Дневник, где описываются прежде всего события духовной, внутренней жизни, – давняя и проверенная практика. Такие дневники вели святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Никон Оптинский, царственная страстотерпица Александра Федоровна, священномученик Арсений (Жадановский) и другие подвижники. Можем ли повторить этот опыт мы, современные христиане? Члены общины храма Покрова Божией Матери в Южно-Приморском парке в Санкт-Петербурге считают, что да.
Духовная разметка: даже почерк может дать подсказку
«Когда просто думаешь, мысли часто ходят по кругу. Когда пишешь, мысли выстраиваются в ниточку, за которую можно держаться», – рассказывает Ольга Тютрина, 49-летняя сотрудница вуза и сестра милосердия. Дневник с ранней юности был для Ольги важной частью жизни. Вдохновившись героями «Войны и мира», она записывала планы, мечты, стихи, переживания. А потом под руководством отца Валерия начала вести духовный дневник. Сначала Ольга писала дневник от случая к случаю, но постепенно это стало ежедневной потребностью, способом завершить день.
«Мало верить во Христа – надо верить еще в себя, сказала одна женщина, немка-лютеранка. Сначала эти слова мне показались неверными, но потом, когда я рассудил, они показались мне имеющими важный и глубокий смысл и положительно верными: веру в себя тоже нужно иметь, и как раз эти слова оправдываются на мне или, лучше сказать, неисполнение этих слов гибельно отзывается на мне, именно когда я, стоя в церкви пред лицом множества народа или пред сильными мира сего, теряю веру в себя, в свое человеческое достоинство, свой сан, в свои силы – не могу говорить, от робости смущаюсь и слово замирает на устах моих и в сердце моем. Тут невольно согласишься, что мало веровать во Христа, надо еще верить в себя: без веры в себя человек – ничто; множество добрых помыслов, начинаний, предприятий замрет в нем из-за недоверия к себе, из-за своего пассивного ко всем и ко всему отношения».
Ольга ведет бумажный дневник, потому что ей нравится сам процесс письма. К тому же почерк, по ее наблюдениям, может многое рассказать о состоянии души. Так Ольга подметила, что неприятные вещи, которые как бы не хочется замечать, она записывает очень мелко.
Дневник помогает увидеть мысли и поступки, которые разделяют с Богом, отмечает женщина. Особенно тяжело бывает, когда понимаешь, что какие-то вещи настолько к тебе «прилипли», что, может быть, навсегда останутся с тобой. В таких случаях духовник советует ей просить Бога о том, чтобы разорвать связь со своими страстями, и постепенно состояние души меняется, становится легче.
Дневник помогает «выследить грех»
38-летний специалист по загородному благоустройству Алексей познакомился с отцом Валерием пять лет назад на встречах братства трезвения и с его подачи начал вести дневник. «Первая запись у меня получилась как длинная полноценная исповедь. Потом стали добавляться личные переживания, появились вопросы, которые непонятно было, как решить, – рассказывает он. – Часто благодаря дневнику появляется новое видение ситуации». Сейчас Алексей делает записи примерно раз в месяц, в электронном виде, и отправляет духовнику в мессенджере.
Отец Валерий рекомендует вести дневник в исповедальной форме, адресуя его Самому Господу. Это значит, что в записях надо называть грехи и их последствия, выражать сокрушение об этом грехе и готовность больше его не повторять. Также дневник может стать пространством для благодарности. Видеть благодеяния Творца, Его помощь и утешение – тоже навык, которому порой нужно учиться.
«При слезах сердечного сокрушения о грехах происходит чувственно-духовное явление, подобное рвоте. Как при рвоте желудочные нечистоты червеобразным движением желудка и кишок извергаются вон, так и при слезах нечистоты сердца подобным же движением внутренностей извергаются вон. Оттого после слез всегда легко на сердце. Иногда человек долго не плачет. Но какая-нибудь великая потеря или неприятность – и он горько и долго плачет по Бозе. Это милость Божия. Через слезы выходят из сердца все греховные нечистоты, прежде в нем скопившиеся».
Святитель Феофан Затворник советовал: «Держите под руками тетрадь и записывайте, если какие мысли, догматического или нравственного содержания, родятся сами собою – особенно во время молитвы – и завладеют всем у вас внутри, и умом и сердцем, и будут держаться долго. Это ангельские мысли. После прочитывайте по временам, чтоб оживлять свое внутреннее. Записывайте также в особую тетрадь и стихи псаломские, с которыми на устах, как пишете, вы просыпаетесь и которые не отходят, а твердятся сами собою. Записывайте и мысли, первые по пробуждении, если они не отходят».
Далеко ли до финиша?
Кто-то отправляет дневники «на проверку» духовнику еженедельно, кто-то – лишь время от времени, когда чувствует, что нужен взгляд священника, – все индивидуально. Впрочем, такой дневник может принести пользу и в том случае, если у человека духовника пока нет, особенно, если вести записи регулярно. Правда, духовный дневник не подразумевает выставления оценок, подведения итогов в конце года или квартала. Как же отследить, есть ли прогресс в духовной жизни?
«Главное в жизни христианина – хранить мир. Где мир, там Бог. Теряем мир – теряем внутреннее единение с Богом, его благодать, – говорит отец Валерий Швецов. – Если все чаще в душу возвращается мир, мы пребываем в спокойном состоянии духа, то это и есть плод».
Сослужитель отца Валерия иерей Алексий Ноговицын ценит процесс ведения дневника как опыт тихого времени в уединении, подведения итогов, возможность собрать воедино из обрывочных впечатлений картину уходящего дня, а вместе с ней «увидеть ускользающее и невидимое в суете послание». Это помогает осознанно проживать свою жизнь, не только внешнюю, но и внутреннюю, дает возможность увидеть грех не только как беззаконие, но и как то, что наносит душевные раны.
Для верующего человека ведение духовного дневника – это способ услышать тихий голос Бога, духовная дисциплина и упражнение, опыт сугубого внимания и честности прежде всего перед самим собой, считает священник. Также дневник – огромное подспорье для подготовки к исповеди. Он помогает увидеть грехи и страсти, которые стоят за нашими поступками, прожить какие-то случаи из жизни, не обременяя священника у аналоя их подробностями.
«Господь направляет нас через обстоятельства жизни и встречающихся на нашем пути людей. Через осознанное проживание жизни мы учимся распознавать водительство Бога, учимся духовному рассуждению, – говорит отец Алексий. – Постоянная практика ведения дневника приучает к порядку, непрестанной исповеди, покаянию, наблюдению за собой и исправлению, духовная жизнь постепенно выходит на первое место. Жизнь из раздробленной, поделенной на духовное и недуховное, становится одной. Все в ней становится духовным. Таким образом, обретается целостность, синоним целомудрия».
Время поста – для упорядочивания духовной жизни, и дневник здесь может очень помочь. Правда, как напоминают священники, его нельзя рассматривать сам по себе, в отрыве от таинств исповеди и причастия, молитвы, поста, посещения богослужений.
Коллажи Оксаны Романовой