Жизнь больных с почечной недостаточностью, нуждающихся в диализе и живущих в отдаленных от райцентров районах, под угрозой: государство перестало оплачивать транспортировку к месту диализа. Между тем в некоторых регионах удалось добиться оплаты транспортировки по суду.
Так, в Костромской инвалидам с почечной недостаточностью, которые необходим диализ, пришлось через суд добиваться, чтобы доставка их до места процедуры была оплачена государством. На ситуацию обратила внимание прокуратура.
После этого местные власти пересмотрели свое отношение к проблеме. Они нашли перевозчика, который по договору согласился возить инвалидов из отдаленного района на лечение в Кострому, забирая каждого пациента из дома.
Единичный ли это случай? В чем причина таких эксцессов? Портал Милосердие.RU обратился за разъяснением к Людмиле Кондрашовой, председателю правления межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов «Нефро-лига». Вот что она рассказала:
— Федерального акта, который бы регулировал транспортировку пациентов к месту диализа и обратно, не существует. Мы уже четыре года бьемся за изменения в законодательстве — хотелось бы, чтобы транспортировка пациентов вошла в тарифы ОМС на диализ так же, как туда входит зарплата медикам, расходные материалы и так далее. Но, к сожалению, этого не происходит. Наоборот, вышло письмо Минздрава, в котором говорится, что перевозка в тарифы ОМС не входит. Однако доставка пациента к месту диализа — это неотъемлемая часть гемодиализа. Если пациент пропускает две процедуры, он умрет. Отсутствие транспортировки для многих станет концом.
У нас были случаи, когда пациенты не смогли попасть вовремя в центр диализа и умирали — в Мурманской области, к примеру, где больной жил за 200 км от больницы и ему не на чем было ехать. Здесь мы суд проиграли, несмотря на это.
В суд мы подавали несколько раз. Выиграли в Челябинске. Но в регионах интересная складывается ситуация. Суд выигрываем мы, а местные власти выставляют услугу перевозки на тендер. Но на него никто не выходит, потому что по той цене, которую регионы обещают платить за перевозку, этого никто делать не хочет. В Челябинске именно такая ситуация — решение суда есть, но оно до сих пор не исполнено.
Отменили перевозку в Сочи, в районе Лазаревского. Есть жалобы из Белгородской области, где в одном из районов пациентов заставляют платить за проезд.
Вообще вопрос отмены перевозки висит в воздухе в связи с реформой здравоохранения. 40 процентов пациентов, которые находятся на диализе, — люди маломобильные. Диализ их не реабилитирует настолько, чтобы они обрели мобильность. Есть часть сохранных пациентов, безусловно. Но больше — с тяжелым диабетом, с осложнениями, с гиперпаретериозом. К сожалению, препараты, которые могут облегчить жизнь таким пациентам, в нашей стране малодоступны, несмотря на то, что они зарегистрированы в России.
Диализ — процедура фактически реанимационная. Проводится она в присутствии медицинского персонала, у которого есть препараты реанимационного назначения. Может случиться разное, ведь процедура долгая, резко упасть давление: бывали случаи, когда люди умирали на обратной дороге — падали, но никто не обращал на них внимания.
Ситуация с перевозкой очень тревожная. И самое верное здесь — идти судебным путем. Но не всегда на месте, особенно там, где у нашей организации нет региональных представительств, мы можем найти человека, который взялся бы за дело. Есть, конечно, два юриста, которые помогают всем, кто к ним обращается за помощью.
Транспортировка — неотъемлемая часть гемодиализа. Пропуск процедуры здесь невозможен.