Заставила коллег испытать инвалидность на своем опыте
Бизнесмена Франческо Кларк парализовало после несчастного случая – он утратил способность передвигаться. Из-за обездвиженности нарушилось потоотделение, возникли серьезные проблемы с кожей. Вместе с отцом-врачом Кларк придумал крем, который сбалансировал состояние его кожи, и к нему – упаковку, удобную при ограничениях с моторикой. Позже появился целый бренд адаптивной косметики Clark’s Botanicals.
Слепая сотрудница Procter&Gamble Сумайра Латиф решила создать в компании новое подразделение – адаптировать шампуни, кондиционеры и прочие средства гигиены для нужд слепых и слабовидящих. Для убедительности женщина провела необычную презентацию: она предложила менеджерам и руководителям Procter&Gamble испытать инвалидность на собственном опыте. Надеть темные очки, специальные перчатки, которые имитировали двигательные нарушения, а также проехаться в инвалидной коляске. После этого Латиф привела цифры: люди с инвалидностью — огромное население с располагаемым доходом в 8 триллионов долларов.
Уже через неделю Латиф приступила к разработке своих идей. В частности, компания переделала бутылки популярного травяного бренда Essences. На них нанесли своеобразные метки — вертикальные линии на бутылках шампуня и сетку кругов на бутылках с кондиционером. Смысл инноваций в том, чтобы создать систему, которая может охватить максимальную аудиторию. На этикетках сознательно не используют шрифт Брайля – по данным исследований, читать его могут менее 10% незрячих в США. Компания также сотрудничает с приложением Be My Eyes, соединяет слабовидящих со зрячими незнакомцами, которые помогут отличить две одинаковых упаковки или исправить размазанную помаду.
Лайфхаки в одежде, облегчающие жизнь
Если раньше одежду для людей с физическими особенностями выпускали только производители ортопедической продукции, либо такая одежда изготавливалась на заказ, сейчас все больше знаменитых дизайнеров создают линии адаптивной продукции.
Один из примеров – одежда для инвалидов Tommy Hilfiger, созданная в 2016 году. Поводом послужила просьба известной журналистки на инвалидной коляске создать для нее уличную одежду – чтобы было удобно сидеть коляске и ткань не застревала в колесах. Позднее дизайнер заинтересовался проблемами, которые испытывают инвалиды, надевая вещи, сшитые для здоровых людей, и выяснил, что многим из них сложно застегнуть застежки или вдеть руку в рукав, так как часто люди частично парализованы и не могут свободно двигать конечностями. Он добавил в одежду «лайфхаки», облегчающие жизнь. Среди них магнитные застежки – они заменяют кнопки и крючки на рубашках и куртках, регулируемые подолы на рукавах рубашки и штанинах при различиях конечностей, отверстия в задних частях платьев, которые позволяют одеваться самостоятельно, а также особенный крой, скрадывающий физические изъяны.
Компания Zappos Adaptive начала фокусироваться на сегменте в 2017 году. Поводом послужил случай: один из руководителей компании узнал, что клиент долго искал обувь для внука. Из-за физических особенностей мальчик не мог завязывать шнурки самостоятельно. Теперь Zappos сотрудничает с Tommy Hilfiger, Nike и другими брендами, которые разрабатывают свои линии одежды и кроссовок для потребителей с особыми потребностями.
Модельер Минди Шайер (советник Zappos Adaptive, Tommy Adaptive и других линий одежды), создала для своего сына, страдающего мышечной дистрофией, особую модель джинсов с подтяжками для ног – раньше он мог носить только мешковатые спортивные штаны. По словам Шайер, новая одежда помогла сыну повысить самооценку.
В 2018 году ритейлор Asos выпустил под собственным брендом водонепроницаемый комбинезон, адаптированный для передвижения на инвалидной коляске. Верхнюю и нижнюю части комбинезона можно пристегнуть друг к другу для удобства, задняя часть куртки длиннее передней, поэтому не задирается при езде, а длину рукавов можно регулировать, что выручает, когда крутишь колеса своей коляски сам, без пульта управления.
В 2020 году нас ждут новые открытия made in Russia
В России рынок адаптивной одежды и обуви только формируется, а рынка адаптивной косметики пока вовсе не существует. Впервые созданием одежды для людей, не имеющих обеих рук, еще в 1970х годах занялась дизайнер Валентина Михайловна Волкова в Центре им. Альбрехта в Ленинграде. После перестройки тема возродилась в Студии Универсального дизайна Галины Волковой. В 2009 году появился проект Bezgraniz Couture.
Один из популяризаторов идеи создания модной одежды для людей с инвалидностью, Bezgraniz Couture почти десять лет cоздавал (проект существовал с 2010 по 2018 год) функциональную современную одежду и аксессуары при различных видах инвалидности. Неизменные участники проектов — паралимпийцы, модели, телеведущие, социальные деятели с инвалидностью. Люди, вдохновляющие своим примером и волей.
В 2015-2017 годах проект наладил сотрудничество с Британской Высшей Школой Дизайна – впервые в мире в основную программу ввели обучающий модуль по прототипам одежды для конкретных людей с разными видами инвалидности. Коллекции, сформированные из задумок студентов, показывались в рамках Международной недели моды Mercedes-Benz Fashion Week в Москве – идея вошла в сообщества потенциальных покупателей и в индустрию моды. Помимо обучающих инициатив по дизайну адаптивной одежды, проект вёл большую просветительскую деятельность. Цель – создание нового типа коммуникации вокруг инвалидности. Яркими примерами стали проекты «Инопланетники» и «Акрополь: как я нашел свое тело».
«Думаю, в 2020 году нас ждут новые открытия made in Russia, – говорит Янина Урусова, консультант по созданию адаптивных продуктов и сервисов, со-оcнователь проекта Bezgraniz Couture. – Компаний, производящих такую одежду в мире, становится все больше, всплеск активности наблюдается с 2015-2016 года. Стоимость изделий – средняя по рынку, можно найти одежду на любой кошелек. Важно, что теперь она доступнее, в том смысле, что предложение в принципе появилось на рынке. Задача на сегодня – придумать действительно инклюзивную современную модную одежду, удобную для всех, как с инвалидностью, так и без нее. На это делают упор большинство производителей.
Гостьи с инвалидностью и высоким статусом
Нелли Калашникова поставила перед собой амбициозную цель – производить одежду, не выделяющую инвастатус людей на колясках. Компания под торговой маркой nelka уже много лет занимается производством комфортной современной женской одежды – основную коллекцию дополнили адаптивными изделиями, которые не отличаются от нее ни дизайном, ни материалами, ни ценой. Единственное – конструктивные особенности, позволяющие на коляске чувствовать себя максимально комфортно. Модели разрабатывались при участии молодых женщин, пользующихся инвалидной коляской и имеющих ДЦП.
«В России проживает около 12 млн людей с инвалидностью, из них женщин, пользующихся инвалидной коляской в возрасте 16-55 лет, примерно 25-30 000 человек (цифра посчитана примерно, исходя из данных Росстата, эмпирических данных производителей инвалидных колясок и оценок аналитиков рынка), — приводит данные Нелли Калашникова. — Многие получили инвалидность вследствие автомобильной аварии. Они продолжают работать, быть социально активными, путешествовать, водить машину, хотят чувствовать себя женственными и вести полноценную жизнь. Начав работать, мы поняли, насколько важна такая одежда для женщин, оказавшихся в инвалидной коляске, насколько она меняет качество жизни и самоощущение».
Проект nelkadaptive стартовал летом 2019 года. В качестве консультанта для создания коллекции и вывода ее на рынок Калашникова пригласила Янину Урусову. В сентябре в рамках международной выставки CPM в Экспоцентре на Красной Пресне были представлены первые образцы. Приглашенные эксперты – гостьи с инвалидностью, ведущие активный образ жизни и занимающие высокие социальные позиции в обществе. Елена Волохова — председатель общероссийской общественной организации «Опора», Екатерина Зотова — журналист газеты «Надежда», Анастасия Виноградова — руководитель проекта «Зазеркалье», модель, стилист, консультирующий людей с инвалидностью, Наталья Крель — исполнительный директор Общероссийского союза общественных объединений «Национальный Парадельфийский комитет России», вице-президент Федерации спортивных танцев на колясках России, член Управляющего совета Абилимпикс и другие.
Положил плед на ноги – что ему еще надо?
Одними из первых, в 2002 году, разработали линию адаптивной одежды в «Ортомоде». Компания тратит много средств и усилий на исследования и разработку адаптивной одежды при ДЦП, для передвижения в кресле- коляске, для пожилых людей и лежачих инвалидов из отделений милосердия.
По словам Галины Волковой, генерального директора компании, первые шесть – семь лет вообще никто не понимал, зачем этим заниматься. Многие считают, что на ноги инвалиду в коляске можно положить покрывало или плед, лежачего инвалида вообще не надо одевать, а человека с нарушением опорно-двигательного аппарата можно одеть в спортивный костюм.
Постепенно отношение к людям с физическими нарушениями меняется. Большую подвижку дала государственная программа «Доступная среда», упростив доступ инвалидов к общественным и культурным мероприятиям. Проводятся конкурсы, появляются новые технологии, современные материалы, интересные конструкции от дизайнеров.
Куртка-пончо и комбинезон-мешок для ног
Для специальной адаптивной одежды пересматриваются принципы конструирования одежды. В случае обычной одежды конструкцию делают для ровно стоящего человека. Для инвалида, передвигающегося в инвалидной кресле-коляске, — на сидящего. «Например, брюки для инвалидов-колясочников сконструированы с двумя застежками-молниями в боковых швах, – говорит Галина Волкова. – Это позволяет полностью раскрыть брюки и исчезает необходимость продевать ноги в брючины. Плюс облегчается смена абсорбирующего белья или посещение туалета. Завышенная на спине талия и мягкий пояс с резинкой не создают дискомфорт при длительном сидении. Дополнительные вытачки в районе колен и таза создают объем по фигуре сидящего человека».
Полезный аксессуар, который оценили тысячи клиентов, – комбинезон-мешок для ног. Выполненный из непромокаемой ткани сверху и теплого мягкого материала внутри, мешок сохраняет тепло ног даже в самую холодную погоду. Особое внимание – детской одежде. Для психологического здоровья ребенка очень важен акцент на самостоятельность и возможности самообслуживания. В одежде не используются мелкие детали или пуговицы, вместо них сделаны магнитные застежки или липучки. На молниях присутствует большая петля для удобного захвата пальцами рук. Такие элементы крепления критичны при нарушении моторики рук или ДЦП.
Два предмета одежды по закону
Важно не только правильно определить размер, но расширить возможности самообслуживания при инвалидности. С каждым клиентом ведется беседа, выявляются его или ее возможности, определяются, какие ограничения можно компенсировать за счет конструкции изделия. При такой сложной работе, качественных и технологичных материалах, стоимость изделия должна оставаться достаточно низкой, что бы инвалид мог себе ее позволить. За счет средств федерального бюджета можно получить всего два вида одежды: это ортопедические брюки и комплект функционально-эстетической одежды для бездвуруких.
Это крайне ограниченный ассортимент, поэтому говорить о перспективности рынка рано, считает Галина Волкова:
– Мы неоднократно обращались в Министерство труда и социальной защиты населения с просьбой внести в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, хотя бы еще нескольких изделий. В 2010 году при разработке перечня специальной одежды в городе Москва туда входили ортопедические брюки, мешки для колясочников, куртки для колясочников и детей с ДЦП, дождевики. Все эти изделия адаптивные, есть реальная потребность в мешках, специальных куртках для детей с ДЦП, дождевиках. Их нельзя купить в магазине, их никто не производит. И родители детей, и сами инвалиды ищут различные пути как получить эту одежду.
Неотлаженный механизм госзакупок
Несколько основных причин, которые мешают развитию рынка. Во-первых, инвалиды — социальная группа с низким уровнем доходов. Заказать себе адаптивную одежду (а с учетом ее специфики, она дороже обычной одежды) самостоятельно может не каждый. Поэтому получать адаптивную одежду возможно только через систему государственных закупок и контрактов. «Часто мы сталкиваемся с задержкой выделения государственного финансирования на закупку специальной адаптивной одежды, — говорит Галина Волкова. — В частности, в 2019 году о первых контрактах на специальную одежду начали объявлять только в июне. Кроме того, Бюро медико-социальной экспертизы в регионах не вписывает специальную одежду в Индивидуальную программу реабилитации и адаптации в случае показаний и отсутствия противопоказаний».
Проблему усугубляют недобросовестные поставщики. Высокая начальная цена контрактов создает у некоторых участников ложное представление о легкости исполнения контрактов. В результате либо исполнение контрактов срывается, либо производителю приходится выполнять их по демпинговым ценам.
Сама процедура бессмысленно усложнена. Есть практика вычеркивания специальной одежды при смене ИПРА (индивидуальной программы по реабилитации и адаптации). Это часто случается у детей, больных ДЦП. Процедура внесения изменений в ИПРА очень долгая и хлопотная. Родители, как правило, не готовы повторно начинать эту процедуру, чтобы вернуть в ИПРА ребенка ортопедические брюки.
И наконец, самих людей с инвалидностью никто из чиновников не информирует об их праве на получение специальной адаптивной одежды. Это приходится делать производителям. «Ортомода», по словам Волковой, ведет огромную просветительскую работу – разъясняет права и процедуры получения ортопедических брюк за счет средств Федерального бюджета. Компания проводит также выездные семинары – в стационарных учреждениях, подведомственных Департаменту социальной защиты населения, в коррекционных школах.