«Я хотел бы встретиться со всеми, кто считает полезным для больного и для врача взаимодействие с Церковью. Мне хотелось не спорить и дискутировать, а договориться о взаимодействии», – писал епископ Пантелеимон в приглашении на встречу.
На его приглашение откликнулись. Среди собравшихся в Голубой гостиной Марфо-Мариинской обители милосердия были врачи самых разных специальностей из Москвы и Подмосковья. Больше всего оказалось онкологов и гематологов, а также тех, чья работа связана с паллиативной помощью, был врач частной клиники и участковые терапевты и педиатры, студенты медицинских вузов и несколько медсестер.
Епископ Пантелеимон рассказал врачам о больнице святителя Алексия митрополита Московского, проектах службы «Милосердие», патронажной службе, Свято-Спиридоньевской богадельне, Свято-Димитриевском детском доме и службе помощи бездомным.
Владыка предложил всем желающим участвовать в работе службы «Милосердие» и больницы в качестве волонтеров. Оказалось, что среди собравшихся уже есть врачи, которые посвящают свободное время волонтерству в проектах «Милосердия».
Зачем врачу священник?
Перед встречей врачи заполнили анкеты, чтобы обсудить вопросы одинаково важные для всех.
Епископ Пантелеимон рассказал, почему для него важно взаимодействие врача и священника – такое сотрудничество помогает пациенту не только подлечить тело, но и дает возможность задуматься о спасении души.
Может ли врач говорить пациенту о вере? Тема эта очень деликатная. Ведь врач в глазах больного обладает огромным авторитетом, и если пациент согласится пойти в храм только из уважения к врачу и сделает это формально, не имея такой потребности, ничего хорошего из этого не выйдет, отметил епископ Пантелеимон.
Нельзя допускать, чтобы вера в Бога стала для больного предметом торга: «Я уверую, а Господь за это меня исцелит». Но если врач верующий, он может молиться за своих больных, молитва врача – важная часть его служения.
Безусловно, верующий врач должен свидетельствовать о своей вере, но не столько словами, сколько делами, любовью, которую он проявляет к пациентам, сказал председатель Синодального отдела. Врач должен быть готов говорить с пациентом о вере, но для этого он сам должен хорошо знать, во что он верит, и уметь отвечать на самые разные вопросы.
Епископ Пантелеимон выразил готовность на следующих встречах ответить на вопросы врачей о вере и об особенностях взаимодействия с больными.
Доктор и благодарность в конверте
Кроме духовных тем, обсуждались и сугубо материальные. Большой отклик вызвала проблема вознаграждения врачей. Может ли хирург государственной клиники, у которого небольшая зарплата, получать от пациентов благодарность в конверте? Этот вопрос вызвал бурное обсуждение.
Епископ Пантелеимон признался, что не может ответить на этот вопрос однозначно. Читая жития святых врачей-бессребреников, он сам не раз задавался вопросом, на что жили эти самоотверженные врачи, которые отказывались принять малейшее вознаграждение за свой труд. Должны же они были что-то есть, во что-то одеваться? В житии святых Косьмы и Дамиана есть момент, когда пациентка уговорила одного из врачей принять три куриных яйца, и это стало причиной серьезного конфликта между святыми.
Врачи заняли гораздо более радикальную позицию. Вот их аргументы:
– если деньги обеспечивают больному доступ к лучшему специалисту, то получается, что тот, кто не платит, лишен права выбора, а это – несправедливо;
– работа хирурга – лишь часть командной работы, получая вознаграждение в конверте, он присваивает себе заработок всей команды, ведь больница – сложная система и на обеспечение ее работы нужны средства;
– хирург, который получает вознаграждение, должен оказывать качественную помощь и тем, кто ему не платит, но понятно, что он предпочтет, чтобы платных пациентов было больше;
– тайная благодарность может перейти в систему предварительной договоренности, когда пациента, неспособного платить, просто не возьмут на операцию.
Врач, которому надо кормить семью, порой, вынужден создавать собственные «экономические модели», но нужно понимать, что такая дикая и примитивная «экономика» не способствует ни процветанию здравоохранения, ни здоровью пациента. Все врачи, присутствовавшие на встрече, согласились с тем, что любой врач предпочел бы получать вознаграждение в виде хорошей и стабильной зарплаты, а не стыдливой благодарности в конверте, но вопрос, как отладить систему, чтобы это было возможным, остается открытым. Номинально медицина у нас бесплатная, а реально – средств хватает далеко не на все.
Среди возможных источников финансирования врачи назвали фандрайзинг, создание попечительских советов и оказание платных услуг, но вопрос соотношения платной и бесплатной помощи тоже вызвал живейшее обсуждение, все присутствующие понимали, что в помощи нуждаются все пациенты, а не только те, у кого есть деньги.
Гости Марфо-Мариинской обители выразили надежду, что подобные встречи станут регулярными. Среди тем, которые врачи хотели бы обсудить на следующей встрече, – проблема выгорания.