Православный портал о благотворительности

Душа Шилки: «Все равно мы их кормим – так лучше мы их и воспитывать будем»

Вообще одна из любимых тем о.Александра – про многодетность: «Если у тебя 10 детей, то из них один-два с ума сойдут и из дома сбегут, еще один может в монастырь уйдет. А остальные все с тобой останутся, никто из них уже тебя не предаст. А с одним или двумя детьми что делать?»

Читать предыдущую историю

Постоянные читатели нашей рубрики «Истории с продолжением» хорошо знают Попечительский совет свт.Алексия, митрополита Московского. Мы много писали о том, как эта организация помогает Мезенскому детскому дому и Тульскому приюту для детей и престарелых «Надежда». Но этими объектами деятельность Совета не ограничивается.
Мы с удовольствием начинаем публиковать серию рассказов членов попечительского совета о многодетной семье священника из Забайкалья Александра Тылькевича. С удовольствием – еще и потому, что Господь сподобил нас поспособствовать встрече о.Александра и Попечительского совета: именно на нашем сайте была опубликованна просьба, послужившая началом их знакомства.

Рассказывает активистка Попечительского совета св.Алексия Екатерина Потапова:
Недавно я вернулась из поездки Попечительского совета св. Алексия в гости к семье о. Александра Тылькевича – одному из объектов нашей постоянной помощи. Напомню: священник Александр Тылькевич – настоятель Свято-Петро-Павловского храма г. Шилка Читинской области. Оный «г. Шилка» – это маленький и в середине июля весьма пыльный городок на 300 км в сторону от Читы к Китаю (до Китая там, кажется, ближе, чем до Читы). Промышленности там нет, есть администрация, почта и школа. Несколько магазинов и рынок с очень дешевыми китайскими товарами. Еще через Шилку проходит железная дорога. Зато там очень красивый храм, с замечательным настоятелем и большим приходом.

Про кашу

До известной степени семья отца-настоятеля – это вообще «душа» города, конечно для тех его жителей, кто не окончательно еще спился и не ушел к свидетелям Иеговы (а секта эта в городе есть). Да и не только города Шилки, но и всего наверное района, потому что кроме своего о. Александр еще опекает около 4-5 храмов и часовен в окрестностях (а там чего только нет: золотые прииски, радиоактивные рудники и реабилитационные больницы). Со всего города в храм и скромную, но идеально чистую (как только матушке это удается?) квартирку священника приходят люди со всеми проблемами: духовными, моральными, материальными. «Каши и супа мы обычно варим человек на 15», — рассказывала мне как-то старшая дочь о. Александра. – «В течение дня постоянно в дверь звонят. Открываю — какие-то незнакомые (или знакомые) дети просят поесть. Мы их всех кормим. Если это уже подростки – кормим и отправляем к батюшке в храм, он им там посильную работу находит, чтоб не приучались к попрошайничеству». Некоторые из этих детей подолгу живут в семье о. Александра, некоторые остаются совсем. Сейчас у них с матушкой двое своих детей и четверо приемных. Летом на пожертвованной одной прихожанкой даче вообще образуется спонтанный детский лагерь: подолгу живут дети бедных прихожан, некоторых батюшка берет на лето из окрестных детдомов.


Поселок Дара-Сун. Здесь – одно из постоянных мест служения о.Александра

Каверзы
Когда эта ситуация стала более или менее очевидной, батюшка с матушкой Светланой задумались о создании собственного детского дома или как минимум патронатной семьи. Естественно, ни о какой патронатной семье в условиях трехкомнатной городской квартиры не могло быть и речи. С помощью местных жертвователей, а также благодаря средствам, собранным Попечительским советом св. Алексия через сайт Милосердие.ру, форум о. Андрея Кураева (признан в РФ иноагентом), журналы «Нескучный сад» и «Фома» сейчас заканчивается ремонт дома священника при храме. Когда семья туда переедет, количество приемных детей планируется постепенно довести до 10-15, организовать семейный детский дом. «Все равно все эти дети у нас живут и кормятся. Так лучше мы их и воспитывать будем», — рассуждает батюшка. Вообще одна из его любимых тем – про многодетность: «Если у тебя 10 детей, то из них один-два с ума сойдут и из дома сбегут, еще один может в монастырь уйдет. А остальные все с тобой останутся, никто из них уже тебя не предаст. А с одним или двумя детьми что делать?»
Нам довелось две недели прожить рядом с семьей батюшки, и это был чрезвычайно интересный и полезный опыт. С одной стороны, батюшка с матушкой очень внимательно и трепетно относятся ко всем делам и проблемам своих детей. Но это не отменяет полного и безоговорочного послушания и серьезных наказаний в случае непослушания. Важный элемент воспитания: чтобы каждый ребенок постоянно был занят каким-то своим делом. В течение учебного года кроме школы дети занимаются музыкой, хотят на кружки и секции. Все они помогают в храме — Ваня алтарничает, девочки поют в хоре. Летом — послушания по домашнему хозяйству, на даче, чтение книжек. «Тогда у них не будет времени придумывать всякие каверзы», — шутит батюшка. Однако и времени на каверзы остается немало. То Ваня учит Артемку сражаться на деревянных мечах, то все вместе дети играют в пиратов в пустой резиновой лодке… да мало ли что еще можно придумать?
Кроме всего прочего меня поразило насколько всего его дети – яркие личности, хотя воспитание довольно строгое, в чем-то даже жесткое. Понятно, что все дети в многодетной семье разные, у каждого свои вкусы и особенности. Но тут они отличаются друг от друга очень сильно, но при этом видно, что в каждом ребенке развиваются его лучшие качества.


Но и в играх дети у о.Александра не остаются без присмотра взрослых

Наташка
Мне хочется несколько слов сказать о двух недавно усыновленных детишках – Наташе и Артеме. Начну, наверное, с той, кто живет с ними постоянно всего лишь последние несколько месяцев – Наташки. Ей 12 лет, из них половину она провела в детдоме в поселке Первомайский (это там где радиоактивный рудник). Пока еще очень заметно, что она совсем недавно из детдома. Полная неспособность к домашним делам, регулярные попытки подраться с Людой (средняя дочь о Александра), угловатость в движениях… ну и много еще чего. Но хороша девка! Всегда с немного щербатой улыбкой, всегда поет, всегда готова чем-то услужить и помочь, хотя пока еще может забыть о порученном ей деле через 5 минут после его начала…

Но если уж ей что о. Александр поручит – разобьется в лепешку, а выполнит. Когда мы много-много километров ехали колонной из Читы на Байкал она всю дорогу честно пялилась в заляпанное грязью заднее стекло – следила, не отстал ли кто от колонны. Вообще таких девиц обычно называют «огонь-девка»: умудряется сразу оказаться в куче мест, носится, веселится… но все больше и больше учится и понимает. Думаю, сейчас ей нужны наши молитвы – ведь скоро начинается учебный год, ей предстоит еще привыкнуть к напряженному графику занятий в своей семье. А еще с ее бойкостью и непоседливостью… ох, не хочется мне думать, чтоб с ней стало уже через несколько лет, не окажись она в этой семье.

Артемка
Немногим дольше (примерно полгода) живет у о. Александра трехлетний Артемка. Но этот загорелый круглоголовый карапуз кажется уже забыл, что у него была какая-то другая жизнь, кроме этой. У него есть обожаемые мама и папа, а повседневные события полны удивительного смысла и нескончаемой радости. «Вначале он всех девчонок в семье называл мама, и очень удивлялся, когда ему объясняли, что мама одна», — рассказывает матушка Светлана. Теперь же забавно наблюдать, с какой требовательной серьезностью и без малейшего страха он тащит куда-нибудь отца Александра: «Папа, пойдем». Родная мама отказалась от Артемки в роддоме, написав заявление с просьбой не лишать ее родительский прав. Мол, поправит свое материальное положение и заберет его обратно. Она не навестила сына ни разу, родительских прав ее лишали по суду. Еще Артемка очень музыкален, подхватывает любой напев и что-то бормочет в такт. Собственно одним из решающих моментов при выборе ребенка в детдоме было исполнение Артемкой песни «маненькой елочке холоно зимой», а так же тот факт, что почти не видевший мужчин ребенок, радостно вцепился в огромного бородатого и волосатого дядю с воплем «папа» и никуда от него не хотел уходить.

Сейчас отец Александр приглядывается в Шилкинском детдоме к маленькой китаяночке: «Она такая симпатичная и аккуратная. Усыновим пожалуй китаянку». Так что в ближайшее время в семье Тылькевичей будет еще пополнение.

«Дурной» пример…
Про прихожан своего храма Ларису и Андрея Селезневых отец Александр в шутку говорит: «Дурной пример заразителен». Они недавно удочерили ребенка-инвалида: годовалую Сашеньку с пороком сердца. Две их старшие дочери-школьницы полюбили сестренку еще за время долгого оформления документов. Селезневы живут в маленьком поселке Калган Шилкинского района Читинской области. По всей области такие маленькие поселки представляют собой печальное зрелище: работы нет, люди живут натуральным хозяйством, многие либо спиваются, либо уезжают. Брошенные дома, разобранные на кирпич до основания колхозные строения…
И Андрей и Лариса — с высшим образованием, учились в Томске. Их семья вообще сильно отличается от многих в поселке: очень дружная, веселая, дочки-отличницы и рукодельницы, всегда всем довольны и счастливы. Есть у них и трудности. Сейчас в семье работает только Андрей. Его зарплата инженера Энергонадзора должна обеспечивать сильно возросшие коммунальные платежи, еду, одежду и все прочие нужды семьи из пяти человек. Лариса сидит дома с детьми.
Когда они приняли решение усыновить ребенка (к сожалению, в Читинской области таких случаев пока очень мало и на это требуется очень большое мужество), хотели сначала усыновить мальчика – чтоб рос помощник отцу. Но случайно узнали про Сашеньку Дроздову, поняли, что кроме них малышку-инвалида никто не усыновит… Теперь смеются: «Мы Селезневы, а она – Дроздова… Нашей породы…» В ближайшее время годовалой крохе предстоит операция на сердце в Новосибирске. Сейчас они очень волнуются перед операцией, Лариса не может говорить про свою дочурку без слез на глазах.

Конечно, семье батюшки и семье Селезневых по-прежнему нужна помощь. В частности, всегда нужно новое детское белье: трусики, майки, колготки, носки, футболки с длинным рукавом, канцтовары, наборы для творчества, денежные средства.
Средства как всегда можно передавать в москве в Поечительский совет св. Алексия 8-910-426-20-93 Покровская Светлана или 8-916-632-8216 Потапова Екатерина egeomar@mail.ru

Смотреть следующую историю

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version