Православный портал о благотворительности

Дома-интернаты для пожилых – серый рынок с большими перспективами

Тему комментирует Наталья Курачева, председатель совета некоммерческого партнерства «Объединение компаний индустрии услуг старшему поколению»

– Статья «Все для ваших дорогих пожилых: верить ли частным домам престарелых» – отличная инициатива для начала обсуждения этого сегмента рынка. Мы бы хотели выразить свое мнение в том числе по ряду фактических и смысловых моментов статьи.

Федеральный закон и не только

В тексте говорится о законе 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», его влиянии на рынок и имеющихся проблемах, что справедливо. Но нельзя не учитывать, что государство делает множество других шагов, в чем ему помогают профессионалы рынка.

В прошлом году мы участвовали в рабочей группе, которая занималась подготовкой заседания президиума Госсовета РФ о развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста. Результатом стал список поручений президента РФ, в том числе направленных на развитие рынка услуг для пожилых. Например, это льготы по налогу на прибыль организаций, а также субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания и др.

В этом году мы также участвовали в работе по подготовке государственной Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста, в которой есть отдельное направление по развитию рынка социальных услуг, для которого наше партнерство также предложило ряд инициатив. Мы рассчитываем, что по мере выполнения плана по реализации Стратегии, условия для развития рынка будут улучшаться.

Работа на местах

В статье упоминается о контроле за исполнением закона на местах, но детально не раскрывается эта тема. Между тем, если прочитать 442-ФЗ, то действительно, максимальный объем работы приходится на органы государственной власти субъектов федерации. Это система, которая есть в каждом регионе – министерства/департаменты социальной защиты (развития, политики) и подведомственные им учреждения, комитеты социальной защиты муниципальных образований и пр.

В каждом из регионов была разработана нормативная база, которая регулирует оказание социальных услуг в соответствие с законом. В первую очередь это утверждение перечня, порядка предоставления и тарифов на социальные услуги, ведение реестра и координация работы поставщиков социальных услуг, а также формирование системы независимой оценки качества услуг. Закон действует с 1 января 2015 года, поэтому опыт работы уже есть. В том числе появился опыт оказания социальных услуг в рамках закона негосударственными поставщиками.

Нужно отметить несовершенство системы оплаты закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе. Социальные услуги могут оказываться только в соответствии с установленными тарифами, которые не учитывают инвестиционную составляющую в цене услуги. Ведь для того, чтобы оказывать стационарные услуги, компания-поставщик должна иметь в собственности или арендовать недвижимость. С учетом этой статьи затрат себестоимость оказывается выше тарифов, оплачиваемых государством. Возможность взимания платы с получателя услуг ограничена 75% дохода последнего. Кроме того, невозможны долгосрочные контракты на оказание услуг, а для постоянного ухода за пожилыми людьми это особенно важно.

Цивилизованный и нецивилизованный рынок

Мы часто обсуждаем с коллегами то, в каком состоянии находится наш рынок услуг по уходу за пожилыми. Если сравнивать его с рынком розничной торговли, то мы находимся на этапе «ларьков», от которого нам нужно дорасти до сетевых магазинов и супермаркетов.

При этом нужно учитывать, что пока отрасль контролируется государством. Количество мест для пожилых в государственных стационарах – около 140 тысяч, в частных – на порядок меньше. Поэтому когда мы говорим о предложении услуг по уходу и необходимости цивилизации рынка не нужно забывать и про государственные учреждения.

Там тоже нужна специализированная качественная недвижимость, а не разрушающиеся дома-интернаты с размещением по 6-8 человек в палате, квалифицированный персонал в достаточном количестве, реальный уход, улучшающий жизнь пожилого человека, а не формальное выполнение инструкций. В некоторых регионах именно так и происходит, и здесь еще огромный потенциал для улучшения.

Наше партнерство входит в европейскую ассоциацию, объединяющую компании индустрии услуг для пожилых, и мы часто слышим от зарубежных коллег, что у России есть возможность использовать опыт других стран и избежать их ошибок. Например, излишней зарегулированности или уклона в сторону больших институциональных медицинских учреждений.

Совместное обсуждение потребностей пожилых людей с участием общества, государства и бизнеса поможет нам добиться этой цели. Только в этом случае, имея позитивный, созидательный настрой, мы построим рынок, нужный всем.

Лицензии и саморегулирование

В статье говорится о неких лицензиях на оказание социальных услуг, которые получает предприниматель-владелец ИП. Таких лицензий нет. Курс государства на сокращение видов лицензируемой деятельности не позволяет ожидать введение лицензий на социальное обслуживание, наиболее эффективным способом в этом случае является саморегулирование.

Наше партнерство работает с 2011 года, недавно была учреждена еще одна организация – «Мир старшего поколения». Это показывает, что рынок способен развиваться, и, как и в других странах, объединение профессиональных участников будет движущей силой. Это относится к внедрению стандартов оказания услуг, обучению персонала, созданию системы страхования рисков, работе по модернизации законодательства и др.

СанПиНы

Эксперты упоминают сильно устаревшие СанПиНы и в этом не совсем правы. Новый СанПиН, регулирующий требования к стационарам для пожилых, действует с 11 мая 2014 года. Ознакомиться с ним можно, прочитав Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.02.2014 N 7 «О внесении изменений N 1 СанПиН 2.1.2.2564-09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы».

Мы участвовали в изменение этого СанПиНа совместно с Роспотребнадзором и Минэкономразвития, видим значительные улучшения по сравнению с предыдущей, действительно устаревшей версией. Безусловно, работу по изменению нормативов можно и нужно продолжать, опять же призываем всех участвовать в этом процессе.

Деменция

Большое спасибо за то, что «Милосердие.ru» обратило внимание на деменцию. Вопрос здесь не только в деятельности ПНИ. Сама проблема деменции комплексная и начинается с отсутствия стратегии государства, должной системы предупреждения и диагностики деменции. Инициативы по вопросу деменции также направлялись нашим партнерством в различные государственные органы власти и в этом году услышаны и на федеральном уровне и на местном.

Что же касается непосредственно ухода за дементными, то мы видим необходимость в создания специализированного типа учреждений социального обслуживания данной категории – домов-интернатов общего типа с отделениями по уходу за дементными.

Медико-социальные услуги

Медицинская помощь, в 442-ФЗ, выделяется, как не относящаяся к социальным услугам. Согласно ст. 20 442-ФЗ выделяются среди прочих видов социальных услуг «социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья». Таким образом, речь идет не об оказании медицинских услуг, а об организации ухода и оказании содействия в их получении при необходимости.

Практика развитых стран, которые столкнулись с вопросом старения населения раньше России наглядно доказывает, что уход – это не медицина. И нет причин, по которым нам нужно пытаться объединить эти два вида деятельности.

Франчайзинг и инвестиции

Франчайзинг для домов-интернатов не применим так, как это происходит в других сегментах рынка услуг. Дело в том, что важнейшей составляющей этого бизнеса является недвижимость.

Объясним схему работы рынка, которая опробована во многих странах. Государство определяет потребность в местах для стационара пожилых. Инвестор вкладывает средства в строительство востребованных стационаров – специализированных объектов недвижимости. Чаще всего строительство такой социальной инфраструктуры стимулируется государством путем предоставления земельных участков, льготного кредитования, налоговых льгот.

Собственник недвижимости заключает договор аренды с оператором (поставщиком услуг). Оператор оказывает услуги по уходу и выплачивает арендную плату. Для инвесторов, в лице которых выступают пенсионные и инвестиционные фонды, важно понимание платежеспособного спроса и квалификация оператора. В мировой практике крупные операторские компании управляют сотнями и тысячами домов-интернатов, в свою очередь в портфеле инвесторов есть вложения в различные дома, что обеспечивает стабильность и снижение рисков.

У нас в стране единственным примером таких инвестиций является проект члена НП «Объединение компаний индустрии услуг старшему поколению» (ОКИУСП) – НПФ «Благосостояние». Это загородный пансионат для пожилых «Монино», успешно работающий в Московской области. Сейчас появляются новости о планируемых инвестиционных проектах в этой области, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), так что постепенно полноценный рынок недвижимости и круг инвесторов будет расширяться, появятся и сетевые операторы,

Франчайзинг же активно применяетcя в сфере надомного ухода за пожилыми, где нет необходимости в значительных инвестициях в капитальное строительство или реконструкцию. Здесь перспективы успешной франшизы в нашей стране очевидны.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version