Измерить эффективность благотворительности непросто, но это не значит, что сделать этого нельзя.
Публикуем конспект выступления Ирины Ефремовой-Гарт на заседании клуба «Целевой капитал», которое состоялось 24 октября. И хотя речь шла об университетских фондах целевого капитала, разговор об измеримости целей и результатов будет интересен всем, кто профессионально занимается благотворительностью.
Благотворительность сложнее бизнеса
Один из крупнейших инвесторов мира, Уоррен Баффет, пожертвоваший на благотворительность значительную часть своего состояния, считает, что «то чем занимается, благотворительность и филантропия – игра гораздо более сложная, чем то, чем занимается бизнес».
Измерить эффективность благотворительности непросто, но это не значит, что сделать этого нельзя. Результат бизнеса можно выразить через деньги. Прибыль можно измерить, а результат – увидеть достаточно быстро. Гораздо сложнее говорить об эффективности благотворительных программ.. Когда мы говорим о программах развития, о филантропических инициативах, о средствах целевого капитала, которые на них расходуются, эффект и результат от этих программ видны в гораздо более отдаленной перспективе. Это – первая сложность.
Вторая сложность в том, в том, что под эффективностью зачастую понимаются самые разные вещи. Я – не сторонник единого определения оценки эффективности для всех, мне кажется, что здесь имеет смысл исходить из организационной культуры, потребностей организации, практики работы и традиций, которые есть в том или ином фонде.
Матрица эффективности
Если говорить об эффективности в целом, то это – показатель способности организации или программы достигать запланированного результата при экономном расходовании ресурсов, то есть соотношение между и результативностью и экономичностью. Наглядно это можно увидеть на так называемой матрице эффективности.
Этот инструмент используется для оценки эффективности бизнес-проектов, но может пригодиться и в благотворительности. Выглядит он как шкала, система координат, на одной оси которой мы отвечаем результативность, а на другой – экономичность.
Проекты могут иметь разную результативность и разную экономичность. Результативность – это способность организации достигать поставленных целей, выраженных в цифрах (собирались посадить 100 деревьев, 80 – уже посадили), тогда как экономичность – способность минимально расходовать ресурсы для достижения этой цели.. Разумеется, самый оптимальный вариант, когда и экономичность, и результативность близки к 100%, низкая результативность и низкая экономичность никому не нужны.
Ясны ли ваши цели?
Когда меня приглашаю оценить ту или иную программу, чаще всего просят ответить на вопрос: «Насколько наш проект достиг цели?» Иногда приходится отвечать: «Я не могу сказать, в какой степени цель достигнута, потому что изначально, на этапе разработки проекта она была сформулирована настолько в общих словах, настолько неконкретно и неизмеряемо, что понять насколько вы приблизились к ее достижению, не представляется возможным».
С какими вызовами приходится сталкиваться специалистам, приглашаемым для оценки программ?
1.Зачастую непонятно, что мы оцениваем. Не всегда понятно, о чем идет речь – о программе, о проекте, о политике в какой-то области на изменение которой выделяются средства.
2. Отсутствие ясных и однозначно интерпретируемых измерителей. .
Готовясь к выступлению, я посмотрела несколько сайтов университетских фондов целевых капиталов. Понимаю, что в задачи университетских фондов целевых капиталов не входит расписывать то, какие прекрасные проекты поддерживаются на их средства, но я увидела много общих слов, например «модернизация образовательного процесса университета». Это, скорее, процесс. И, безусловно, есть какие-то видимые и ощутимые результат от этого процесса модернизации. Но сказать насколько эффективно были потрачены ваши средства на модернизацию образовательного процесса – в этом случае невозможно.
Потому что не оцифровано – что вы модернизируете, в какие сроки и с помощью каких ресурсов и , самое главное, с какой целью и какие задачи этим решаются. Все это – признаки программы или проекта. Проект не бесконечен, он имеет начало и окончание, требует вложения определенных ресурсов, и подразумевает получение каких-то определенных результатов . Все это можно оценивать.
Поясню на примере – сравните две формулировки целей:
1. «Популяризировать оперное искусство среди молодежи». Проект идет пять лет, на него выделены определенные средства, и вот по его окончании вас просят оценить эффективность. Безусловно, было сделано благое дело, но оценить эффективность достижения цели невозможно, потому что изначально цель была неизмерима.
2. «К 2015 году повысить на 30% процентов посещаемость оперного театра в городе N. школьниками и молодежью в возрасте до 30 лет». Оценить результаты не просто, но, по крайней мере, они измеримы.
В качестве реального примера можно привести программу «Материнский капитал». Известно, какой объем средств был на нее потрачен за годы реализации и известно, что есть рост рождаемости. Этих данных достаточно, чтобы оценить экономичность программы, как соотношение затрат к приросту рождаемости.
Но применительно к ней, невозможно говорить об эффективности. Сделать этого нельзя потому что нет данных о том, насколько планировалось увеличить прирост населения за счет этой программы, этих цифр в формулировки целей программы просто нет.
Еще один момент, на который я хочу обратить внимание. Мне кажется, что средства, которые вы предаете фонду или расходуете – это игра вдолгую. Поэтому в вашем случае имеет смысл говорить не о поддержке единичных акций, а о программах. А программа должна быть хорошо продумана, сформулирована и расписана.
Показали должны быть релевантными: не надо просто выбирать то, что легче всего измерить
Также мы часто сталкиваемся с тем, что померить результативность пытаются с помощью измерителей, которые мало относятся к содержанию цели. Часто пытаются использовать нерелевантные показатели. Не те, которые свидетельствуют о ее достижении, а те, которые легче всего измерить. Например, если мы говорим о межвузовских программах обмена студентами, стоит задать себе вопрос – действительно ли количество студентов, которые приняли участие в таком обмене, имеет отношение к эффективности и результативности программы? Это ловушка для НКО – измерять не то, что нужно, а то, что легче всего измеряется.
Хорошо бы всех посчитать
В сфере благотворительности предстоит очень большая работа по бенчмаркингу (англ. benchmarking) – cбору и оценке данных. Это очень трудно, но возможно. И до тех пор, пока у нас не будет точной информации о том, как с какой результативностью аналогичные программы реализуются другими организациями, сравнивать себя с другими очень сложно.
Возможно, имеет смысл обращаться к услугам людей, которые занимаются оценкой эффективности профессионально. Это не всегда дешево, но есть два варианта – либо обращаться к услугам специалистов, которые помогут вам понять, как формулировать цель, как ее измерять, либо взращивать таких специалистов в своей организации. Второй способ сложнее и дольше, но при этом в вашей организации будут оставаться те знания и навыки, которые можно использовать и в других программах и проектах.
Иринa Ефремовa-Гарт
Зачем нужно измерять эффективность?
Не существует эффективности ради эффективности. Она не может быть самоцелью. Всегда должна быть причина по которой мы собираем эту информацию: это может быть осуществление контроля, необходимость улучшения программы, привлечение средств.
Рано или поздно НКО приходится заниматься фандрайзингом, рассказывать донорам, потенциальным и настоящим, почему деятельность именно этой организации необходимо поддерживать, и тогда в качестве аргумента вам понадобится то, о чем мы сегодня говорили.
Рассказывать об эффективности в общих словах сегодня, наверное, еще можно, но нужно быть готовыми к тому, что завтра от вас потребуют оценить эффективность вашего проекта и сравнить его с тем, что делают на этом поле другие.
Я сужу об этом по собственному опыту. Окончив западный вуз, я время от времени получаю рассылки с предложениями поддержать те или иные программы моего университета, и каждый раз обращаю внимание не только на то, насколько мне, как жертвователю это близко или интересно, но и на то, как об этом говорят: есть ли какие-то конкретные цифры и конкретные цели под которые просятся деньги. Это правило работает для большинства доноров.