Православный портал о благотворительности

Доктор, у меня это…

Некоторые принципы, придерживаясь которых, мы, пациенты, внесем посильную лепту в процесс нашего лечения

Читайте предыдущую историю

-Доктор, у меня, кажется, давление в голове повысилось!
-Да ну?! Что ж, давайте посмотрим,- врач достает из ящика тонометр, манжетку надевает на шею пациенту, накачивает, прикладывает мембрану фонендоскопа к темени больного и долго внимательно слушает, не обращая внимания на выражения неудовольствия со стороны последнего. Наконец, освобождает полузадушенную жертву, озабоченно качает головой:
-Да-а, голубчик, случай серьезный! – и обращается к ассистенту,- Андрюша, укол «магнезии»… В голову!

Художник Ян Стен. «Врач и его пациент»

В жизни часто слышишь: врач – грубый, невнимательный, никогда до конца не выслушает, перебивает, строит из себя невесть что… Приходится признать: да, в наших медвузах хорошим манерам не обучают, куда там, в программу бы уложиться! Однако, во-первых, хорошие манеры – еще не гарантия бесконфликтности: вежливость без внимания к больному еще более настраивает против врача. А во-вторых, по некоторым наблюдениям, источником конфликтов между врачом и пациентом очень часто является отсутствие взаимопонимания, адекватного общего языка, понятного обоим.

И это – вполне естественно: больной не обязан разбираться в медицинской терминологии, а врачу часто приходится долго и нудно докапываться, что хотел сказать больной тем или иным выражением. (Хорошо помню как один больной, жаловавшийся на запор, крайне удивился диагнозу, впоследствии подтвердившемуся: дизентерия).И вот – результат: врача раздражает, что пациент придумывает симптомы, а пациент обижается: «Получается, я – симулянт что ли?» или: «Я говорю ему:- Доктор, сердце болит, а он – где? да как? Что же он, врач, сам не знает, где у человека сердце, и как оно болит?»

Мы все учились понемногу,- как сказал поэт,- у всех (или почти у всех) есть среднее образование, в программу которого входит курс анатомии, физиологии и гигиены, у кого-то – специальные познания в области биологии (включая университетское образование и ученые степени), а кто-то даже занят изучением медико-биологических проблем. И, конечно, многие из нас читают научно-популярную литературу, смотрят программу «Здоровье», делятся жизненным опытом друг с другом, как очно, так и в Интернет-конференциях. Таким образом, у всех нас есть определенное представление о нашей физиологии, и ее нарушениях. Поэтому, когда мы заболеваем, большая часть из нас (особенно работники умственного труда) невольно начинает задумываться над своей болезнью, в меру своих познаний пытаться понять происходящие процессы в организме. Таким образом, складывается наше собственное представление о болезни. Медицинские психологи еще называют его «аутогенным». Приходя на прием к врачу, или вызывая его на дом, мы слышим вопрос: что вас беспокоит? Мы начинаем излагать свои соображения по поводу своего же заболевания, ведь беспокоят нас именно они – диагноз, прогноз; физические же страдания зачастую уходят на задний план. Зачастую мы излагаем жалобы в виде симптомов: «давление в голове повысилось» (спрашивается, откуда такой вывод?) или «болит задняя стенка миокарда» (понятно, что больной перенес инфаркт этой задней стенки и боится повторного инфаркта, но сама фраза звучит абсурдно: локализацию инфаркта на основании ощущений сам больной определить никак не может). И вот здесь начинаются проблемы. Вежливый врач нас внимательно выслушает, а затем снова спросит: «И все же, что вас беспокоит?» Менее вежливый – перебьет: «Меня не интересуют ваши домыслы, меня интересуют ваши жалобы». А совсем невежливый – скажет: «Ну, если ты такой умный, то чего ты ко мне, дураку пришел? Лечись сам!»

Как видим, вне зависимости от воспитания, реакция врача на такие «жалобы» негативная. Почему? Здесь происходит столкновение нашего «аутогенного» представления о болезни с представлением «ятрогенным», то есть представлением самого врача, всю свою жизнь посвятившего занятиям клинической, практической медициной. Жалобы больного зачастую определяют дальнейший ход обследования, которое разворачивается по наработанной схеме, наработанному алгоритму. А вместо конкретной информации, что, где и как болит, врач получает от нас нечто невразумительное, мы как бы изначально сбиваем его с толку, пытаемся направить его мысль в русле наших мыслей, нашего аутогенного представления о болезни. И здесь, приятно нам это или не очень, прямой долг врача – не дать себя запутать.

Очень часто конфликтные ситуации складываются вокруг дополнительных исследований. Врач не назначил какого-то исследования, которое, по мнению (возможно, справедливому) больного, необходимо. Здесь опять-таки кроется логическая ловушка: больной требует дополнительного исследования, считая, что без оного врач может ошибиться, и забывает (а может быть и не знает), что правильность интерпретации результатов этого исследования зависит от того же врача, его квалификации и добросовестности.

Так что же,- спросит читатель,- если собственное представление больного о болезни только вредит делу лечения, может быть, стоит прикрыть всю санпросветработу, закрыть все научно-популярные журналы, и постараться ликвидировать все, что формирует это аутогенное представление?

Не стоит торопиться с выводами. Во-первых, не всегда аутогенное представление неверно, а во-вторых, для профилактики и ранней диагностики серьезных заболеваний для своевременного и успешного их лечения, совершенно необходима наша с вами, уважаемый читатель, бдительность и элементарные знания в области охраны нашего здоровья. И эта статья как раз об этом. Врач и пациент должны быть активными соработниками на ниве здравоохранения. Я попытаюсь изложить некоторые принципы, придерживаясь которых, мы, пациенты внесем посильную лепту в процесс нашего лечения:

Первое – не будем требовать от врача гарантии бессмертия и непоколебимого здоровья. Ведь если бы врачи могли бы это обеспечить, они прежде позаботились бы о себе. А на практике мы видим, что, занимаясь нашим здоровьем, врачи теряют свое и продолжительность их жизни ниже, чем в среднем у других профессий.

Второе – в погоне за физическим здоровьем постараемся не растерять психическое. Ведь тогда нас придется лечить еще и психиатру. Страдания ипохондрика ничем не легче, а во многом тяжелее, чем даже у тяжелобольного.

Третье – если врач не внушает доверия совсем, лучше вовсе не иметь с ним дела. Но если перед вами незнакомый врач, скажем, из поликлиники (и известно, что он дипломированный врач, а не шарлатан какой-нибудь), имейте в виду, что даже при не очень высоком профессиональном уровне он сможет решить ваши проблемы, так как – работает он в коллективе, где его ошибку в случае чего заметят и поправят более опытные коллеги. Деятельность его регламентирована должностными инструкциями и стандартами, которые, в сущности, дублируют его профессиональные знания и предостерегают от всякой неразумной инициативы и упущений. Работает он под руководством и под контролем более опытных врачей, с ними, в случае затруднения, врач может посоветоваться, к ним можете обратиться и вы, в случае сильных сомнений в квалификации непонравившегося вам врача.

Четвертое – при первом контакте постарайтесь отрешиться от своих мыслей и представлений о болезни. Отвечайте на вопросы кратко и по существу. Например, вопрос: «На что жалуетесь?». Не совсем правильно отвечать: «На температуру» или «На давление». Температура и давление – это данные ваших измерений, а в связи с чем вы их предприняли? Болела голова, озноб? Ну, так и скажите! Не рекомендуется говорить: «болит сердце, почки, печень». Лучше покажите рукой и опишите характер боли, а уж затем можете добавить: «наверное, сердце». Не раздражайтесь на уточняющие вопросы врача. Возможно, некоторые вопросы вам покажутся риторическими «наездами» или вас смутит тон врача, постарайтесь отвечать прямо, как будто заполняете анкету. Если не поняли вопроса, не стесняйтесь переспросить. Постарайтесь не задавать встречных вопросов, пока обследование не закончено.

Пятое – когда осмотр закончен и у врача к вам вопросов больше нет, задайте ему свои, поделитесь своими сомнениями и соображениями. Постарайтесь для себя выяснить, насколько ситуация под контролем врача: поинтересуйтесь прогнозом, спросите, что вам делать в таком-то и таком-то случае, возможны ли неожиданности и насколько они вероятны. Если вас ответ в целом устраивает, постарайтесь уточнить и досконально затвердить схему назначений и скрупулезно ее выполнять (это если нет особых причин не доверять врачу). При отсутствии желаемого эффекта от назначений, обратитесь к тому же (а не другому) врачу. Помните, что даже самый лучший врач может ошибиться, квалификация же подразумевает и то, насколько быстро врач обнаружит свою ошибку. Но обнаружит он ее только в том случае, если вы добросовестно выполняли его назначения.

Шестое – если эффекта от лечения в предполагаемый прогнозом срок нет, имеет смысл потребовать от врача более глубокого обследования. Этот вопрос решается довольно рутинно, при отсутствии «шевелений» лечащего врача, обращайтесь к заведующему отделением. Помните, врачи несут юридическую ответственность за ваше лечение, и, кроме того, их контролирует страховая компания, полис которой (с юридическим адресом и контактным телефоном) у вас имеется. Не стесняйтесь докторам об этом напоминать.

И главное, помните: болезнь, в сущности, явление иррациональное, темное, не позволяйте ее духу помрачить ваш разум. Это ваша главная помощь врачам, пекущимся о вашем здоровье.

Дьякон Олег ВЫШИНСКИЙ,
бывший сотрудник «Скорой помощи»

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version