СПРАВКА
Монастырь Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь расположен почти посередине между Москвой и Киевом (438 км Киевского шоссе), под Брянском. По архивным данным, она была образована еще в XV веке. Основные храмы были возведены в середине ХVII — начале XIX века. Здесь жили старцы Лев и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), свт. Игнатий (Брянчанинов). В 1924 году монастырь был ликвидирован. Один из монахов при закрытии пустыни спас чудотворную икону Казанской Божией Матери и завещал ее монастырю. Икона вернулась в родную обитель в 1996 году, а возрождение ее началось двумя годами ранее. В настоящее время идет активное возрождение монастыря. На праздники в обитель приезжает до полутысячи паломников из Брянска и окрестных населенных пунктов. Первый наркозависимый появился в монастыре 7 лет назад. Опыт реабилитации оказался удачным. Сегодня в монастыре постоянно находится до 12-14 наркозависимых. Преимущественно это молодые мужчины 18-28 лет.
— Батюшка, на чем основана концепция реабилитации в вашем монастыре ?
— Методика реабилитации основана на изменении поведения, изменении системы ценностей и формировании нового мировоззрения. Поэтому реабилитацию в у нас в монастыре мы понимаем не просто как возвращение наших подопечных в нормальную человеческую жизнь, но в первую очередь как восстановление в них образа Божия. И только затем уже возврат их в семью и в общество. Происходит это через воцерковление, через обретение благодатных связей между Богом и человеком (и его семейным окружением), между церковной общиной и человеком, между священнослужителем и человеком. Особо хотел бы подчеркнуть, что восстановление человека, его духовный рост начинается с пробуждения интереса к новой жизни. Если этого интереса нет, он будет пребывать в своем старом мире. Монастырь хорош тем, что здесь человеку дается альтернатива. Он видит, что кроме мира, в котором до сих пор жил есть и другой мир, ничуть не хуже, и у него появляется возможность выбора. Все это предлагается опекаемым добровольно, на личном примере, в доброжелательном духе. Говоря научным языком, наркозависимость — это пристрастное поведение и чтобы избавиться от наркозависимости нужно изменить поведение человека.
— Из чего складывается реабилитация?
— Условно ее можно разбить на три составляющие – физическую, душевную и духовную.
К физической относится:
– ежедневный труд – строительные и ландшафтные работы, работа на скотном дворе, на огородах, в мастерских;
четкий распорядок дня: подъем без десяти семь, молитва, завтрак, в восемь начало работ, с 12-30 до 14 обед и послеобеденный отдых, потом работа до шести вечера, далее – свободное время;
– непритязательный быт: в комнате живут по 3-5 человек, удобства на улице. оздоровительные процедуры: купание в святых источниках, в озере, баня (баня просто необходима, т.к. стимулирует обмен веществ – у некоторых приезжающих на реабилитацию он бывает настолько нарушен, что все тело покрывается фурункулами), активные игры: пинг-понг, изредка футбол;
– простая здоровая пища, чистый воздух.
Трудотерапия – одна из основ реабилитации
Душевная и духовная компоненты включают в себя осознание целей и ценностей христианской жизни, воцерковление, церковные таинства, по возможности раскрытие своего творческого потенциала. Есть библиотека с неплохой подборкой святоотеческой и современной православной литературой.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее!
— Когда молодой человек впервые оказывается в монастыре, то в течении первых месяца – трех идет процесс его адаптации – он приспосабливается к местным условиям. Очень часто прибывающие сюда испытывают сильный стресс от необычной и непривычной обстановки. В этом нет ничего удивительного, многие никогда в жизни не видели монастырей и монахов, а в церкви бывали подчас в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.
Если новичок приживется, то начинает осваивать те правила поведения, которые ему предлагаются в качестве образца. Но на церковные службы он ходит с первого дня, хотя никто его к этому не принуждает. Вечером два-три раза в неделю беседы по Евангелию, Закону Божьему, истории РПЦ. Исповедь и причащение раз в 2-3 недели. Соборование каждый пост. И хотя здесь нет жесткой, палочной дисциплины, контроль, конечно, существует, но он не обременяет. За подопечными нужен постоянный присмотр, и в течении дня, и в свободное время , и ночью. Только тогда можно подвести их к доверительному общению, раскрытию их внутреннего мира.
В течении нескольких дней я имел возможность наблюдать как батюшка осуществляет этот контроль. Такое впечатление, что он знает обо всем, что происходит в монастыре. И всегда оказывается в нужный момент в нужном месте, чтобы дать дельный совет, помочь, подсказать, занять новой работой. И все это делается с любовью к ребятам (контингент наркозависимых – молодые люди от 18 до 28 лет), с уважением к их чувству собственного достоинства.
Одна из проблем наркозависимых – научиться просто радоваться жизни, без искусственных стимуляторов. Монастырская, сельская жизнь как раз и дает это ощущение радости, потому что она простая, без всяких наворотов и колебаний. Здесь складываются более простые взаимоотношения с окружающими, нет каких-то интриг, сложных запутанных ходов. Здесь не надо выживать, тебя не съедят, это совсем другой мир… И творческая энергия души, направленная в миру на выживание, высвобождается для созидания самого себя, на изменения в самом себе, на обретение Бога. Этот созидательный труд собственной души приносит человеку настоящую радость.
ДОВЕРИЕ И ОТКРЫТОСТЬ
— Какова роль взаимоотношений с духовником?
— В основу взаимоотношений с духовником положен принцип доверия и открытости, об этом с вновь прибывшим наркозависимым договариваются на первой же беседе. Это нужно для его же пользы. Когда человек видит, что ему доверяют, его поведение становится более ответственным. Если мы видим, что человек начинает врать – мы с ним расстаемся.
Быть открытым означает ничего не утаивать, в том числе и свои переживания. В противном случае священник не заметит, как у подопечного наступит угнетенное состояние духа, депрессия. Унылого человека очень трудно потом расшевелить. Он может просто собраться и уехать, даже не задумываясь о последствиях…
В то же время открытость дает возможность прислушаться к другим, принять их совет. То есть наркозависимый должен научиться жить по правильному совету, а не по какому-то своему пониманию. По совету человека, который ведет его, руководит им.
— А как же права человека?
— Здесь так называемые «права человека» совсем не при чем, поскольку зависимый человек ничего не может решить сам. Во-первых, он не привык решать. А во-вторых, обрести эту самостоятельность он может только путем совета и диалога. Он должен увидеть механизм, как можно рассуждать, как можно выбрать, как можно разрешить ситуацию, отношения и т.д. Это как бы показательные уроки собственных рассуждений. Человек должен наладить внутренний диалог с собой, со своей совестью, наконец научиться это делать.
В третьих, врач (а именно в этой роли выступает в данном случае священник) никогда не нарушает свободу выбора человека. Его совет- это не диктат чьей-то воли, не принуждение к непременному выполнению. Можно не принимать его, никто на этом не настаивает, но только что из этого получится?
ИВАН (имена реабилитируемых изменены).
«…Это был один из самых тяжелых случаев, с которым столкнулись в монастыре. Ивану было 22 года, когда его мать предупредили, что сыну осталось жить 2-3 месяца. «Он умрет от тоски, глубочайшей депрессии, вывести из которой его уже ничто не сможет»,- сказали врачи. Депрессия началась после больницы, где страсть к наркотику глушили сильными медикаментами. Мать продолжала давать ему таблетки, боясь, что сын вновь вернется к старому. Молодой человек находился в полной прострации – стеклянные глаза, заторможенные речь и мышление. Он путал день и ночь, не спал несколько месяцев. Вдобавок еще ко всему – Иван не был крещен. «Что с ним делать?- недоумевали в монастыре.- Воцерковлять в таком состоянии? Проблематично».
Около двух недель за ним ухаживал сам настоятель монастыря, о. Сергий, стараясь вывести из этого состояния. Потом подключился о. Диомид. «Мы молились с ним каждый вечер на протяжении этих мучительных месяцев и я помню его глаза, он старался вслушиваться в молитвы»,- вспоминает батюшка. Спустя месяц пребывания в монастыре Иван захотел креститься. Правда, когда выяснилось, что для дальнейшего выздоровления нужно прилагать еще и собственные усилия, интерес к Православию пропал. «Его все жалели и он этим пользовался. Серьезных вопросов от него не дождешься, а похихикать, развлечься – всегда пожалуйста». Это был как раз тот частый случай, когда человек затаился и не хочет расти дальше. Ему не нужны советы и откровенные беседы с духовником, ему и так хорошо. Не хватает только развлечений. Через некоторое время Иван стал вести себя достаточно вольно, начал выпивать.
И через 8 месяцев Ивана попросили «на выход». Вскоре до монастыря дошли слухи, что Иван вновь «сел на иглу» и даже приторговывает наркотиками. Он приезжал в монастырь еще пару раз, но долго не задерживался. А потом… попал в тюрьму. Отсидел три года. И вышел оттуда совершенно изменившимся человекам. «Мы все очень этому удивились,- вспоминает о. Диомид.- В своем письме из тюрьмы он просил у всех прощения: «Вы так хорошо ко мне относились, а я так по-свински поступал с вами. Вы единственные люди, кто бескорыстно желал мне добра». Произошло чудо. В тюрьме, от страданий у Ивана очнулась душа. Сейчас Иван полностью отказался от наркотиков, работает, намерен создать семью. Воцерковился, с монастырем поддерживает контакты, появились серьезные духовные запросы».
— Почему же с Иваном вышла осечка, что было сделано неправильно?
— Все было правильно, мы сделали все возможное. Но Иван не был готов к покаянию, к подлинным и сильным душевным переживаниям. Но это – единственный для наркозависимого путь в нормальную жизнь.
Чтобы человек вырвался из плена наркозависимости (как и от любой другой формы пагубной для души зависимости) его душа должна возрасти, возмужать, укрепившись в вере. Возрастая, душа испытывает страдания роста (что связано с отказом от объекта страсти), ведь надо надломить себя, затоптать ростки зла. Но эти страдания должны быть осознаны, осмыслены и повернуты на созидание самого себя. Осмысление страданий приходит через покаяние, через труд заставить взглянуть на себя критически. Вот почему без покаяния страдания могут вызвать в человеке озлобление и неизбежен срыв.
У нас бывали случаи, когда наркозависимый мог просто хлопнуть дверью и уехать. Человек уезжает и не понимает – почему. Значит еще не пришло время, нет мотивов. Он должен созреть для исцеления. Если он кололся 5-7 лет, то избавиться от зависимости за год без должного осознания невозможно. Он уезжает, но затем оказавшись в тупике, начинает задумываться: что все-таки произошло, в чем он виноват? И возвращается к нам один, два, три раза… пока этот выбор не станет осознанным. Пока не поймет, что спасение в Православии. Это можно сравнить с движением по спирали. И с каждым кругом он все ближе и ближе к заветной цели. И мы терпеливо ждем этого решающего момента.
Святой источник
МИХАИЛ
Первый раз он пробыл в Площанской пустыни один год. «Я пришел к вере здесь, в монастыре,- говорит Михаил,- потому что столкнулся с неведомым мне ранее добрым отношением со стороны священника. Батюшка, по сути чужой для меня человек, относился ко мне как к своему сыну». Уезжал домой Михаил окрыленный, утвердившийся в своей победе над болезнью. Но прошло два- три месяца и его вновь потянуло к наркотикам. Хотя он и нашел работу, имел кров над головой, особенных жизненных проблем не испытывал. Но в храм заходил «только свечку поставить, когда мимо идешь. А как на литургию идти – все какие-то препятствия возникали». Михаил приехал в монастырь второй раз. И через два месяца его выгнали за пьянку. Такое случается. Один раз за употребление спиртного попросили «на выход» сразу несколько человек. Пометавшись по жизни и поняв, что загнал себя в тупик, Михаил вновь попросил разрешения вернуться. Настоятель его благословил. Именно в третий раз и состоялся сознательный приезд Михаила в монастырь. Сколько он здесь пробудет еще, не знает, скорее всего еще год. Пока никакого желания возвращаться домой нет. «В душе образуется такая пустота, которую необходимо чем-то заполнить, жить с ней невыносимо,- говорит Михаил,- и здесь, в православном монастыре я пытаюсь найти то, что ее заполнит. Я понял, что мне нужно укрепиться в вере, иначе я вновь и вновь буду возвращаться к наркотикам или алкоголю». Михаил женат, ребенку 4 года.
Условно о. Диомид разбил своих подопечных на три группы.
Первая- кто через некоторое время сразу отъезжает домой –те, кто недостаточно желает изменить свою жизнь, либо недостаточно верит в Бога, либо имеет слишком неуживчивый характер (это, конечно, редкость, потому что уличная жизнь учит ребят приспосабливаться). Больше всего проблем, по признанию батюшки, возникает с детьми очень состоятельных родителей. У этих ребят существует четкая установка – папа и деньги могут все. Чтобы ни случилось, их всегда спасут и можно жить не задумываясь о последствиях.
Вторая (самая многочисленная)- молодая, активная группа, слегка самоуверенная, с полярностью мнений (возраст 21-25 лет). Средний срок употребления 3-5 лет. Эта категория воцерковляется и восстанавливается с большим интересом, да же рвением, словно они не успели сделать это раньше и поэтому спешат. Часто новички торопятся как бы «напялить» церковные одежды (воцерковляются внешне, упор на обряды и атрибутику), чтобы не выделяться и ощутить себя увереннее. Но это только на время: они все время проверяют себя. Хорошо ли живется в этом наряде, тут завязывается внутренний диалог с совестью. Идет проверка убеждений, веры, добрых дел. Бывают срывы, пока выбор не станет окончательным. Многие из этой группы уже через 3-6 месяцев начинают раскрываться и на фоне благоприятной семейной ситуации возможно говорить о хорошем прогнозе излечения.
Третья – от восьмой до четверти общего числа поступающих- потрепанные жизнью, тяжелые, с большим стажем употребления (7-12 лет), с незалеченными семейными травмами в душе, тяжелым крутым характером, возраст 27-35 лет, внутренней неуверенностью, рефлексивностью, склонностью к суициду, употреблению наркотиков разных групп. С ними необходима длительная и тщательная индивидуальная работа. Сроки реабилитации удлиняются до 2-3 лет. Повышенная замкнутость или наоборот чрезмерная импульсивность, невротичность и задержки психического развития позволяют говорить о более осторожном прогнозе их дальнейшей судьбы, особенно учитывая тревожный семейный климат. Надо тренировать их сопротивляться, учить бороться с собой, уговаривать себя, больше себя узнавать, может быть вести дневник.
ЧУДО
— Насколько сознательным бывает выбор ваших подопечных?
— Если вы спросите в первые дни наших подопечных, зачем они приехали в монастырь, никто не даст вам точного ответа. Один скажет, чтобы что-то изменить в себе, другой – утешить родителей, третий – избежать тюрьмы, т.к. наркотики в конце- концов заставляют работать на самих себя.
— Были в вашей практике случаи, когда за короткое время человек буквально перерождался у вас на глазах?
— Почти никогда не бывает так, что преображение человека происходит в один миг. Словно, щелкнуло что-то у него в голове и зависимость исчезла. И любой специалист объяснит вам, что у наркозависимого происходят изменения на биологическом уровне и побороть их одной только силой воли невозможно.
Но как ни странно, за семь лет работы у нас все таки был один такой случай. Этот человек провел здесь полгода и полностью переродился. Вскоре он стал священником. Его близкие и знакомые не могли скрыть своего удивления. Очевидно, тут какая-то сугубая благодать коснулась его сердца, он буквально расцвел. Мы стали невольными свидетелями чуда, потому что как еще объяснить этот случай, имея перед глазами совсем другие примеры. Но главное – среди хотя бы раз приехавших в монастырь нет совсем пропащих, на ком можно было бы поставить крест. У нас есть синодик и мы молимся обо всех, кто прошел через наши руки. Специальной статистики нет, но это немногим более 120 человек.
СКРЫТЫЕ ОПАСНОСТИ
— Какие существуют особенности или скрытые опасности в этом роде деятельности и о чем необходимо хорошо знать?
— Вся группа реабилитируемых должна вестись одним священником. Наркозависимые — искусные манипуляторы. Создав искусственный конфликт между священниками, они могут воспользоваться им в своих корыстных целях. Брать новичков в монастырь можно не более 1-2 человек и не чаще чем раз в три месяца.
Наиболее эффективно реабилитация и рост проходит в группе. Если человек реабилитируется один, то ему не с кем себя сравнить. И из своей среды более понятней человек, если особенно он более опытный, чем ты. Я пойму его быстрее, он легко мне объяснит, т.к. он свой. Но это временное явление, что нужен свой человек, который переводчиком был бы или советчиком.
А потом тот, кто у нас долго живет, уже и другим помогает. Это очень важно, потому что помощь другому тоже дает силы, это же призывает благодать Божию, когда другому делаешь добро. То есть два момента- помощь другому и «переводческий» аспект. (В помощи другому проявляется элемент жертвенности, а жертва — основа христианства).
Опасность, что кто-то привезет в монастырь наркотики существует всегда. Поэтому мы и стараемся создать такую прозрачность во взаимоотношениях, чтобы и самим вовремя узнать об этом и чтобы ребята правильно прореагировали: не поддавались искушению, а боролись с ним.
Был случай, когда один из бывших реабилитантов приехал на праздник с дозой наркотика. У него была ломка, и он привез этот наркотик для себя. Нам сразу бросилась в глаза его суетливость и напряженность. И тогда, мы решились на то, чтобы послать самого старшего пациента обыскать гостя, а привезенное выкинуть. Ему было очень неприятно, тяжело обыскивать и выбрасывать это «лекарство». Он признался нам, что пережил душевную травму, однако нашел в себе силы переступить этот рубеж. Кому-то это покажется странным, но пережитая нашим старшим пациентом боль помогла ему в выздоровлении. Он на практике испытал состояние раздвоенности сознания – искушения и борьбы с ним. Это и можно назвать своеобразной прививкой. Он пережил стрессовую ситуацию, которая принесла острую душевную боль. Он запомнил это состояние и в дальнейшем постарается избегать поводов, провоцирующих такой стресс.
— Вы как-то отслеживаете судьбу своих бывших подопечных?
— С некоторыми поддерживаем переписку по почте и через Интернет. Но тут важен вот какой аспект: в миру ребятам необходима постреабилитационная поддержка не только на уровне церковных приходов, но и молодежных клубов. При этих клубах желательно создать и рабочие места – например какой-нибудь магазинчик или автомастерские. Эта работа поможет от уныния, всякого рода болтаний, компаний бездельников и криминала.
— Депутат Госдумы Ройзман (признан иноагентом в РФ), известный своей борьбой с наркоманией в Свердловской области, в одной и телепередач сказал: если бы каждый мужчина, убил бы человека, предложившего его ребенку наркотик, с наркоманией было бы покончено. Что вы об этом думаете?
— Это провокация, нельзя злом сделать добро. Это вопрос духовный, пристрастное поведение формируется, вырастает. Не будет наркозависимости, появится что-то еще, другое. Поскольку зависимость сперва созревает в человеческом обществе, а потом приобретает уже материальную форму – наркотики, азартные игры, компьютерная и телевизионная зависимость и т.д. Просто наркотическая зависимость уже более-менее изучена и у нас есть рецепты, как помочь тем, кто искренне желает от нее избавиться.
Контактная информация
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь, Брянская обл.Брасовский р-н, пос.Пчела www.ploschan.debryansk.ru
Площанская пустынь, где более – менее отлажена система реабилитации наркозависимых и о которой мы вам рассказали, – не единственная в своем роде. Помимо известного Душепопечительского Центра о. Анатолия (Берестова) в Москве, есть еще Центр в пос.Саперное (Ленинградская обл., Приозерский район, пос. Саперный, храм во имя Коневской иконы Божией Матери, настоятель – о.Сергий Бельков.), Центр «Мельничный ручей» при фонде «Возвращение» (Санкт-Петербург, ул.Б.Монетная, д.9б. тел.(812) 325 44-35, 233-53-17 ( www.mill.sp.ru, E-mail: ostrov@mail.wplus.net ), и др.. Православные священники, как и все заинтересованные в решении данной проблемы, периодически собираются и обмениваются накопленным опытом (отчасти этому помогают и Рождественские чтения). Судя по материалам этих встреч, уже более-менее наработаны общие принципы, которых необходимо придерживаться при реабилитации наркозависимых, но в зависимости от индивидуальных особенностей священника подходы могут различаться.