Доктор-кукла

В детском онкологическом центре на Каширской есть один необычный врач. Несмотря на обезличивающий белый халат его невозможно спутать ни с кем из медперсонала. Большой красный нос картошкой, немного печальные глаза, ярко-рыжие волосы, черный цилиндр на внушительной лысине, в руках – загадочный чемоданчик… Лукич особенная личность и функции в больнице у него особенные. Он несет своим пациентам любовь и радость. И больше ничего.

В детском онкологическом центре на Каширской есть один необычный врач. Несмотря на обезличивающий белый халат его невозможно спутать ни с кем из медперсонала. Большой красный нос картошкой, немного печальные глаза, ярко-рыжие волосы, черный цилиндр на внушительной лысине, в руках – загадочный чемоданчик… Лукич особенная личность и функции в больнице у него особенные. Он несет своим пациентам любовь и радость. И больше ничего.

Рождение героя
Идея создать специальную куклу для работы с тяжело больными детьми принадлежит руководителю театра «Бродячий вертеп» Александру Грефу. О психологической поддержке пациентов в больницах думают мало, между тем она необходима. Стресс, переживаемый больным ребенком и его родителями, может стать серьезной помехой на пути к выздоровлению.


В Европе и США давно известны методы психотерапевтической работы с элементами клоунады. Используются они и в комплексных программах по работе с больными детьми. Знакомство с некоторыми из них навели А. Грефа на мысль о создании подобной программы для российских детских больниц. И, естественно, в кукольном театре «Бродячий вертеп» для этой цели мог родиться именно кукольный персонаж. Так появился на свет клоун Лука Лукич, кукла ростом около метра. «Прежде всего, нам представлялось, что кукла-доктор должна быть соразмерна ребенку, точнее сказать, равновелика. Ведь все, что больше тебя, полагали мы, то «старше», меньше – «младше», а нам важно было с первого знакомства, уже в первое мгновение убедить ребенка не только в том, что пришел друг, который поможет, но тот, кому можно верить окончательно, тот, кого можно любить не таясь», – писал впоследствии А. Греф в своей книге «Доктор-Кукла».
Доктором-Куклой управляет кукловод. Он не пытается спрятаться или сделать свои движения менее заметными – в этом нет необходимости. Так же совершенно не нужно как-то особенно менять голос. Игра – условность, и дети это знают лучше взрослых. Они без колебаний принимают предложенные им правила, ни в коей мере не ставя при этом под сомнение реальность кукольного персонажа.
На первый взгляд, задачи, стоящие перед Доктором-Куклой, крайне просты: приободрить ребенка, попавшего в больницу, снять напряжение родителей. Однако, начав работать, А. Греф и его команда очень быстро почувствовали, что в больнице от них потребуется особый профессионализм. В своем деле они оказались первопроходцами: ничего аналогичного в мировой театральной и психотерапевтической практике им найти не удалось. «Мы не знали, да и сейчас не знаем об опыте работы, подобном нашему…Наш эксперимент был довольно смелым. Возможно, безответственно смелым, – говорит А. Греф. – Я затеял дело, в которое никто не верил, очень дорогостояще и непонятное, основанное на одном лишь видении.»
Чтобы анализировать свою работу, решили вести дневник. Лариса Соколова, первая «водительница» Луки начала методично записывать все, что происходило во время ее встреч с детьми. Этот дневник, изданный отдельной книгой с комментариями А. Грефа, сегодня вполне можно использовать как методическое пособие. В нем накоплен бесценный опыт работы Доктора-Куклы в условиях детского стационара.
Лука раскрывал свой потенциал постепенно. Начав работать с детьми, он обнаружил удивительные свойства, о которых его создатели даже не догадывались. Очень быстро определилось его главное предназначение: Лука Лукич существовал просто для того, чтобы дети его любили. Трогательная и забавная кукла, стала близким другом маленьких пациентов Морозовской больницы, первой экспериментальной площадки А. Грефа. Он стал объектом выражения самых бурных детских эмоций. «Ну кому, скажите, измученный тяжелейшими процедурами человек, может самолично поставить укол? А Луке может! Кого можно обнять со всей силой чувств?.. А к Луке не просто возможно притиснуться со всею страстью – Лука для этого создан!»(А. Греф, Л. Соколова «Доктор-Кукла») Оказалось, что именно в этом – в свободной игре и в раскрепощении больного ребенка – заключается методика психологической реабилитации, открытая необыкновенным кукольным доктором.


Лука на работе
Сегодня круг обязанностей доктора-куклы уже вполне четко определен. В белом халате и забавном черном цилиндре он совершает «медицинский» обход больных, которые особенно в нем нуждаются. В чемоданчике, который всегда при нем, хранятся удивительные медицинские инструменты: бумажный колпачок от страха, молоточек для поиска улыбки, деревянный градусник, игрушки, фломастеры. Есть там и настоящие медицинские принадлежности: шприцы без иголок, бинт, пинцет, кусочки трубочек от капельниц. Лука очень предусмотрителен, ведь в зависимости от ситуации может понадобиться что угодно.
Из дневника Ларисы Соколовой:
Женя Г., 5 лет.
Сегодня только поступили, привезли прямо из поликлиники, с собой нет даже тапочек. Мама в растерянности. Лука Лукич измеряет длину улыбки. Мальчик не улыбается. На лице страх. Молоточком доктор находит страх в коленочке. Теперь надо надеть колпачок. Закрыть глаза. Вместе с мамой надо произнести: «Страх, в колпачок улетай!» Несколько раз повторяем вместе. Лука Лукич молоточком находит страх в колпачке: «Дорогая мама, снимите колпачок. А теперь весь страх, что в нем, вытряхивайте в ванну, и водой его, водой полейте, чтоб растворился и убежал от нас!»
Мама активно включилась в игру. Для нее это тоже хорошая разрядка.
На лице у мамы улыбка: «Ну что, Жень, не будем больше бояться?»
Улыбнулся и Женя. Им нужно идти взвешиваться. «Мама, Колпачок!» К весам идут вместе с Лукой.
«Видишь, не страшно, – говорит мама. – Лука Лукич, оставь мне колпачок?»

– Место куклы-доктора – рядом с ребенком в момент сильных потрясений. В первую очередь – при его поступлении в больницу. «Неожиданная смена обстановки и окружения, страх неизвестности, незнакомые лица, болезненные процедуры – все это формирует в душе маленького пациента чувство опасности и незащищенности… И вот он встречает «врача», который не делает больно, «лечит» не страшно, рассказывает о том новом месте, куда попал ребенок.»(А. Греф, Л. Соколова «Доктор-Кукла») Чтобы развеселить перепуганного новичка, веселый доктор часто прибегает к деревянному градуснику. Этим волшебным инструментом можно измерять температуру самыми необыкновенными способами, например, под подушкой. Пригоден он и для других целей, например, для измерения роста.


Из дневника
Сережа Т., 7 лет.
Рост – 5 градусников. «Так и записываем! – говорит доктор Лука Лукич. «Подними-ка нос повыше! Смотри! Сразу на полградусника вырос! Так и лежи». – Сережа хохочет.

Кукла забавно воспроизводит действия настоящего доктора – отсчитывает пульс, измеряет давление, смотрит горло. И малышу в конце концов становится весело. Страх отступает. Говоря научным языком, в общении с кукольным доктором ребенок приспосабливается к стрессовой ситуации, вырабатывая адекватную поведенческую модель.

Еще один ответственный и страшный для малыша момент – перед операцией. Помочь ребенку пережить страх, проговорить наиболее болезненные моменты – никто так успешно не справится со всеми этими задачами, как Доктор-Кукла. Достав из своего чемоданчика настоящие медицинские инструменты – шприц, стетоскоп, пинцет – он показывает на игрушках, как вести себя на процедурах, ставит катетер плюшевому мишке, берет пункцию у зайчика. После таких объяснений и демонстраций предстоящее испытание уже не так страшно, потому что оно знакомо, смысл его понятен.

Лука и сам часто оказывается в роли больного. Измученные агрессивным лечением и болезненными процедурами дети любят его лечить. Для них это иногда единственный способ выплеснуть накопившиеся негативные эмоции. Навещая в очередной раз больного малыша, Лука вдруг слышит: «А почему у тебя вид нездоровый? Покажи-ка горло!» И кукла превращается в объект детской заботы, подчас весьма агрессивной. Обычно маленькие пациенты совершают над Лукой те манипуляции, которые им самим хорошо знакомы: дают таблетки, делают уколы, устанавливают катетер. Такая возможность проиграть пережитые болезненные ситуации крайне важна для психического самочувствия больного ребенка.

Еще один великий талант Луки – он умеет накормить захандрившего малыша. После тяжелого лечения, когда прием пищи вызывал рвоту, и вообще от общей слабости больные дети часто напрочь лишаются аппетита. Бывает, что ни мама, ни врачи не в силах уговорить ребенка поесть. Порой это под силу только Доктору-кукле.
Из дневника
Яна П., 3 года 6 месяцев.
Не ест. Мама сажает Яну за стол, режет сосиску. «Не хочу!»
Лука Лукич подсаживается к Яне: «Мама ушла! Давай мы ей сюрприз устроим! Мы с тобой сосиску ВМЕСТЕ!.. СЪЕДИМ! Ты – кусочек, я – кусочек, ты – два, я – два.»
Начинаем есть сосиску. Лука Лукич усердно жует хлеб, это он может делать, Яна ест сосиску с видом заговорщика.
Мама: «Это что у вас там тишина такая? Иду, иду!»
Яна оставляет два кусочка: «Это тебе, Лука Лукич.»
Мама: «А вот и я.»
Яна ловко отправляет сосиску себе в рот и вытягивает руки с пустой тарелкой. Мама удивлена: «А куда же делась сосиска?»
Лука: «Убежала.»
Мама: «А может, Яна ее съела?»
Яна старательно дожевывает, а глаза хотрющие!..
Лука: «Да, конечно! Яна все съела и со мной поделилась.»
Мама хвалит Яну, а Яна на ушко Лукичу: «Сосиска была вкусной, правда?»

В процессе работы у Луки неожиданно обнаружились еще и педагогические способности. Маленькие пациенты, на долгое время замкнутые в больничном пространстве, практически лишены возможности учиться. Все усилия взрослых сосредоточены на борьбе за их здоровье. О развитии детей, об удовлетворении их познавательных потребностей думают мало. И вот, в чемоданчике у Луки появляются счетные палочки, геометрические фигуры, сборники задач и головоломок, большие часы… Нет, конечно же он не берется за регулярное, методически разработанное образование детей с условиях стационара. Но занять ребенка полезным делом, поучить с ним стишки, освоить счет, потренировать логику и даже поизучать географическую карту Лука всегда готов. Причем, делает он это ненавязчиво, исключительно по желанию малыша. Вообще, Лука как никто другой владеет методикой индивидуального подхода к ребенку – и как доктор, и как учитель. Наверное, потому, что в первую очередь он – друг.

Последователи и единомышленники
Кукла, как и человек, имеет свойство стареть и уставать. Проработав в больнице несколько лет, Лука, изрядно потрепанный и затертый до дыр, удалился на заслуженный отдых. Ему на смену пришли новые куклы, новые Лукичи, созданные по аналогии с родоначальником этого славного племени. Один из потомков Луки – Пафнутий Лукич – трудится сейчас в НИИ Детской онкологии. Юлия Клепча, воспитатель стационара, увидев, как работает Лариса Соколова, загорелась желанием тоже освоить куклу. «Я взяла Пафнутия домой, – рассказывает Юлия. – Долго к нему привыкала. В свободное время ходила с ним по квартире – тренировалась, учила его разговаривать со своей дочкой, в глаза ей смотреть. Самое сложное – уметь направлять взгляд куклы в глаза ребенку. Это ведь никак не проконтролируешь. А если не будет контакта глазами, то и никакого контакта не будет.»
Сегодня Юлия мечтает освободиться от обязанностей штатного воспитателя и работать в больнице только с куклой. Совмещать эти две должности сложно. На Пафнутия остается мало времени, а именно он, по мнению Юлии, нужен детям в первую очередь.
Юлия: «Малышам Пафнутий очень нравится. Я даже не представляла себе поначалу, как он им нужен. Иногда заходишь к одному – сразу другие зовут, третьи. Так и идешь по всем палатам. У меня постоянное чувство вины перед детьми. Надо бы больше работать с Пафом, но не получается пока. Это ведь только кажется, что все просто. На самом деле к каждой встрече приходится серьезно готовиться, стихи учить, продумывать сценарий. На один сеанс уходит очень много энергии. Да и рука устает долго Пафа на весу держать. Тяжелый он.»
Особенность работы с Доктором-Куклой не ограничивается чисто техническими трудностями. Александр Греф вообще считает, что людей, способных заниматься этим делом, единицы – очень уж специфичны требования, которым должен отвечать кукловод.
А. Греф: «Для нас очень важно, какую цель преследует человек, желающий работать с куклой. К больным детям можно допускать только психически устойчивых людей, без надрыва. А часто бывает так: в жизни человека произошла какая-то трагедия – и он кидается к нам, руководствуясь принципом «Помоги тому, кто страдает, и тебе станет легче». Я твердо убежден, что так у нас работать нельзя. Есть абсолютный нравственный закон, сформулированный Кантом: «Человек не может быть средством, он – цель». А когда вы пытаетесь таким, пусть и очень благородным образом решить свои проблемы, человек для вас становится средством. Нашим детям такой подход противопоказан. С ними можно работать только по призванию.»
Не менее специфичен подход А. Грефа и его команды к вопросам профессионализма. От тех, кто берется за куклу, не требуют ни с психологического, ни актерского образования. Что же важно?
А. Греф: «Профессионализм может проявляться по-разному. Есть, например, в нашей труппе Лена Слонимская, специалист по арттерапии. Она играет на самых разных инструментах, поет, свистит, танцует. Это очень располагает к себе детей. Или вот Маша Кулева. Она умеет все: играет на гитаре, поет, рисует, мастерит всякие поделки. Что бы она ни предложила, это всегда интересно, нестандартно. Дети это очень высоко ценят.
Профессионализм Ларисы Соколовой – это многолетний опыт работы с куклой. Я не уверен, что в стране есть другой человек, знающий о куклотерапии больше, чем Лариса. У нее наработано колоссальное количество приемов, которые идут не от схемы, а от индивидуальности ребенка. Это, кстати, тоже важный момент профессионализма в нашем деле: нет никаких стандартных приемов, которые применялись бы к каждому пациенту. Тон задает ребенок, а мы прислушиваемся к его запросам и стараемся их удовлетворить.»
Есть еще масса тонких, труднообъяснимых, но крайне важных моментов, которые определяют, может ли человек работать с Доктором-Куклой. Не всякий умеет общаться с детьми, притягивать их к себе. Не всякий способен стать для ребенка другом, сохраняя при этом необходимую дистанцию и излишне не привязываясь к больному малышу. Дети, с которыми работает кукла, иногда умирают. И это не должно выбивать кукловода из колеи и мешать его дальнейшей работе.
А. Греф: «Как-то раз пришла к нам женщина, сказала, что хотела бы работать с куклой. Мы приняли ее на работу, научили управлять Лукой. Через некоторое время в отделении умерла девочка, одна из тех, с кем пришлось общаться нашей волонтерше. На нее это произвело такое сильное впечатление, что работать она больше не смогла. А ведь она уже заявила о себе, ее ждали другие дети…»


Кстати, о волонтерстве. Программа Доктор-Кукла начинала реализовываться на добровольных началах. Сегодня от добровольцев отказались.
Ирина Кучеренко (партнер А. Грефа по программе Доктор-Кукла): «Волонтеры – люди необязательные. На Западе совсем другая ситуация. Там принято в течение определенного времени работать на добровольных началах. Это период адаптации человека на рабочем месте, часть его карьеры. Опыт волонтерской работы вписывается в стаж. При этом волонтеры точно так же проходят жесткие тренинги, жесткий отбор, и требуют от них так же, как и от штатных сотрудников. А у нас добровольность часто становится синонимом безответственности. Логика проста: мне никто не должен, значит, и я никому не должен, захочу – приду, не захочу – не приду. А ведь последствия у такого легкомыслия могут быть очень тяжелые.»
Сегодня руководители программы могут позволить себе отбирать кадры для работы с куклой. Иногда сами приглашают тех, в ком видят этот талант, зачисляют в штат больницы, берут на оклад. И все-таки, несмотря на то, что Доктор-Кукла сумел завоевать уважение среди медперсонала и доказал свою «нужность», будущее программы по-прежнему туманно. Постоянно приходится искать источники финансирования, вести переговоры с администрацией стационаров, искать новые кадры. Сейчас программа работает в двух больницах. Хотелось бы распространить ее и на другие стационары, но таких возможностей пока нет, как и нет специалистов, готовых освоить программу и реализовать ее независимо от А. Грефа и его небольшой команды. Методика тиражированию не поддается, оставаясь уникальной и очень гибкой. Она по-прежнему находится в стадии разработки и становления, и, наверное, так будет всегда, потому что это методика постоянных окрытий.

Евгения ВЛАСОВА

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version