Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Дунайский супермен

Житель Белграда Ренато Грбич дежурит под мостом через Дунай, давно облюбованном самоубийцами. За 15 лет он спас 25 человек

Житель Белграда Ренато Грбич дежурит под мостом через реку Дунай, давно облюбованном самоубийцами. За 15 лет он спас 25 человек.

Солнечным сентябрьским днем 15 лет назад Ренато Грбич рыбачил с братом на реке Дунай и вдруг услышал громкий всплеск. Он решил, что кто-то сбросил с моста какой-то тяжелый предмет, пока не заметил в воде человека. Карманы его куртки были полны воздуха, что удерживало его на поверхности, но он упрямо пытался нырнуть на глубину. «Мы подплыли ближе и я спросил: «Что вы делаете?», – вспоминает Грбич, – он ответил: «Пытаюсь покончить с собой». Я сказал: «Но зачем? В такой дивный день! Жизнь так прекрасна!». Мы еще долго вели переговоры, прежде чем он протянул руку и позволил нам вытащить себя из воды».

Это была первая спасенная Грбичем жизнь. А его собственная после того дня круто повернулась. С тех пор владелец ресторана в промышленной зоне Белграда не просто ловит рыбу для своего заведения. Он несет вахту под мостом Панцево, спасая самоубийц, давно облюбовавших его, чтобы свести счеты с жизнью. Это – единственный в Белграде мост через Дунай, который и глубже, и холоднее и имеет сильные подводные течения, чем вторая речка – Сава. Так что уходить 51-летнему Грбичу со своего поста нельзя. «Когда я слышу о том, что кто-то прыгнул, а меня не оказалось рядом, мне становится плохо, – признается он. – Я стараюсь не сводить глаз с этого моста».

За 15 лет Ренато на своей деревянной лодчонке с приделанным мотором спас 25 человек; среди них мужчины и женщины, старики и почти дети, бедняки и благополучные буржуа. Его окрестили Суперменом Дуная, а администрация Белграда вручила два года назад почетный знак «За героический поступок». Грбич только пожимает плечами. «А что мне остается делать? Не могу я повернуться к ним спиной. Это же несчастные, отчаявшиеся люди».

По подсчетам Грбича, по крайней мере два человека в год совершают смертельный прыжок с моста. Кто-то выживает, кто-то – нет. За свою рыбацкую жизнь он видел немало трупов. В живых остается те, кто входит в воду вертикально, «солдатиком». Чаще всего, попав в реку, они инстинктивно начинают бороться за жизнь, часто зовут на помощь. Но если в полете человек перевернется и ударится о поверхность воды, это равносильно падению на асфальт. Он неминуемо погибнет: разорвутся кровеносные сосуды.

Изо всех, кого заметил Дунайский Супермен, ему не удалось спасти только двоих. Одна женщина проплыла пять километров в ледяной воде, прежде чем Ренато удалось выловить ее, но позже умерла от гипотермии. Она оказалась убийцей, только что застрелившей своего бывшего мужа и его дочь от первого брака на пороге ресторана. Был еще парень, который несколько раз показывался на поверхности, но на оклики Грбича и его брата не отвечал. И что же? Вскоре показался катер речной полиции, разыскивавшей человека, изнасиловавшего той ночью женщину. Убегая от стражей порядка, он сиганул с моста. Ренато показал им место, где видел парня в последний раз.

Случаются и курьезы. Один мужчина средних лет угрожал жене, что прыгнет с моста, а та не верила. Тогда он действительно нырнул, а спустя пару секунд уже звал на помощь. «Люди бывают такими странными», – усмехается Грбич. А еще он однажды упрямо спасал бойкую старушку, долго пытался втащить ее в лодку, но та отбивалась с криками: «Не трожь мою сумочку!»

Супермен помнит всех, кого спас, но сетует: «Они никогда не возвращаются и не звонят, даже простое «спасибо» от них вряд ли услышишь». Это неудивительно. Подавляющее большинство его «клиентов» – люди психически больные, как и тот мужчина, с которого мы начали рассказ. Многие страдают онкологическими и прочими неизлечимыми недугами, кто-то не выдерживает мук нищеты или неразделенной любви. Вопрос «Зачем вы это сделали?» Грбич задает всем. Никто толком не может ответить: слишком напуганы после падения, многие находятся в состоянии шока. «Точно одно, – говорит Ренато, – все они ощущают чудовищное одиночество. Этот поступок – крик о помощи. Часто люди прыгают с моста днем, чтобы их могли заметить. Им нужно внимание, забота, любовь».

Совсем недавно совершила свой полет с моста 22-летняя девушка. На традиционный вопрос Грбича она ответила: «Я сделала это из-за моего парня». – «Ты думаешь, он сделал бы из-за тебя то же самое?» – спросил тот в ответ. Она задумалась. Девушка была в сознании, все понимала, когда он ее вытащил. Дело было летом. Гораздо печальнее обстоят дела зимой: люди теряют от холода сознание и тонут в замерзающем Дунае в считанные минуты. Точнее, утонули бы, если бы не местный Супермен.

Семь лет назад в середине января Ренато уже собирался повернуть лодку к берегу и направиться домой, как услышал крик. 18-летняя девушка ехала в машине с мамой, папой и дядей. А когда та остановилась в пробке на мосте, вдруг скинула куртку, распахнула дверцу и с криком «Прощай, мамочка!» прыгнула в реку. «Стоял ужасный холод, шансов у нее практически не было, – рассказывает Грбич. – Температура воды в тот день была не больше одного градуса. А ведь еще несколько минут – и я бы покинул свой пост».

Когда он добрался до девушки, ее отнесло течением на 400 метров, и она уже начинала тонуть. Голова скрылась под водой, только руки держались на поверхности. Грбич успел вовремя. Доставив девушку на берег, он дал ей сухую одежду, горячий чай, вызвал полицию и «скорую».

Ренато приходил к ней после этого случая целый год, благо жила она по соседству, а она спустя год нанесла своему спасителю ответный визит вместе с родителями и сестрой. Ее мать сказала, что сегодня они празднуют второй день рождения дочери, и все благодаря ему. Грбич был счастлив.

Теперь девушка каждый январь приходит в его ресторанчик, чтобы отметить эту дату. А спустя пару лет пригласила его на свадьбу. «Каждый раз, когда я вижу ее, мое сердце бьется сильнее», – признается Ренато. Эта девушка – единственная из спасенных им людей, с которым он поддерживает связь. Об остальных у Грбича либо вообще нет информации, либо ее крайне мало. «А как было бы неплохо, – вздыхает он, – если бы они заглянули ко мне на стопочку коньяку и рассказали, как они сейчас. Я дал им второй шанс и очень надеюсь, что они распорядились им правильно».

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?