Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Душа этого просит и скучает». Зачем мирянам Иисусова молитва?

Есть разные мнения о том, кто и как может совершать Иисусову молитву – многократное обращение к Богу словами: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня грешного». Многие пастыри все же считают, что так можно молиться не только монашествующим, но и мирянам. Но как это лучше делать? В чем здесь может быть опасность? Обязателен ли наставник? Своим опытом делятся приходские священники и миряне

Коллаж. Иисусова молитва

Многие святые, в том числе и наших дней, считали, что Иисусова молитва имеет необыкновенную силу преображать человеческий ум и исцелять душу. Поэтому они советовали ее читать не только пустынникам и монахам, но и всем христианам, даже только начинающим свою духовную жизнь. Конечно, при соблюдении ряда условий.

Что это за условия и как меняется жизнь человека, практикующего в своей жизни Иисусову молитву?

Не йоги мы

Иисусова молитва предполагает несколько уровней: от словесного, когда человек с вниманием повторяет слова «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного», до состояния, когда молитва становится самодвижной – звучит в человеке в бодрствовании и во сне, во время работ и разговоров, отхватывая все сферы сознания: ум, чувства, сердце, собрав воедино во Христе всего человека в предстоянии Богу.  

Когда появилась Иисусова молитва

Традиция употреблять в молитве слова, обращенные к Господу Иисусу Христу, начинается с евангельских времен, когда люди, встречавшие Христа, обращались к Нему со своими просьбами. Ближайшие ученики Христа — апостолы — видели и знали действенность такого обращения.
Еще первые христиане начали призывать Имя Христа как в церковной, так и в частной молитве, и эта традиция никогда не прекращалась. Молитва, которую мы сейчас называем Иисусовой, оформилась в знакомые нам слова позже, когда особенно ревностные подвижники стали уходить от мира в пустыню. Призывание Имени Божьего было для них живой потребностью. Опыт этих древних отцов запечатлен в книгах «Добротолюбия».
Считалось, что если эта молитва, относящаяся к роду покаянных, будет совершаться с сердечным вниманием и постоянно, то принесет пользу и очистит от многих грехов даже людей духовно не очень высоких.

Мы будем говорить о начальной, «словесной» или «трудовой», как называл ее Амвросий Оптинский, Иисусовой молитве. «Словесная» здесь не значит только произносимая вслух, она может произносится и про себя. Именно с такого этапа начинает человек, ощутивший желание читать Иисусову молитву.

Духовник московского священства протоиерей Георгий Бреев говорил, что «мирянам браться за Иисусову молитву можно. Делать это нужно по силам, немного, но постоянно, вдумчиво, осторожно и просто».

Что значит – просто? Иисусова молитва, как свидетельствуют отцы древние и новые, силой призываемого имени Божия способна отвращать человека от греха и, по мере очищения сердца, постепенно возрождать «нового Адама» со всеми его качествами «Венца творения». Но такая высота в полноте мало кому доступна была и в прошлые времена, а желание поскорей «быть как боги» своей соблазнительности не утратило и сейчас.

Поэтому к Иисусовой молитве надо подходить не с мечтой о «высоких дарах и состояниях», и не с желанием с помощью молитвы их достигнуть, подобно йогу, жесткой аскетикой штурмующего «высоты духа» ради обладания ими.

Простой подход к Иисусовой молитве заключается в стремлении быть готовым увидеть свое сердце, полное эгоизма, и умолять милость Божию помочь его очистить, принимая все сопутствующее этому процессу болезненное сопротивление.

Чем практика мирян отличается от монашествующих

Другим важным условием занятия Иисусовой молитвой духовники древние и новые называют соответствие молитве образа жизни молящегося.

Это особенно важно помнить мирянину, не оберегаемому стенами и уставом монастыря. В миру приходится все время себе напоминать, что, если просишь у Бога милости – старайся и сам быть милосердным.

«Человек состоит из духа, души и тела. И служить Богу человек должен всем своим существом, а не так, чтобы душой молился, а делами сквернился, – объясняет священник Алексей Ноговицын, настоятель храма преподобномученика Андрея Критского в Санкт–Петербурге, прихожане которого практикуют Иисусову молитву. – Взялся за молитву всерьез – старайся относиться к людям с уважением, не осуждай, найди, чем можешь послужить. Тогда благодать Божия поможет тебе. Молитва и наши дела, наша жизнь не должны противоречить друг другу. Без такого фундамента молитва может принести духовный вред.

Почему важны дела? Смысл жизни человека – в служении. Даже неверующие люди служат: родители детям, дети – престарелым родителям, обществу, государству и так далее. Так устроена жизнь. Верующие служат Христу, а в Нем, через Него – людям».

Но в целом разделять искусственно молитвенную практику мирян и монашествующих сомнительно, уверен священник Валерий Швецов, настоятель храма Покрова Божией Матери в Южно–Приморском парке (Санкт-Петербург), также благословляющий своих чад читать Иисусову молитву:

«У нас одно Евангелие, один путь. Да, образ жизни может отличаться, но внутренне мы свободны, и чем бы не занимались, можем служить Христу.

Я бы даже сказал так: Иисусова молитва — это то, что объединяет мирян и монашествующих. Молитва – это ведь не только служение у алтаря, в храме. Это — предстояние пред Богом в сердце. Господь смотрит на сердце человека, и оно в любых внешних обстоятельствах может быть с Богом. Царствие Божие внутри нас.

А ошибки в практике Иисусовой молитвы делают и миряне, и монахи.

Наши новомученики, как священники, монахи, так и миряне, однажды оказались в тюрьмах и лагерях в одинаковых условиях, и остаться человеком, христианином всем помогала именно молитва.

Бог очень прост. Это мы все сложные. Иисусова молитва – духовный лифт, который поднимает нас до Господа. Надо просто трудиться. В этом у монахов и мирян нет разницы. Молитву осилит молящийся».Священники Валерий Швецов и Алексий Ноговицын – духовные чада старейшего священника Санкт-Петербурга протоиерея Иоанна Миронова, имевшего радость общения со многими известными старцами двадцатого столетия – преподобным Симеоном (Желниным) Псково–Печерским, преподобным Серафимом Вырицким, протоиереем Николаем Гурьяновым, у которого он окормлялся 40 лет.

Отец Иоанн Миронов благословил отца Валерия и отца Алексия помогать прихожанам, желающим практиковать Иисусову молитву.

Что делать, если хочешь заняться Иисусовой молитвой

Коллаж. Иисусова молитва

«В человеке должно быть не одно личное желание, а побуждение Духом Божиим. Если потребность двигаться в Иисусовой молитве сохраняется, необходимо искать людей, опытно прошедших этот путь», – считал отец Георгий Бреев.

Отец Алексей Ноговицын рассказывает, как это происходит у них:

«Человек подходит ко мне или отцу Валерию Швецову, говорит о своем желании, мы с ним беседуем. Он может попробовать, а потом, например, поймет, что ему это не очень подходит, не вписывается в его жизнь. Потом он может вернуться. То есть все начинается с обращения к священнику.

Иногда мы сами видим, что человек хочет быть ближе к Богу и предлагаем попробовать заняться Иисусовой молитвой».

Но почему непременно нужен наставник? Разве нельзя учиться Иисусовой молитве по книгам, которых сейчас немало, где прекрасно осмыслен и выражен в современных понятиях опыт самых разных святых?

«Когда Иисусова молитва начинает с поверхности ума проникать глубже, затрагивать психическую сферу, человек может ощущать непривычные для него состояния, – объясняет отец Алексей. – Некоторые из них могут его испугать, другие озадачить и, по неопытности своей, молящийся может сделать неправильные выводы.

Например, человек чувствует, что его сердце от молитвы согревается, и это замечательно; но неопытный молитвенник не успеет даже сообразить, что вслед за радостью и гордость проникла в душу. Если у него есть духовник, прошедший ранее этот путь, он поможет это отследить и научить противоборствовать, проверять себя».

«Активность духовной сферы, пробужденной Иисусовой молитвой, воздействует на душу, психическое состояние, и на нервную систему. Активизируется сфера воображения, – говорил отец Георгий Бреев. – И пока мы еще не имеем укорененного покаянного чувства, помогающего с позиции кающегося оценивать то, что поднимается из самых недр души, – весь негатив, до того скрытый, может прийти в движение и пагубно повлиять на душевное состояние».

Если человек не войдет, по слову Христа, в свою внутреннюю клеть со смирением, с глубокой верою, с покаянным чувством, то это занятие выльется у него или в фарисейство, или в гордое самоутверждение.

Внимай словам своим: с чего начать

Иисусова молитва очень короткая и есть опасность при ее многократном повторении уйти в скороговорку. Поэтому первое условие (как и любой молитвы вообще) – внимание к ее словам: произносить прошение следует максимально осознанно, понимая, Кого и о чем мы сейчас просим. Слова не должны отделяться от мыслей, не должны произноситься механически.
Разумеется, мысль будет «улетать», и ее необходимо усилием воли возвращать к смыслу произносимых слов. Так мы учимся дисциплине мысли, умению сосредотачиваться, или, как говорят отцы, «собирать свой ум».
А иначе мы одной частью души будем молиться, а девятью десятыми – витать в собственных мыслях о чем нам угодно.
«Важен и настрой, с которым мы приступаем к Иисусовой молитве, – рассуждает отец Георгий. – Перед занятием молитвой можно выразить словами свое настоящее состояние: « Господи, вот я перед тобой стою, день у меня прошел в суете, где-то я потерял свою внутреннюю свободу, где-то отдался ненужным помыслам, заботам». Какие мы есть, такими мы и должны обращаться к Богу».
Искренность и доверие со стороны человека необходимы, чтобы к произносимым словам молитвы подключалось сердце, и со временем, когда это произойдет, мы обнаружим, что не только называем себя грешными, но такими себя и чувствуем.

Признаком гордости может стать нервное расстройство, заметное со стороны, возбудимость, желание что-то доказать; человек начинает делать все напоказ, старается всем показать, что он долго молится, что он «творит Иисусову молитву», – отмечают многие духовники.

«Свет Христов просвещает нас в ответ на призывание Бога в молитве, но сердце, засоренное грехом, может воспринимать его в разной степени, – поясняет отец Валерий Шевцов. – Духовник может помочь этому свету не потускнеть, а разгореться в душе человека, не обжигая его.

Главное – готов ли человек пожертвовать ради Господа своим временем, своим обычным образом жизни, и если да, если сердце человека просто, намерения его – быть ближе к Богу – искренне, и он не хочет с помощью Иисусовой молитвы стать «духовней», чем другие, если у него есть духовник и человек с ним искренен, – тогда путь открыт».

Читаем Иисусову молитву вместе

В храме Покрова Божией матери в Южно-Приморском парке для желающих молиться Иисусовой молитвой действуют молитвенные группы. Есть общий координатор – священник, прихожане периодически собираются, обсуждают личные практики, сложности, странности – обмениваются опытом. 

Как одна из практик, традиция молиться Иисусовой молитвой вместе давняя, питерская, и идет от духовных чад протоиерея Иоанна Миронова, ныне епископов Кирилла и Мефодия (Зинковских). В скиту строящегося Успенского Серафимо-Вырицкого монастыря на Иисусову молитву собираются сестры скита.

Именно там прихожанка Покровского храма Вероника впервые оказалась на совместном чтении Иисусовой молитвы, изменившей представление о ней:

– В Елизаветинском сестричестве при Покровском храме в Южно–Петровском парке мы уже молились Иисусовой молитвой по четкам, духовник давал каждой свое индивидуальной правило, а потом мы все вместе могли обсудить, как прошла у каждой неделя молитвы. Но то, что я ощутила в Вырице на совместном чтении Иисусовой молитвы, перевернуло мою жизнь.

Нужны ли четки

По мнению многих духовников, при чтении Иисусовой молитвы дома пользоваться четками важно, это помогает делу.
«Когда пальцы держат четки и ты произносишь молитву словесно — это помогает все силы направить на молитву, не рассеиваться, – поясняет отец Георгий.
– Сердечное внимание, словесное произношение молитвы, перебирание четок — все это вместе помогает вовлечь в молитвенное обращение все силы души. Даже когда мысль готова отстраниться, ты чувствуешь, что бусина тебе этого не дает. Ты ее держишь, и она через это ощущение порядка следования молитвы помогает мысли не рассеиваться».
Если при чтении молитвы сливаются в словесную массу и перестаешь понимать смысл — такое «умное делание» опытные духовники советуют прекращать. Лучше прочитать пятьдесят молитв осмысленно, чем триста механически.

Пригласила меня моя знакомая из скита в Вырице. Иисусову молитву читали на утреннем и вечернем правиле. Там я впервые ощутила – молитва живая. И Господь живой. Он был вместе с нами.

Вернувшись, я продолжала молиться по четкам. Писала дневник о том, как идет у меня молитва. Участвовала в обсуждениях на молитвенной группе в нашем храме. Готовилась к генеральной исповеди, и Господь давал видеть себя, свою жизнь уже не с моей, а с Его точки зрения.

Сейчас у меня период отката. Перемены состояний свойственны для молящихся. Но я вижу, что даже в такое, очень трудное для меня время, краешками сознания я цепляюсь за молитву, и она помогает быть с Богом на связи, не выходить полностью из поля Его присутствия. И все, что я пытаюсь делать, например, помогая в богадельне, происходит благодаря молитве.

Молитва – единственное, что может остановить бесконечный поток хаотичных мыслей и вообще изменить твое состояние. Ты катишься, катишься куда–то, и если самое слабое обращение о помощи изнутри возникает, в этот момент срабатывает «стоп», и Господь чудесным образом останавливает твое падение, преобразуя его во что-то доброе, давая осознание того, что с тобой происходит. Падать дальше уже не хочется, потому что Бог действует, и от Его присутствия зло теряет силу и приятность.

Часто говорят, что молитва – это как сигнал SOS с тонущего корабля. Порой невыносимо тяжело этот сигнал послать, все нутро встает на дыбы, противится. Но уже на опыте знаешь, где окажешься, не послав сигнала.

Ты начинаешь осознавать, что Бог и правда необъяснимо милостивый, Он не судит, не «ругает» тебя. Выразить это словами невозможно. Но именно присутствие Его ничем не заслуженной милости, принятие тебя слабой, неверной свидетельствует, что это был Он. И дает надежду, силы на добро – к себе, к людям.

Грех помогает человеку прятаться, а молитва – открываться

Коллаж. Иисусова молитва

Создание групп для практикующих Иисусову молитву на первый взгляд может показаться противоречащим этой сугубо личной практике: делателей Иисусовой молитвы называют исихастами, молчальниками, считающими, что для того, чтобы в тебе говорил Бог, должно умолкнуть все остальное.

Как это понять?

Поясняет священник Алексей Ноговицын:

«Группы для практикующих Иисусову молитву созданы для более глубокого проживания и осмысления ее. Участие в такой группе не означает, что мы хором, совместно молимся, хотя и такое может быть. Такую группу, скорее, можно назвать общиной, где собираются наши прихожане, желающие учиться Иисусовой молитве. Она действует с 2019 года.

Сейчас нас 30 человек, это сестры Покровского сестричества и другие прихожане. Духовник группы, отец Валерий Швецов, сам практикует молитву уже 40 лет. Раз в неделю мы собираемся, онлайн или в храме, и обсуждаем, как прошла неделя, кто с какими проблемами столкнулся, как пытался преодолеть, что получалось, что нет.

Сначала я молитву пела: история Варвары

«Я еще в начале воцерковления услышала Иисусову молитву в валаамском распеве. И я ее пела – когда находило уныние, неприятности.
А однажды мой духовник, отец Валерий Швецов предложил молиться Иисусовой молитвой по четкам. Я так испугалась, мне казалось, что только монахи так молятся. Одно дело петь, а другое – с четками молиться; я испугалась еще, что начну считать себя подвижницей, загоржусь, я человек и так гордый.
Но отец Валерий благословил читать небольшое количество молитв, и я поначалу просто об этом забывала. Потом забыла даже, где четки лежат.
Однажды мы съездили в Вырицу, на чтение Иисусовой молитвы прямо в храме, по очереди. Только там читалось не «помилуй меня, грешного», а «помилуй нас».
Меня это почему-то поначалу смутило: как это я могу говорить за всех? Но потом, когда почувствовала себя одной из всех, кто молится, вошла в это состояние соборности, слова «помилуй нас грешных» уже не страшно было произносить. Мне так стало хорошо!
Для меня Иисусова молитва – самый быстрый способ прямого обращения к Богу. Она помогает быстро опомниться, если нахлынут страстные, недобрые мысли, она помогает увидеть, что все мои обиды, высокомерие, осуждение – не мои, это навязываемые мне мысли. Это сразу снижает градус переживания, успокаивает.
Если же мысли тебя уже унесли, родилось соответственное им состояние, ты его вскоре начинаешь чувствовать как некую горечь и тут лучший, быстрый и действенный способ покаяния, избавления от этого – опять же Иисусова молитва.
Я могу повестись и на все современные заманухи, сериалы, прогулки в телефоне, но есть уже в сердце память других состояний, другого пребывания, и душа этого просит, скучает, совесть тебе начинает говорить, что пора вернуться. Это вырабатывается с годами. Самость хочет своего, а душа все равно хочет очищения».

Мы заметили, что такие обсуждения укрепляют доверие друг другу, учат сочувствию, бережности к другому, вниманию к его словам, а еще самонаблюдению. Мы также учимся быть искренними, не бояться снимать социальные маски. В состоянии греха ведь трудно быть открытым, грех закрывает человека. А молитва учит прозрачности.

«Где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я посреди них» – вот основа нашей молитвенной группы», – подключается отец Валерий Швецов. – Как духовник я чувствую себя не «над», а вместе с остальными молящимися, таким же, как они. Я так же нуждаюсь в том, чтобы видеть себя со стороны. Мы помогаем друг другу молиться. Если я что-то уже испытал, я всегда готов делиться опытом».

Иисусова молитва помогает видеть свои грехи

Отец Валерий Швецов:

«Часто можно слышать опасения, что занятие Иисусовой молитвой у мирян может привести к гордости. Может. Путь христианина – от падения к падению. Так что загордимся мы стопроцентно. Но ведь и покаемся.

Мы уже гордые, и гордыню свою надо пинать тысячу раз на дню. И либо я наслаждаюсь своей гордостью, либо разочаровываюсь в ней, отрицаюсь ее. Наелся уже, устал, тошно.

Увидеть гордость в обычном своем поведении не так легко, как кажется, потому что мы привыкли быть гордыми. Господь, призываемый в молитве – свет истинный и помогает различать добро и зло в своем сердце, а значит, видеть свои грехи. Свет Христов начинает в нас свою работу: обращаешь внимание на мысли, особенно часто повторяющиеся, формирующие определенные состояния, и стараешься противоборствовать им.

Ведь многие впечатления нашего ума попадают в сердце, минуя голову, сознание: любой знает, как легко «невольно», «не подумав», осудить, рассердиться, заунывать, позавидовать. Потому что сердце человека, не наученное хранить себя, ежечасно переполняется и выплескивает наружу то, о чем говорил Христос:

«Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7:21-23).

Иисусова молитва учит видеть зло и останавливать его до того, как оно окажется в сердце, то есть станет частью нас.

Представьте себе комнату. И в эту комнату врывается луч света. В этом луче мы сразу видим много пылинок. А казалось, пока не проник свет, что воздух чистый. То есть грехи свои мы видим в той мере, в какой в нас проникает Божий свет.

Обнаруживать, что ты не «в целом положительный», а полон жутких вещей – удар для нашего эго. Моментально возникает сопротивление не пускать в себя свет и остаться в комфорте ложного неведения. На этом этапе многие оставляют молитву.

«Бог дает видеть грех со стороны»: история Оксаны

«Я ходила в храм и плакала о своей несчастной жизни. Батюшка спросил, а ты Иисусову молитву читаешь? Я говорю, какую молитву, ничего я не читаю. Он мне дал послушание — пятьдесят Иисусовых молитв в день.
Я попробовала, то читала, то забывала. Это был мой уровень — столько внимания Богу я не хотела уделять. Вспоминала лишь тогда, когда случалось что-то в жизни очень неприятное.
И вот так, то начиная, то бросая, словно увидела себя со стороны и поняла, что навыка серьезно что-то делать для Бога у меня нет вообще никакого, и этот навык нужно вырабатывать. А начать с того, чтобы делать то, что просил духовник, а не изобретать свои «подвиги».
Сейчас держусь за молитву Иисусову как за якорь, буквально. Она помогает жить в присутствии Бога, а не вспоминать о Нем, выныривая из-под разных дел. Когда начинается откат, это уже мне больно, тяжело, это давит, жизнь становится какая-то бессмысленная, и думаешь, как ты раньше жил-то без этого движения?
Исповедь также происходит прямо «на месте»: осудила – сразу каюсь, разозлилась – каюсь и молюсь. Со многими грехами я так срослась, что считала их своей натурой. А теперь Господь потихоньку дает видеть грех как бы со стороны, как нечто отдельное от тебя, хотя и внутри себя.

Другой путь – решиться на крайне болезненный процесс противодействия греху, и не просто добрыми делами, а внутри себя, в своих мыслях, отвергая то, к чему давно привык, то есть значительную часть себя, пропитанную эгоизмом. Потому и говорит Христос: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8-34).

Православие – это больно

Решившийся взять крест свой – решается на страдания. «Православие – это больно», – говорил священник Сергий Баранов, рекомендующий мирянам Иисусову молитву.

«Встреча со Христом может быть болью. Встреча с самим собой – тоже. Но если мы любим Христа, мы стараемся быть с Ним в страдании и в радости, – размышляет отец Валерий. – Но Христос – и полнота всего; Он распятие, и воскресение, скорбь, и радость, торжество вечной жизни. Потому мы должны быть ко всему этому готовы.

Даже нельзя назвать Иисусову молитву утешением, хотя, конечно, она может быть утешительной. Молитва учит нас не бояться боли. Со временем через Иисусову молитву человек входит в состояние умиления. А умиление – это зрение греха глазами Бога, когда человек чувствует, что Бог любит его и принимает таким, каков он есть, кающимся грешником.

Боль ради Христа помогает расти. А без внутреннего делания, без работы в своем сердце мы быстро выгорим; христианская жизнь не получится, она будет строиться на песке и однажды рухнет.

Иисусова молитва – это путь к радости в Боге, умению быть счастливым с Ним.

Проще Иисусовой молитвы нет ничего: только «Иисусе, Иисусе, Иисусе»…

Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?