Православный портал о благотворительности

Духовные темы интересуют бездомных в состоянии подпития

– Когда последний раз ел? – Два дня назад. – А когда пил спиртное? – Сегодня утром. – Раз находишь деньги на выпивку, найдёшь и на еду. – А как же заповедь: «Просящему – дай»?

В мае 2011г. в автобус за медицинской помощью обратилось 323 человека, что меньше количества обратившихся за аналогичный период прошлого года на 9,5%. Уменьшение произошло за счет возрастной группы старше 50 лет. Возрастной состав обратившихся был следующий:

или в процентном соотношении:

Соотношение мужчин и женщин было следующим:

или в процентном соотношении:

Распределение обращений по группам заболеваний было следующим:

Доля обращений по поводу заболеваний, обусловленных образом жизни, составила 18% (58 случаев), что меньше доли за аналогичный период прошлого года на 5%, доля обращений по поводу туберкулеза –1,2% (4 случая), что меньше доли за май прошлого года на 0,1% простудных заболеваний—9,5% (31 случай), что также дало положительную динамику на 0,5%.

В тяжелом состоянии в автобус Милосердие обратилась одна подопечная с диагнозом: «Флегмона правой надбровной области», больная была госпитализирована в ГКБ№15.

В состоянии средней степени тяжести к нам обратилось 24 человека — все они после санобработки были направлены в здравпункт для бездомных поликлиники №7. Из них 9 в здравпункт не пришли, 3 помощь оказана амбулаторно, 4 госпитализированы в НКБ№17. 8 человек направлены в различные больницы Москвы.

Остальным обратившимся помощь оказана на месте — выданы медикаменты, произведены перевязки, проведены консультации по медицинским и социальным вопросам.

В целом количество бездомных, находящихся в тяжёлом состоянии и нуждающихся в экстренной и неотложной медицинской и социальной помощи, стало меньше. Это можно связать с работой «Социального патруля».

Социальная работа

    В течение сентября к социальному работнику службы обратилось 39 человек.
  • Мужчин – 23 (60%)
  • Женщин – 16 (40%)
      По возрасту:
  • До 30 лет – 2 (5%)
  • От 30-50 лет – 23 (60%)
  • Старше 50 лет – 14 (35%)
      По причине критической ситуации:
  • после мест лишения свободы – 9 (23%)
  • неудачи с трудоустройством – 20 (51%)
  • жертвы насильственных противоправных действий – 27 (70%)
  • семейные и бытовые конфликты – 27 (70%)
  • бродяжничество, как образ жизни – 9 (23%)
  • мигранты – 1 (2%)
  • неудачи при сделках с жильём – 0 (0%)
      Бездомным оказана следующая помощь:
  • Приобретены проездные документы – 20 подопечным (51%)
  • Отправлены на перекладных с указанием маршрута и справкой-ходатайством о беспрепятственном проезде – 10 подопечных (25%)
  • помощь в оформлении временных документов – 3 подопечным (7%)
  • устроили в соц.учреждения – 2 человека (14%)
  • оформлены сертификаты на возвращение иностранным гражданам – 1 (2%)
  • оказано содействие в трудоустройстве – 4 подопечным (10%)
  • выданы предметы одежды, обуви и белья – 20 подопечным (51%)
  • оказана консультативная помощь – 39 подопечным (100%)

    Содействие в преодолении субъективных препятствий к ресоциализации

    В мае 2011 года желающих общаться с катехизатором службы было крайне мало. В качестве катехизатора дежурил диакон Олег Вышинский. Духовные темы, по его оценке, подопечных интересуют преимущественно в состоянии подпития:

    Подошёл человек по имени Сергей, лет 35-40 в состоянии алкогольного опьянения, принёс извинения за дерзость и спросил, пишут ли в Церкви иконы св. равноап. Марии Магдалины, ап. Фомы и некоторых других святых. Также спросил, как Церковь относится к людям с «нетрадиционной ориентацией». Я ответил, что Церковь, бескомпромиссно осуждая содомский грех, к носителям этого греха относится с состраданием. Церковные прещения носят не реперссивный, а скорее педагогический характер.

    Женщина по имени Раиса, нетрезвая, лет 30, спросила, нет ли у нас нательного деревянного креста. Спросила также, как подготовиться к причастию. Я посоветовал неделю попоститься (особый упор сделал на воздержании от спиртного) и исповедаться.

    Несколько желающих побеседовать пришли в состоянии алкогольного опьянения; им в беседе было отказано. В частности подошли молодые люди кавказской внешности с початой бутылкой коньяка и пытались в характерной манере оспорить почитание Иисуса Христа, как Бога или Сына Божия: «Аллах – един, у него не может быть сыновей, там, братьев, сестёр…». Я предложил отложить диалог до полного истрезвления собеседников, аргументировав своё предложение тем, что человеку, заявляющему себя ревностным мусульманином, не следует употреблять спиртного, дискредитируя этим свою веру. (Из отчёта)

    У многих собеседников отношение к своей страсти пьянства явно некритичное:

    Обратился бездомный с просьбой помочь на еду или «купить хлебушка». Спрашиваю: когда последний раз ел? Отвечает: два дня назад. – А когда пил спиртное? – Сегодня утром. Отвечаю: раз находишь деньги на выпивку, найдёшь и на еду. Возражает: а как же заповедь: «Просящему – дай»? Отвечаю: а если у меня самоубийца попросит верёвку? Тоже дать? Смеётся: да, и мыло! Не обиделся.

    Пожилой бездомный Николай, родом из Архангельской области подошёл и рассказал о том, как какой-то батюшка (скорее всего – что-то вроде анекдота) говорил, что без закуски он может выпить немного, а под закуску – сколько угодно. Я перевёл разговор на собеседника и спросил, а сколько он сам может выпить? Говорит: немного. – Так сколько? – Бутылку водки. – Это, по-твоему немного? – А разве много? – Ну, на Западе считают 0,5 водки смертельной дозой для человека. Комментария не последовало. (Из отчёта)

    Подходило несколько человек с просьбой помочь выйти из запоя. Но большинство из них дальше заявлений не пошли.

    Мной был выявлен молодой человек по имени Дмитрий, нуждающийся в специализированном лечении и последующей реабилитации в связи с алкогольной зависимостью. Дмитрий мне рассказал, что некоторое время находился в «закрытом монастыре». Я попросил его уточнить, что это значит, он ответил, что это был монастырь с достаточно строгим уставом, насельникам которого не благословлялось отлучаться за пределы монастыря. Дмитрий, как сам сообщил, был послушником, но ушёл после того, как наяву увидел бесов, которые даже разговаривали с ним. Я задал несколько наводящих вопросов. Состояние запоя перед «видением» Дмитрий отрицал, сообщал, что его бабка была наследственной колдуньей и, по видимому, «передала» ему свои способности. На вопрос, не занимался ли сам Дмитрий колдовством и не прибегал ли он к услугам колдунов, Дмитрий ответил отрицательно. Проблемы со спиртным у Дмитрия начались после ухода из монастыря, он впал в запой. Я порекомендовал ему специализированное лечение. Дмитрий согласился, но в назначенное время на следующий день не пришёл. (Из отчёта).

    Некоторые подопечные демонстрируют весьма утилитарное отношение к вере.

    Подошёл мужчина лет 40 по имени Александр и спросил, почему купленный нательный крестик (показывает) «не хранит» его от неприятностей. Я ответил, что крестик не является талисманом или оберегом, а является опознавательным знаком христианина, за который во время гонений могут даже убить. Хранит не крестик, а Господь, если мы пребываем ему верными. Александр выразился в том смысле, что его вера ему ничего не даёт, и сообщил, что он пьёт и не может остановиться. Я ответил, что в таком случае ему необходимо лечиться.
    -От чего?
    – От алкоголизма.
    Собеседник отнёсся к этой идее скептически. (Из отчёта).

    Возможна в ряде случаев эксплуатация религиозной тематики для стяжания расположения заведомо верующего собеседника.

    Подошёл мужчина весь в наколках (спереди – пятикупольный храм, два ангела и надпись «Русь святая», сзади – во всю спину – распятие), попросил благословения. Я ему попенял, что он не носит нательного креста и за наколки, которые в тюремной субкультуре символизируют далеко не то, что на них изображено. (Из отчёта).

    Однако было отмечено и новое интересное явление: во время нашего дежурства на Курском вокзале подошло несколько абсолютно трезвых бездомных с просьбой об исповеди. Я порекомендовал им обратиться в храм. Данная просьба может быть связана с практикующейся с недавних пор исповедью «в нижнем бич-парке». (Из отчёта).

    Таковы наблюдения. Выводов о динамике проблемы бездомности мы пока не делаем. Выводы будут возможны через несколько месяцев. Будем продолжать наблюдения.

    Автобус «Милосердие» является одним из проектов Православной службы «Милосердие». Поддержите благотворительный проект, став другом милосердия.

  • Читайте наши статьи в Телеграме

    Подписаться

    Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
    Exit mobile version