и другую литературу по вопросам усыновления также можно бесплатно получить у сотрудников проекта «К новой семье»
По данным Г.С. Красницкой, число детей, усыновляемых россиянами, уже много лет держится на одном уровне — около 7000 детей в год. К сожалению, считает Галина Красницкая, заметного роста в ближайшее время ждать не стоит — ведь положение семьи (жилищные и материальные условия в первую очередь) в России по-прежнему нелегкое. Между тем, по исследованиям центра «К новой семье», около 5% москвичей готовы принять сироту в семью, и около 40% могли бы сделать это при улучшении жилищных условий. А как сообщила редактор журнала «Нескучный сад» Юлия Данилова, в ходе опроса прихожан московских храмов, проводившегося корреспондентами журнала (было опрошено более 400 человек) на вопрос «Представляете ли вы себя усыновителем ребенка-сироты?» более половины опрошенных ответили утвердительно.
Представитель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Лидия Давидова рассказала, что в отделе создана рабочая группа по усыновлению (юрист, медицинский работник и священник). Группа будет консультировать людей, которые хотят усыновить ребенка. Группа начала свою работу буквально на днях.
Участники круглого стола также обратили внимание собравшихся на то, что в этом году в Москве заканчивается эксперимент по патронатной работе детских домов. В ходе этого многолетнего эксперимента 11 московских детских домов стали работать по программе патронатного воспитания — когда для воспитанника детского дома ищутся патронатные родители, которые забирают ребенка в семью, становясь при этом сотрудниками детского дома и получая заработную плату. Ребенок числится за детским учреждением, а патронатные родители получают постоянную поддержку и консультации специалистов, «ведущих» такую семью. Пока федерального законодательства относительно патроната не существует, в каждом регионе эта деятельность регулируется местным законодательством. Что будет с московским патронатными семьями по завершении эксперимента, и будет ли программа патронатных детских домов в Москве продолжена, рассказывает Г.С.Красницкая: «В июне в правительстве Москвы планируется рассмотреть вопрос дальнейшей судьбы эксперимента по патронатной работе детских домов. Наш фонд («Приют детства») предварительно представил в правительство Москвы программу с рабочим названием «Преодоление социального сиротства и развитие семейных форм устройства», обосновывающую данную форму работы с сиротами как наиболее эффективную. Поэтому вопрос в том, найдутся средства, чтобы продолжить эксперимент. Я думаю, что все-таки деньги найдутся. Если же нет, то тех детей, которые сейчас живут в патронатных семьях скорее всего усыновят в той или иной форме (опека, приемная семья, усыновление), поскольку этим обычно и заканчивается их патронатное проживание в семье.»
Надо отметить качество аудитории круглого стола, организованного кафедрой социальной педагогики ПСТГУ — обилие записок с вопросами, поданных специалистам-участникам мероприятия, говорило само за себя. Обсуждение шло весьма живо еще и потому, что многие студентов кафедры социальной педагогики уже активно участвуют в социальной работе, в том числе в помощи детским домам, а некоторые выпускники работают в сфере, напрямую связанной с усыновлением — в частности, в патронатных детских домах.
Завершая мероприятие, ведущая круглого стола Татьяна Склярова рассказала, что с 1 сентября 2006 года на миссионерском факультете ПСТГУ, помимо специальности «социальная педагогика» будет вестись обучение и по специальности «соцработа», при выпуске будущие социальные работники получат государственный диплом. За справками можно обращаться на кафедру социальной педагогики по тел. 785-36-23.
Мы планируем в скором времени разместить расшифровки выступлений на круглом столе.
Соб. инф.