Доносить ли?

В редакцию пришел вопрос: “Недавно я видел, как в магазине мужики воровали бутылку водки. Сделал вид, что не заметил, а теперь совесть неспокойна. Может, надо было их «заложить»?” За вопросом мы обратились к трем священникам. Мнения разделились 1:2

В редакцию пришел вопрос:
Недавно я видел, как в магазине мужики воровали бутылку водки. Сделал вид, что не заметил, а теперь совесть неспокойна. Может, надо было их «заложить»? Михаил

За вопросом мы обратились к трем священникам. Мнения разделились 1:2.


Священник Димитрий ОЛОВЯННИКОВ, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в г. Мытищи Москоской области, благочинный церквей Мытищинского округа, член Комиссии по помилованию при губернаторе Московской области
— Если есть уверенность, что охрана просто передаст этих людей в милицию, где тоже обойдется без рукоприкладства, то, конечно, надо звать охрану. Но вы же сами знаете, что в действительности такие проблемы решаются по-другому. Позови вы охрану, этих несчастных, скорее всего, прямо в магазине избили бы до полусмерти и вышвырнули. И жаловаться они бы не пошли. Наверняка те, кто воровал, люди асоциальные, возможно, даже без определенного места жительства. Я каждый день общаюсь с такими людьми – мы в храме кормим бездомных. Многие из них возьмут все, что плохо лежит, в том числе и запросто могут украсть бутылку водки из магазина. Поощрять это нельзя, у нас были неприятные инциденты, когда кто-то что-то пытался украсть у прихожан. Но я также хорошо знаю, как поступают с такими людьми и частные охранники, и, увы, милиция. Любой официальный представитель правоохранительных органов, конечно, возразит мне, что это не по закону, но я говорю не как по закону, а как в жизни реально происходит. Конечно, каждый должен поступать, как ему подсказывает совесть, но я бы, окажись на вашем месте, охрану звать не стал. Но пристыдил бы этих людей, и, уверен, они бы поставили бутылку водки на место. А вот если мы видим, что голодный крадет буханку хлеба, по-христиански будет просто купить ему что-нибудь поесть.

Но это не значит, что вообще не надо обращаться в милицию. В минувшие выходные недалеко от нашего храма двое бездомных металлическими прутьями забили до смерти третьего. Естественно, работники храма вызвали милицию, их забрали, надеюсь, они ответят по закону. И если мы слышим, что за стенкой не просто семейный конфликт, но кого-то избивают (если не убивают), однозначно надо вызывать милицию. Можно привести еще много примеров, когда необходима помощь правоохранительных органов. Но каждый случай индивидуален. И, повторяю, в вашей ситуации я бы охрану не позвал.

Протоиерей Димитрий СМИРНОВ, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке
Поговорить с ними сложно – можно той самой бутылкой и по голове получить. Правильнее сказать администрации магазина. Ну а если, допустим, на ваших глазах голодный человек пытается украсть батон хлеба, купите ему этот батон. Всегда надо «включать голову» и действовать в зависимости от конкретной ситуации.

К сожалению, наши органы правопорядка более заточены на карательные функции, чем на защитные. Поэтому первое чувство у людей к милиции – страх, и только когда страх перед преступником перевешивает этот страх, мы обращаемся в милицию. Если же все обошлось, даже заявлять не хотим. Это неправильно. Какая бы милиция ни была, надо фиксировать все нарушения, иначе нас задушит преступность. Мнение, что доносить всегда плохо, совершенно неправильное. Допустим, я узнаю, что мой сосед живет со своей 11-летней падчерицей. И что – не доносить? Пусть он пользуется беззащитностью девочки? Жесткий пример, но в жизни бывают и более страшные вещи. Вот и думайте.

Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Введенского монастыря г. Иваново
— С похожими сомнениями сегодня обращаются к священнику многие прихожане. Причем в основном люди от 50 и старше – те, кто помнит советское время. Для наших поколений (мне 54) характерна неприязнь к доносчикам, стукачам. Даже если мы понимаем, что необходимо донести негативную информацию о ком-то до сведения начальства, нам стыдно. По моим наблюдениям, молодые люди более свободны от этого. Вообще-то нам пора вспомнить, что власть (в том числе и правоохранительные органы) и народ – не оппоненты, а сотрудники. Тогда таких вопросов у нас просто не будет. Как нет их у американцев. Я много лет прожил в США, там есть, конечно, разница между федеральной и местной полицией, но местный полицейский – это всегда свой человек. А у нас… Как часто женщины жалуются на пьяниц-мужей, которые в пьяном угаре держат в страхе всю семью, избивают их и детей. Спрашиваю, обращались ли к участковому, а в ответ все одно и то же: ой, да что вы, батюшка, не хочу сор из избы выносить, да и не доверяю я милиции. «Почему не доверяете?». «Да, говорят, все равно правды не добьешься». И приходится на исповеди проводить правовой ликбез, вразумлять людей, объяснять им, что ради безопасности семьи и детей не просто можно, но необходимо обращаться и в милицию, и в суд, и к адвокату. Да, это крайняя мера, но, к сожалению, многие мужья довели свои семьи до этого края.
Понимаю, что негативное отношение к власти и правоохранительным органам связано не только с нашим тоталитарным прошлым, но и с коррупцией в настоящем. Но без нормальных взаимоотношений народа с властью и правоохранительными органами невозможна нормальная социальная жизнь. И надо нам эти отношения устанавливать. А коррупцию, конечно, необходимо искоренять с полной решительностью.

Очевидно, что когда у нас на глазах в магазине воруют бутылку водки, мы должны принять все меры, чтобы помешать воровству. Схватить и скрутить этих жуликов не каждому по силам, но позвать охрану, милицию могут все. И это наш нормальный человеческий долг. Пусть потом профессионалы с ними разбираются. Меня спросят, а как же быть, если не алкоголики водку воруют, а голодные – буханку хлеба… Верно, бывает такое в жизни, когда любовь оказывается сильнее правил, сильнее справедливости. И в церковь человек не пойдет, если надо помочь больному и одинокому, и пост нарушит, чтобы не оскорбить ближнего. Так же в точности совесть подскажет верующему, когда надо покрыть любовью какое-то нарушение закона, когда промолчать, когда обличить, а когда – выйти на борьбу. Но скажите мне, от чего реально страдает наш народ в сегодняшней России: от невозможности купить буханку хлеба или от пьяного бесчинства, от равнодушия и беззакония? Голодный попросит – его накормят, и еще с собой дадут, и помогут справиться с жизненными трудностями. Но я не слышал, чтобы кто-то сегодня воровал из магазина хлеб. Водку – да, это типично. И спьяну – тоже типично. Известно нам, к сожалению, и как побираются у церковных ворот: не столько на хлеб, сколько на опохмелку.

Нравственность всегда конкретна. Христос не допускает фантазий, Он требует от нас трезвости и рассуждения.

Записал Леонид ВИНОГРАДОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?