Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Ефрем Сивохин. Благотворительность как средство от депрессии

20 января исполняется 200 лет со дня рождения одного из крупных благотворителей – купца первой гильдии, почетного гражданина Санкт-Петербурга Ефрема Сивохина. Человека, для которого благие дела стали лекарством от депрессии и пьянства и новым смыслом жизни

К сорока годам у Ефрема Никифоровича Сивохина было все, о чем только мог мечтать бывший крестьянский мальчишка из крепостных, и многое сверх того: верная, кроткая и богобоязненная жена Неонила Афанасьевна, собственное торговое дело в самом Петербурге, доставшееся многими годами неустанного труда. Двенадцати лет из родной деревни в Ярославской губернии Ефрем был отправлен в столицу «в мальчики», учиться торговому делу. И так себя показал, что уже к двадцати годам стал доверенным человеком у своего хозяина, а в 1866 году и сам числился купцом второй гильдии.

Все, кроме счастья

Вот только детьми Господь не благословил. За двадцать лет рождены было шестеро – три дочери да трое сыновей. Но все умерли еще во младенчестве.

Даже в те времена, когда детская смертность была явлением обыденным, потеря всех детей, лишение надежды на продолжение рода воспринималось как большая беда. Сивохин же был деловым человеком, рожденным в крепостной неволе и невероятным напряжением сил много лет подряд строившим собственное дело. Такое дело создается в расчете на многие поколения потомков, которые в свой срок подхватят его, дадут ему новое дыхание и новое развитие, а оно само даст возможность новым поколениям семьи жить свободно и в достатке. Со смертью последнего ребенка стало понятно, что ничего этого не будет. Многолетние труды должны были пропасть втуне.

От горя и безысходности внешне благополучной жизни купец начал пить. Сначала, вроде бы, и понемногу, но, видимо, со временем проблема усугублялась. Супруга забила тревогу.

«Жена моя, Неонила Афанасьевна… познакомилась с Александрой Салтыковой и другими благочестивыми женщинами, которые жили под руководством старца Адриана, а потом отца Петра Угличского, и сама часто ходила к отцу Петру. Она сама усердно просила его помолиться за меня, чтобы мне вовсе не пить, и, действительно, по его молитвам 20 лет прошло, как я ничего не пью, даже шампанского в рот не беру. По молитвам отца Петра Господь помог мне отстать совсем от всякого вина. Дела мои шли успешно без сомнения по молитвам тех же богомудрых старцев. И я стал оказывать малые благодеяния».

Апраксин двор

Апраксин двор

Поначалу благодеяния и правда были невелики – по доходам. Часто приходилось поддержать кого-то из многочисленной родни или земляков – ярославские в Петербурге держались кучно и очень друг друга выручали.

По мере того, как росло торговое дело Сивохина, росла и его благотворительность.

Сивохин специализировался на оптовой и розничной торговле овощами и фруктами. Оптовую торговлю он вел во внутреннем дворе Апраксина двора, крупнейшего петербургского рынка. В 1862 году Апраксин двор сгорел дотла. Конечно, уже через год на его месте была выстроена Александровская линия, но потери петербургских купцов в этом пожаре были огромны.

В память о пожаре и с надеждой уберечь от беды новый рынок, Сивохин с купцами Мартыновым и Николаевым сложились на строительство храма во имя Коневской иконы Божией матери на озере Коневец в Ладожском озере, где Рождествено-Богородичный мужской монастырь.

Приходские дела

В те годы активно развивалась приходская благотворительность. В рамках отдельных церковных приходов создавались собственные попечительские общества, собирались средства на помощь бедным, строительство школ для народа и другие важные дела.

Супруги Сивохины очень почитали Казанскую икону Божьей матери, ходили молиться к ней в знаменитый Казанский собор. В 1870 году настоятель собора протоирей Григорий Дебольский инициировал создание «Общества вспомоществования бедным прихода Казанского собора». Одним из первых членов общества и постоянных жертвователей стал Сивохин. Деньги общества шли на ежемесячные пособия нуждающимся, была открыта бесплатная мужская воскресная школа для детей и взрослых. Позже Сивохин стал почетным членом общества наравне со столичной знатью.

Когда в 1871 году открылся дневной приют для детей из бедных семей, Сивохин вносил туда деньги, участвовал в организации рождественских елок, снабжал фруктами. Стал одним из инициаторов создания приходской богадельни для престарелых женщин – лично внес средства на аренду помещения, мебель, одежду, а после постоянно жертвовал продукты, вещи и деньги.

Жертвовал на благолепие Казанского собора. На ризу столь любимой им Казанской Божьей матери пожертвовал перстень с бриллиантом в 1500 рублей.

Жизнь в обществах

С каждым годом благотворительная деятельность купца расширялась.

Сивохин состоял в Императорском человеколюбивом обществе, был старшим почетным членом Покровского братства Комитета детских приютов принца Ольденбургского, старшим сотрудником Комитета для разбора и призрения нищих, участвовал в создании и развитии Дома милосердия для девочек в Лесном под патронажем великой княгини Марии Николаевны, а после – ее дочери, принцессы Евгении Ольденбургской – жертвовал на строительство храма Преображения господня. Был назначен почетным членом-благотворителем Дома милосердия.

Имя Сивохина наравне с именами графов Строгановых, Шереметевых, Волконских, Нарышкиных, купца Елисеева – среди жертвователей на Братский приют, членов Общества попечения о бедных и больных детях, Общества вспомоществования приходским бедным при Благовещенской, на Васильевском острове, церкви. Все эти общества оказывали помощь нуждающимся, раздавали одежду и денежные пособия, кормили, обучали, воспитывали, давали медицинскую помощь и приют.

Сивохин состоял также в Благотворительном обществе в приходе Кавалерского собора Святого равноапостольного на Петербургской стороне и Обществе вспоможения бедным в приходе Введенской лейб-гвардии Семеновского полка церкви, был почетным членом Покровской общины сестер милосердия, Общества Российского Красного креста и Общества Российского Синего креста, Общества спасения погибающих на водах, Дома трудолюбия, основанного Иоанном Кронштадским. В каждое из них ежегодно, а то и ежемесячно направлялись деньги, отгружались продукты из лавок Сивохина.

В книге «На вечные времена», посвященной жизни Ефрема Сивохина, его непрямой потомок Алексей Сивохин пишет, что супруги предпочитали оказывать помощь адресно, точно зная, кому и на какие нужды предназначаются пожертвования, и внимательно следили, чтобы помощь дошла до адресата.

Не только в России

Святитель Николай Японский (Касаткин)

В Императорском православном Палестинском обществе Сивохин оказался в числе первых 48 членов-основателей. Главной задачей общества стала поддержка православия в Святой Земле – помощь православным храмам, духовенству, паломникам. Сивохин оплатил старцу Хаджи Георгию и его братству келью в Григорианском монастыре на Афоне. Жертвовал ценные иконы и деньги для строящегося Вознесенского храма города Асикага Токийской епархии.

К слову, архиепископ Токийский и Японский Николай (Касаткин) оставил ряд записей о своем знакомстве с Ефремом Никифоровичем и Неонилой Афанасьевной. Среди его записей – упоминание о том, как при нем пришел человек, задолжавший Сивохину 150 рублей и не имевший средств вернуть. Сивохин и долг простил, и новых денег дал.

«Нравится мне это милое русское простое семейство, не зазнавшееся, благотворящее направо и налево и молящееся так, как дай Бог монахам молиться!» – написал архиепископ.

Образование

На собственном примере Ефрем Никифорович убедился, как много возможностей в жизни – даже при самом скромном происхождении – открывает грамотность, владение профессией. И не жалел средств на поддержку образования – в первую очередь, для народа – крестьянских ребятишек, детей из городских низов.

В Петербурге он активно поддерживал Воздвиженское и Троицкое приходские училища, за что был избран их почетным блюстителем, позже стал и почетным блюстителем Никольского двухклассного приходского училища. Он создал Ремесленное и Рукодельное училища пансионера и пансионерки. Для их содержания были отписаны проценты со специального банковского вклада, благодаря которым финансирование продолжалось вплоть до Октябрьской революции, когда самого Ефрема Никифоровича давно уже не было на свете.

В 1871 году за активную благотворительную и общественную деятельность Сивохин был возведен в звание потомственного почетного гражданина и кавалера Санкт-Петербурга, в 1877 году был избран в Собрание выборных от Санкт-Петербургского купечества, а в 1880 году стал купцом первой гильдии.

Для малой родины

Отдав большую часть жизни столице, Ефрем Сивохин не забыл малую родину. В Ярославской губернии он приобретал земли, которые отдавал в пользование своим родным и малоимущим крестьянам. Поддерживал финансово бедные сельские церкви не только в Ярославской, но и в Новгородской, Вологодской, даже в Черниговской губерниях. В многочисленных поездках по монастырям жертвовал деньги, иконы, драгоценную церковную утварь.

Внес средства на стипендии для воспитанниц-сирот из духовного сословия двух женских училищ в Ярославле. В Званский Знаменский женский монастырь на Волхове передал чудотворную икону целителя Пантелеимона с частицей мощей святого. Вложился во внутреннее убранство Новгородской Градской Николо-Качаловской церкви.

В своей родной деревне Карпово построил деревянную начальную школу, оснастив ее всем необходимым, оплатив покупку учебников и даже жалование первым учителям. Затем открыл большую школу в селе Шипилове, где могли учиться дети всего прихода.

«Государь Император, по всеподданнейшему докладу министра народного просвещения, в 12 день октября высочайше соизволил на постановку в Шипиловском начальном народном училище, Мышкинского уезда, Ярославской губернии, портрета Санкт-Петербургского купца Ефрема Сивохина, пожертвовавшего шесть тысяч рублей на постройку дома для названного училища и на снабжение его  классной мебелью и учебными пособиями» (журнал Министерства народного просвещения, декабрь 1879 года).

Прощальный дар

Вышневолоцкий Казанский женский монастырь

Когда спустя десять лет школа в Шипилове перестала вмещать всех учеников, Сивохин задумал построить еще одну – каменную церковно-приходскую школу в ограде Знаменской церкви.

«На ремонт училища и на жалование учителям я обязуюсь внести на вечные времена банковыми пятипроцентными билетами Комиссии погашения долгов в количестве 5 тысяч рублей, по сотням, чтобы капитал оставался неприкосновенным, а проценты с него употреблялись на вышеозначенные потребности училища: на ремонт 50 рублей и учителям 200 рублей». Из прошения Сивохина Ионафану, архиепископу Ярославскому и Ростовскому.

Разрешение на строительство было получено, в Шипилово завезли строительные материалы, ждали весны, чтобы начать строительства. Но 15 февраля 1889 года Сивохина не стало. Многие решили, что новой школы уже не будет. Но оказалось, что Ефрем Никифорович успел заключить договоры на подряд строительства и изготовление мебели, оплатил авансы. Неонила Афанасьевна завершила дело, начатое супругом.

Школа купца Сивохина в селе Шипилово работала до 2004 года, пока не была построена более современная и вместительная. Старое здание существует и сегодня, и энтузиасты не теряют надежды найти средства на его восстановление, чтобы открыть в нем церковно-приходской класс и музей Шипиловского прихода.

По смерти купца Сивохина в некрологе, опубликованном в «Новом времени», было сказано:

«Имея большое состояние и живя скромно, этот добрый человек все свои доходы употреблял на благодеяния, и бедняк, обращавшийся к нему за помощью, прямо с улицы, без всякой протекции, редко уходил без утешения».

По воле самого Ефрема Никифоровича он, а позже и его супруга, были похоронены в Вышневолоцком Казанском женском монастыре, которому Сивохин много помогал при жизни, в склепе под храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы, построенного на его средства. Там и сегодня можно увидеть надгробья из белого мрамора в память о купеческой чете, посвятившей жизнь благим делам.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?