– В разных статьях и книгах пишут по-разному. Иногда говорят о донорстве и трансплантации костного мозга. Иногда – о гемопоэтических стволовых клетках. Это одно и то же или это разные вещи?
– Речь идет об одном и том же. Трансплантируют в любом случае гемопоэтические стволовые клетки. Стволовые клетки – клетки, которые могут бесконечно долго размножаться и давать зрелое потомство. Их потенциал к размножению и созреванию бесконечно велик. Гемопоэтические стволовые клетки являются предшественницами всех клеток крови и иммунитета в организме. Будучи пересажены реципиенту даже в небольших количествах, гемопоэтические стволовые клетки способны полностью восстановить кроветворение и иммунитет.
Но вот источником этих клеток могут быть разные ткани организма.
У здорового человека стволовые клетки находятся в костном мозге – кроветворной ткани, помещающейся в костях скелета. Больше всего костного мозга содержится в тазовых костях, грудине и позвоночнике.. На протяжении нескольких десятилетий источником гемопоэтических стволовых клеток был только костный мозг, поэтому большинство существующих ныне западных регистров и называются регистрами доноров костного мозга.
В 90-х годах прошлого века было показано, что с помощью специальных препаратов стволовые клетки можно на короткое время переместить («мобилизовать») из костного мозга в кровь, из которой их относительно легко получить с помощью специальной аппаратуры. Стволовые клетки крови имеют ряд отличий от стволовых клеток костного мозга, которые в определенных ситуациях могут быть обращены к выгоде больного, поэтому они наряду с костным мозгом прочно вошли в клиническую практику. Еще одним источником гемопоэтических стволовых клеток является пуповинная кровь.
– А как это выглядит: взятие гемопоэтических стволовых клеток из костного мозга или из периферической крови? Это страшно?
– Если источником гемопоэтических стволовых клеток является костный мозг, то донора госпитализируют в клинику на один день. Процедура взятия костного мозга проходит под общим наркозом под строгим контролем врача анестезиолога. Костный мозг берут из тазовых костей специальными иглами с широким просветом. В течение 1,5-2-х часов через два маленьких разреза в кожи делают около ста проколов кости и забирают при этом около литра жидкого костного мозга. Это составляет не более 5% от общего объема костного мозга донора.
Такого количества вполне хватает, чтобы обеспечить кроветворение пациента на всю жизнь. Что тогда говорить о том, на что хватает 95% оставшегося у донора костного мозга?!
Сама потеря костного мозга при этом не ощущается, и его объём полностью компенсируется в течение двух недель. Незначительно снижается уровень гемоглобина в крови, но и он полностью восстанавливается за полторы – две недели. Почти всегда в первые два-три дня после взятия костного мозга донор испытывает болевые ощущения в тазовых костях, которые легко проходят под действием обычных обезболивающих препаратов. Кроме того, донор может испытывать неприятные ощущения после наркоза, такие как подташнивание, сонливость, слабость. Как правило, вечером в день операции донор может уйти из клиники домой.
Если источником гемопоэтических стволовых клеток служит периферическая кровь, донору приходится проходить пятидневный подготовительный период. В течение пяти дней подкожно вводится специальный препарат («Граноцит» или «Нейпоген»), стимулирующий выход стволовых гемопоэтических клеток в кровоток. На пятый день донору приходится пройти процедуру афереза, длящуюся 3-5 часов в зависимости от количества стволовых клеток, которое необходимо получить.
Во время этой процедуры кровь откачивается специальным насосом из локтевой вены, проходит через специальный аппарат – клеточный сепаратор, и возвращается донору. Во время каждого прохождения через аппарат отбирается только небольшое стволовых клеток, поэтому таких циклов совершается очень много. Всего за процедуру через сепаратор проходит 10-15 литров, крови из которых в аппарате остается всего 50-200 мл. Остальные компоненты крови возвращаются донору. Процедура аналогична тромбоцитаферезу, через которую проходят все наши доноры тромбоцитов.
При подготовке к аферезу самыми частыми побочным явлениям являются ломота и боли в костях, возникающие примерно у половины доноров в период стимуляции. Ростовые факторы стимулируют деление клеток в костном мозге, костный мозг увеличивается в объеме и давит изнутри на кости – отсюда и неприятные ощущения. Еще одно возможное последствие – незначительная потеря тромбоцитов во время процедуры афереза. Часть тромбоцитов просто отбирается сепаратором вместе с гемопоэтическими клетками. Возможны также обострения аутоиммунных заболеваний. Поэтому люди, страдающие аутоиммунными болезнями (ревматоидным артритом, системной красной волчанкой, псориазом) не допускаются до этого вида донорства.
Донор после консультации с медиком может сам выбрать, каким способом у него возьмут гемопоэтические клетки.
– Есть ли противопоказания к донорству стволовых гемопоэтических клеток?
– Да, есть. Потенциальным донором стволовых гемопоэтических клеток может стать любой человек в возрасте от 18 до 55 лет, который никогда не болел гепатитом В или С, туберкулезом, малярией, злокачественными заболеваниями, психическими расстройствами и не является носителем ВИЧ.
Нельзя становиться донорами стволовых гемопоэтических клеток тем, кто страдает аутоиммунными заболеваниями. Не рекомендуется проходить процедуру взятия костного мозга тем, кому относительно противопоказан наркоз, то есть лицам, страдающим хроническими заболеваниями дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы.
– Что происходит, если потенциальный донор подходит по показателям тканевой совместимости человеку, ожидающему пересадки костного мозга? Может ли потенциальный донор отказаться от донорства?
– Сама процедура вхождения в регистр потенциальных доноров стволовых гемопоэтических клеток ни к чему не обязывает. Это лишь подтверждение желания сдать стволовые гемопоэтические клетки и спасти ближнего, которому необходима пересадка. Вероятность того, что данный конкретный донор подойдет кому-то из нуждающихся по тонким показателям тканевой совместимости, сравнительно невелика.
Если все же это происходит, то представители регистра доноров костного мозга связываются с потенциальным донором и спрашивают его согласия на дачу гемопоэтических стволовых клеток. В случае согласия донора, проводится повторное, расширенное высокоточное типирование. Когда результаты этого повторного, высокоточного типирования подтверждают, что донор действительно подходит человеку, ожидающему пересадки костного мозга, потенциального донора еще раз запрашивают о согласии на донорство, обследуют на наличие вирусных инфекций и согласовывают время сдачи стволовых гемопоэтических клеток.
Отказаться от донорства стволовых гемопоэтических клеток можно практически на любом этапе, но не позднее, чем за 10 дней до намеченной даты трансплантации костного мозга. Отказ в последнюю минуту практически равносилен убийству человека, ожидающего пересадки костного мозга, который уже получил интенсивную химиотерапию, полностью уничтожившую его кроветворную и иммунную систему. Причины для отказа могут быть самыми разными: нездоровье, нехватка времени, страх. Но в реальности потенциальные доноры крайне редко отказываются от донорства, осознавая важность своего поступка и для человека, нуждающегося в его помощи, и для себя самого.
– Что такое трансплантация костного мозга? Что приходится перенести реципиенту?
– Перед трансплантацией костного мозга пациент проходит определенную подготовку. Ее еще называют кондиционированием. Цель подготовки – подавить иммунитет и костный мозг реципиента, чтобы предотвратить отторжение пересаженных клеток, а также максимально уничтожить опухолевые клетки (в том случае, если у пациент страдает злокачественным новообразование). Для этого реципиент получает настолько интенсивную химиотерапию, что восстановление собственного кроветворения и иммунитета уже невозможно. Если трансплантация костного мозга в этот момент не произойдет, пациент погибнет.
Сроки проведения химиотерапии рассчитываются таким образом, что к тому моменту, когда донор отдает свои гемопоэтические клетки, реципиент уже готов их принять.
Сама трансплантация по процедуре напоминает обычное переливание крови, за которым следует длительный, около 20 дне й, период ожидания приживления пересаженных стволовых гемопоэтических клеток. И до момента приживления, и многие месяцы после него возможно развитие разнообразных осложнений. Поэтому в течение длительного периода после трансплантации костного мозга пациент вынужден находиться под пристальнейшим наблюдением врачей, в любую минуту готовых к проведению интенсивной терапии.
– В зарубежных регистрах доноров костного мозга собраны данные миллионов потенциальных доноров, и все равно не каждый реципиент может найти в них совместимого донора. А в России своего крупного регистра все равно нет. Имеет проведение небольших акций по типированию потенциальных российских доноров смысл, ведь даже сотни обследованных доноров – это капля в море? Неужели такие акции могут кому-то помочь?
– Акции, позволяющие привлечь даже относительно небольшое количество потенциальных доноров, имеют большое значение и для России, и для людей с российским происхождением. Чем больше доноров с российской кровью будет представлено в регистрах доноров костного мозга, тем больше шансов у людей с российскими корнями найти подходящего донора. Россияне генетически отличаются от американцев и европейцев, данные которых и представлены главным образом в зарубежных регистрах. Самым подходящим донором для российского пациента может стать именно россиянин.
Акции по тканевому типированию россиян – это начало создания собственного российского регистра доноров костного мозга. Регистра, который, если все будет получаться, как задумано, в будущем спасет не одну жизнь.
Подготовила Екатерина Чистякова, к.б.н., координатор группы «Доноры – детям»