Добровольческое движение «Даниловцы» периодически проводит семинары «Человек перед Богом». Семинары не имеют какого-то официального статуса и имеет своей целью помочь добровольцам в осмыслении самой сути христианского служения ближним, не методов, не форм, а именно самой основы, выраженной в двух темах. Во-первых, какую правду о человеке и о делах милосердия открывает христианство? Во-вторых, что созрело у нас в душе из нашего опыта жизни, молитвы, служения ближним, чем бы мы могли поделиться друг с другом?
21 октября семинар был посвящен теме «Дружба с бедными»: своим опытом делились члены общины Святого Эгидия.
Эта община родилась в 60-х годах во время студенческих волнений в Италии, родилась из студенческих групп или кружков, где молодые студенты-католики вместе молились и читали Священное Писание. В какой-то момент созрело понимание, что христианство должно для них стать деятельным. Как бы кто ни был бедным, что бы собой кто не представлял, он может стать другом для тех, кому сейчас трудно, кто сейчас в беде. Это очень важно, стать не просто спонсором, врачом, или кем-то еще, а именно другом. Друг не всемогущ, но всегда может по-своему прийти на помощь, хотя бы просто побыть рядом, поговорить. Это понимание со временем нашло свой образ. Как-то была найдена на помойке сломанная статуя Господа Иисуса Христа без рук. Члены общины поняли, что руками Господа в деле служения нищим и обездоленным являются они.
Из молитвы, из чтения Писания выросло доброе дело, которое ширится и по сей день. И по сей день внебогослужебная молитва, совместное чтение Писания – это основа движения. Именно к такому опыту внебогослужебных молитв призвал православную молодежь и Святейший Патриарх Кирилл. Члены Общины святого Эгидия молятся не только о себе, и тех, кому здесь и сейчас помогают, но и о тех бездомных кто умер (часто поименно). Тем самым они свидетельствуют о единстве с ними, как со своими братьями и сестрами и в вечности, они включают этих людей в свою большую семью навсегда.
Может быть, один из самых дорогих плодов служения бедным тот, что обездоленные перестают быть одинокими, брошенными. Не в физическом смысле, поскольку они остаются на улицах или в ночлежках, а в смысле личном, в смысле любви и доверия. У обездоленных появляется уверенность, что их жизнь и смерть (а это очень важно) кому-то дороги, что даже путь их угасания перед смертью они не пройдут одни.
Нищие – этот невидимый народ, другое измерение, на самом деле те же люди
Тот невидимый народ, что для нас простых людей представляют бомжи – для них не только реальные люди, личности, образ Божий, но друзья. Нищие – этот невидимый народ, другое измерение на самом деле те же люди, что и мы, и они так же умеют дорожить той дружбой, что им дают члены общины. Наверное, опять же некоторым символом величия общины стала виртуальная улица в Риме, которой нет ни в самом городе, ни на карте, но на которой власти города прописывают тех, о ком ходатайствует община. Дело в том, что многим из нуждающихся, необходимо то, чего не может дать община, но дает государство или общественные организации при условии наличия прописки в Риме.
Очень важным аспектом жизни общины является уважение тех, с кем они работают. Нищие – это не индивиды, нуждающиеся в кормежке, а свободные люди, нуждающиеся в уважении и доверии. Отсюда и обязательное знакомство, и честность, и предоставление выбора «услуг» и отсутствие проповеди и нравоучений. Нищета не может стать поводом для проповеди Христа, проповедь может начаться только после личной встречи на какой-то глубине сердца.
О многих удивительных делах мы узнали во время нашей беседы. Всех не перечислишь. Мне запомнилось, что как-то в Риме были морозы, община добилась, чтобы двери всех храмов(!) были открыты для желающих переночевать, и обеспечила всех одеялами.
На улице Рима. Нищие – это не индивиды, нуждающиеся в кормежке, а свободные люди, нуждающиеся в уважении и доверии. Отсюда и обязательное знакомство, и честность, и предоставление выбора «услуг» и отсутствие проповеди и нравоучений. Нищета не может стать поводом для проповеди Христа, проповедь может начаться только после личной встречи на какой-то глубине сердца.
Благодаря опыту молитвы и служения община настолько окрепла, что именно ее усилиями в Мозамбике уже 17 лет нет гражданской войны. Многие годы служения в этой стране дали Общине такой авторитет, что смертельно враждующие люди согласились на инициативу членов Общины примириться. Переговоры были безумно трудными и рискованными, они тоже шли долгие годы, но в итоге именно в храме, который принадлежит Общине был подписан мирный договор.
Обсуждая служение общины, мы заговорили о призваниях, возможностях и ответственности. Служение бедным, обездоленным дело трудное, не каждый призван к нему. Оно требует серьезных личных ресурсов, требует ответственности. Включиться в служение не сложно, но если человек не созрел, если он не готов, может случиться беда. Именно поэтому так дороги для общины ее молитвы и чтение Писания, это то, что делает ее христовой общиной, что дает возможность Богу действовать через них.
Человек не может раствориться в своем служении, он должен оставаться собой и иметь свое личное неприкосновенное пространство. Это в том числе вопрос о границах личных взаимоотношений и о границах своего я. Если кто-то дружит с бедными, то нет ничего зазорного сказать им правду о себе, о своем свободном времени, о правилах поведения и даже о своей брезгливости. Я уверен, что со стороны бездомного не будет обиды, если в ответ на желание обняться он услышит отказ в таких словах: «Друг! Мое здоровье мне еще нужно, у меня есть родные, близкие, другие друзья. Побереги меня».
И последнее, что мне запомнилось. Мы все как-то единодушно согласились, что недопустимо кого бы то ни было насильно втягивать в дела милосердия. Невозможно заставить бездомных принять нашу помощь, если они не хотят ее принять, невозможно сделать добровольцем того, у кого нет такого желания. Недопустимо за чужой счет творить добро. Это касается даже технической стороны вопроса. Если мы арендуем помещение для праздничного обеда с участием бездомных, то по окончании оно должно быть приведено в безопасное для простых людей состояние, убрано, вымыто, или даже обеззаражено.
Юрий БЕЛАНОВСКИЙ,
первый заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи г. Москвы.