Для чего нужны вспомогательные структуры? Какими они могут быть? Что требуется для их создания? Попробуем ответить на эти вопросы.
Дом на полпути. Германия
Такое направление церковно-социального служения в России, как противодействие наркомании насчитывает немногим больше двух десятилетий своей истории. В этом смысле с ним может сравниться лишь помощь ВИЧ-инфицированным людям. По отношению к другим видам церковно-социального служения, например, помощи пожилым людям или инвалидам, помощь наркозависимым без всякого преувеличения можно назвать самым молодым видом служения.
Отчасти это связано с тем, что наркомания как проблема мирового уровня стала угрозой лишь в середине XX столетия, отчасти с тем, что в России она проявилась в начале 90-х годов этого же столетия. Нельзя исключать и причин, связанных с невозможностью развивать любое церковное служение в советские времена, в противном случае, эта проблема могла быть осознана на десятилетие раньше.
В этот ранний период силами энтузиастов, священнослужителей и мирян, в основном активно развивались лишь стационарные реабилитационные долгосрочные программы, как на церковных приходах и в монастырях, так и под их непосредственным окормлением.
В своем приветственном слове, обращенном к участникам III Общецерковного съезда по социальному служению, святейший Патриарх московский и всея Руси Кирилл отметил, что «в последние годы растет число инициатив в сфере социального служения, которое становится не просто уделом отдельных подвижников, а системной работой, организуемой, как на общецерковном, так и на епархиальном и приходском уровнях».
Это без всяких натяжек можно отнести и к направлению помощи наркозависимым людям. Церковь приняла новый вызов времени, связанный с необходимостью вывести помощь наркозависимым людям и их близким на иной, более серьезный уровень. Одна из задач, связанная с созданием системы церковной реабилитации – создание вспомогательных структур.
Для чего нужны вспомогательные структуры?
Церковный процесс помощи наркозависимым людям состоит из пяти основных периодов: – первичного контакта,
– мотивационного периода,
– основного периода,
– периода ресоциализации,
– периода последующей поддержки.
В этом процессе основным периодом или «сердцем» процесса помощи является период реабилитации, который может проходить как в церковной общине, так и в организации, находящейся под патронажем Церкви. Все остальные периоды, способствуют или вовлечению в систему помощи, или помогают сохранять и развивать достижения основного периода. Цель каждого из периодов достигается с помощью работы вспомогательных структур.
Процесс помощи – это целенаправленный процесс, а не просто путь в никуда или беседы о смысле жизни. Важные правила в этом процессе – системность и комплексность. Если эти правила не реализуются, то процесс будет ущербным, т.к. отсутствие хотя бы одного компонента в системе снижает эффективность помощи. Таким образом, вспомогательные структуры – это важные и неотъемлемые компоненты церковной системы помощи наркозависимым.
Их основные цели направлены на содействие работе основного периода и повышение эффективности всего процесса помощи наркозависимым людям. Но при этом вспомогательные структуры могут существовать и как самостоятельные единицы и иметь собственные задачи. Перечислим здесь лишь самые основные задачи и коротко прокомментируем возможные способы их реализации.
Информирование о церковной системе помощи и ее особенностях как задача может решаться разными способами. Можно разместить объявление в храме или монастыре или на интернет-ресурсе церковной общины, можно распространять информацию по обоюдному согласию или договору через государственные учреждения (наркодиспансеры, центры профилактики социально значимых заболеваний, аптеки и т.д.).
Хорошей площадкой для информирования могут быть и различные культурные и просветительские мероприятия: показы документальных фильмов, уличные акции с раздачей визиток или лифлетов о церковной системе помощи и др.
Вовлечение в систему помощи может осуществляться с помощью проповедей, затрагивающих тему наркозависимости и ее преодоления, еженедельных молебнов о здравии страждущих, духовного окормления священнослужителями медицинских учреждений (наркологических диспансеров и больниц, СПИД-центров, инфекционных больниц и т.д. Отдельным направлением в решении этой задачи может быть аутрич-работа (об этом чуть ниже).
Такая задача как оказание консультативной и психологической поддержки может решаться на разных этапах помощи наркозависимым и их близким. Здесь возможно привлечение как специалистов, так и выпускников реабилитационных центров для консультаций «равный-равному».
Эта задача связана также с содействием в получении медицинской помощи наркозависимым на начальных стадиях консультирования, так как большинству из них в это время требуется медицинская и психиатрическая помощь: кому-то для лечения абстинентного синдрома, а кому-то для лечения сопутствующих осложнений и заболеваний. Поэтому в рамках ее решения важно наладить связь с медицинскими профильными учреждениями.
Еще одна задача – мотивирование. Вообще, побуждать и вдохновлять к изменениям и росту – задача, которая осуществляется на протяжении всего процесса помощи наркозависимым.
Могут быть различные цели при решении этой задачи: во-первых, создать или укрепить мотивацию к перемене образа жизни (причем такая необходимость может возникнуть на разных этапах помощи, так как в процессе любого роста существуют так называемые «критические точки» или остановки).
Во-вторых, снизить порог приема в программу (если эта программа высокопороговая). В первом случае возможны такие формы реализации мотивационной работы как молитва по соглашению (в этом случае мы просим о помощи у Господа), дистанционная работа (это могут быть различные предварительные задания или дистанционные консультации до приезда воспитанника в общину), мобильная работа (выезды «мобильных» групп добровольцев в медучреждение или даже на дом для живого общения с наркозависимыми и их близкими), амбулаторная работа (например, вторичные консультации в консультационных кабинетах, участие в православных группах поддержки).
Во втором случае, возможна организация работы специальных вспомогательных стационарных структур (об этих формах работы ниже, в следующем подразделе «Какими они могут быть?»).
Как отдельную задачу мы выделили сопровождение в подготовке к реабилитации. Опыт церковной помощи наркозависимым и их близким показал, что большинство их них, доверяя Церкви свои беды, связанные с проблемой наркозависимости, все же имеют весьма поверхностное представление о том, что собой представляет церковная система помощи и, собственно, сам процесс подготовки к основному периоду реабилитации.
Помимо этого, многие из них не имеют опыта взаимодействия с медицинскими и социальными службами для решения соответствующих проблем. Решение этой задачи позволяет также помочь наркозависимому человеку не «выпасть» их церковного поля помощи в процессе подготовки, т.к. при этом оказывается консультативная и психологическая поддержка.
Оказание последующей поддержки – задача, которая решается после прохождения воспитанником основного периода, реабилитации. Она включает в себя такие формы, как воцерковление и душепопечение, обеспечение постепенного возвращения в социум, профилактика рецидивов, катехизация, паломнические поездки, включение воспитанников в добровольческую деятельность, профессиональную ориентацию.
Какими могут быть вспомогательные структуры
Возможных форм вспомогательных структур не так уж и много. Некоторые из них уже реализуются в рамках церковной системы помощи, а некоторые являются для России неосвоенными инновациями. Ниже мы перечислим и те, и другие формы.
Дистанционный консультативный пункт. Консультации в этом случае могут проводиться по информационно-контактному телефону, Skype или электронной почте, – современные технологии необходимо использовать в процессе помощи. Если, допустим, ищущий помощи проживает в отдаленном районе и у него нет возможности приехать на очную встречу, он может воспользоваться этой формой консультации для подбора церковного реабилитационного центра или другого источника помощи.
Очный консультативный пункт. На его базе обычно проводятся первичные и вторичные консультации для наркозависимых и их близких для сбора первичной информации и создания мотивации. Важно, чтобы в церковных приходах и монастырях таких пунктов было больше. Они не требуют больших затрат, а для организации их работы не требуется сверхвовлеченности, сверхкомпетентности и сверхзатрат: очные консультации можно проводить раз в неделю и предварительно записывать на них по телефону, что может делать, например, социальный работник общины.
Православные группы поддержки. Они представляют особую форму помощи и могут быть полезны на разных стадиях процесса. Это могут быть группы взаимопомощи и/или самопомощи.
Отличие групп взаимопомощи от групп самопомощи в том, что первые создаются и проводятся сотрудниками церковных организаций, а вторые существуют благодаря активности и доброй воле самих наркозависимых и их близких. В них могут участвовать и те, кто только размышляет о возможности освободиться от зависимости, и те, кто имеет небольшой срок трезвости, и выпускники, прошедшие реабилитацию, а также родственники и близкие наркозависимых (знакомые, работодатели и т.д.).
По содержанию деятельности это могут быть семейные группы, группы выпускников, группы профилактики срыва, тематические группы, киногруппы и т.д. Подробную информацию о работе этих групп в Москве в рамках проектов Координационного центра по противодействию наркомании ОЦБСС и благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского можно узнать на сайте Координационного центра.
Дневной стационар подготовки к церковной реабилитации. На сегодняшний день в церковной системе помощи существует единственная подобная программа в Санкт-Петербурге, которая готовит наркозависимых к основному периоду церковной реабилитации в епархиальном реабилитационном центре в поселке Саперное.
Руководитель этого центра и организатор дневного стационара – протоиерей Сергий Бельков. В предыдущем подразделе мы писали о снижении порога приема как об одной из целей мотивационной работы. Так вот данная форма дневного стационара – именно такой вариант работы. На мой взгляд, данная форма мотивационной работы для церковной системы помощи наркозависимым уникальна. Подробнее о ней можно узнать здесь.
Мотивационный стационар. Подобной формы помощи наркозависимым в России пока нет, но они давно и успешно развиваются в Европе и в США. Автору довелось познакомиться с вариантом такой формы работы в Германии в организации Neues Land, которой удалось в рамках одной территориальной единицы, «земли», (Нижней Саксонии) создать целостную систему помощи наркозависимым: от уличного мобильного вагончика для аутрич-работы до нескольких «домов на полпути».
Стационар называется «начальный дом». После первичной консультации воспитанник переходит в «начальный дом» и начинается его подготовка к этапу основной реабилитации: дезинтоксикация (в случае необходимости), сбор необходимых справок, оформление медицинской или социальной страховки, знакомство с правилами и работа на создание и укрепление мотивации.
Начальный дом. Германия
Мобильный вагончик для аутрич-работы. Германия
Посетители вагончика для аутрич-работы. Германия
Социальное кафе SOS. Германия
Стационарный вагончик для аутрич-работы. Германия
Адаптационная квартира или дом на полпути. Можно смело утверждать, что после прохождения воспитанником основного периода церковной реабилитации проблемы не заканчиваются, а только начинаются. Пока воспитанник находился в «тепличной», защищенной среде церковной общины, у него была возможность овладеть базовыми навыками сохранения физической трезвости, усвоить азы церковной жизни и наметить жизненные перспективы.
Для того, чтобы научиться все это применять, нужна практика. Она начинается с возвращением воспитанника в «большой» мир и в собственную семью, если она есть. Вот тут то и начинаются испытания на прочность и многие их не выдерживают, возвращаясь к прежнему образу жизни.
Для того, чтобы сделать процесс возвращения в социум более плавным и щадящим и существует такая форма вспомогательных структур, как адаптационная квартира или «дом на полпути». Днем выпускник живет в гуще социальной жизни, а вечером у него есть возможность вернуться в терапевтическое пространство и с помощью «добрых соседей» и сотрудников проанализировать прошедший день и при необходимости внести нужные корректировки.
Как только «социальные мышцы» воспитанника придут в нужный тонус, он может отправляться в самостоятельную жизнь, обычно для этого нужно от 3 месяцев до 1 года. Хотя в той же Германии автор столкнулся с особым случаем, когда выпускнику понадобилось 10 лет, чтобы научиться самостоятельной жизни в социуме – все это время он находился в «доме на полпути».
Координационный центр. Очевидно, что для эффективного выстраивания процесса помощи, учитывая наличие большого количества компонентов, необходима координация. Координация охватывает целиком весь процесс помощи и на общецерковном уровне осуществляется Координационным центром по противодействию наркомании Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, а на епархиальном уровне – отделами по противодействию наркомании.
При этом координация затрагивает не только общецерковный уровень, но и уровень взаимодействия с государством, а также с общественными организациями. В процессе могут создаваться и локальные координационные структуры для оптимизации и повышения эффективности взаимодействия различных компонентов системы на местах.
В работе структур, занимающихся координацией, должна быть предусмотрена возможность экспертной оценки деятельности различных компонентов системы, как внутренних, так и внешних.
Что требуется для создания вспомогательных структур
В рамках этой статьи мы не будем останавливаться на конкретном плане реализации, – если принято решение о создании какой-либо структуры, то составить этот план нетрудно. Но если условно разделить вложения по затратности, то они могут быть разными для разных форм вспомогательных структур:
– незатратные,
– малозатратные,
– среднезатратные,
– высокозатратные.
Например, группы поддержки можно отнести к малозатратным формам, как и кабинеты первичного консультирования, адаптационную квартиру – к среднезатратным, а мотивационный стационар – к высокозатратным. При этом возможны различные варианты локальных объединений в рамках епархии, митрополии или федерального округа, вплоть до выстраивания мультисистемы (если все же позволяют возможности).
Важно упомянуть, что Русская Православная Церковь обладает серьезными ресурсами и преимуществами для развития целостной системы помощи наркозависимым и их близким: она имеет большой кредит доверия у населения страны, обладает целой сетью структурных подразделений (приходы и монастыри) по всей территории России и имеет уникальную иерархическую организационную структуру. Это значительно облегчает задачу создания единой сети помощи.
В силу этого нет необходимости создавать целостную систему в рамках одной территориальной единицы (епархии, митрополии или даже федерального округа), а также пытаться реализовывать в рамках конкретной общины ту форму, которая может оказаться не по силам.
Если есть желание помогать или благословение священноначалия, то можно, прежде оценив свои ресурсы, взяться за то, что соответствует возможностям. Учитывая широкое разнообразие возможных видов и форм помощи наркозависимым и их близким (как по содержанию, так и по затратности), становится очевидным, что практически любая община или церковная структура может быть вовлечена в этот вид церковно-социального служения.
О некоторых технологиях помощи
Выше, описывая задачу вовлечения наркозависимых в церковную систему помощи мы упоминали о такой технологии как аутрич-работа (от англ. оutreach – внешний контакт), иначе – уличная социальная работа.
Освоение и широкое применение аутрич-работы, как технологии, – наше будущее. Такая работа уже давно ведется в европейских странах, а в некоторых начальных формах реализуется и в России. Существуют некоторые российские особенности, в силу которых эта технология в применении к нашей группе нуждающихся в помощи – наркозависимым, может потребовать серьезной адаптации.
Хотелось бы упомянуть и о таких технологиях в рамках реализации задачи мотивирования, как «мотивационное интервью» и интервенция. Их освоение и внедрение в практику требует специально подготовленных специалистов и времени и, как и аутрич-работа, также является нашим будущим.
Отдельным остается вопрос о специальных формах помощи наркозависимым: помощь наркозависимым инвалидам, наркозависимым беременным женщинам или женщинам с малолетними детьми, наркозависимым с двойным диагнозом (что сейчас, в эпоху дизайнерских наркотиков, очень актуально), а также священнослужителям с зависимостью. Но это является темой отдельной статьи.
Всю информацию о церковной системе помощи наркозависимым и их близким можно получить по телефонам Координационного центра по противодействию наркомании Отдела по церковной благотворительности и социальному служению:
+7 (499) 704-61-69 // +7 (968) 712-30-30 по будням с 10.00 до 17.00
или
+7 (495) 542-00-00, ежедневно с 8.00 до 22.00