По российским соцсетям давно ходил текст неизвестного автора: «98-летний нищий, дедушка Добри из болгарской деревни Байлово, одетый в домотканные одежды и древние кожаные ботинки, часто стоит у собора святого Александра Невского в Софии…» Дедушка Добри собирал деньги на восстановление храмов. Все это так похоже на святочный рассказ, что скептики начинают сомневаться: да существует ли дед с добрым-добрым именем на самом деле?
Да, дедушка Добри жил на свете, а 13 февраля 2018 года социальные сети сообщили о его кончине на 104-м году жизни. Кто же он, дедушка Добри?
Благотворительность, а не нищенство
Согбенный дед с большой копной белых волос, в старых одеждах, он как будто сошел с картинок, изображающих крестьян XIX века. Одежда из грубой холстины, «ботинки» – это очень громко сказано: на ногах у деда куски кожи, стянутые веревками, самый древний вид обуви. И зовут его в самом деле Добри Добрев, это довольно распространенное болгарское имя, сокращенное от «Добрин», Добри Добревых в этой стране не так уж мало. Но старик из села Байлово, конечно, единственный. Здесь его зовут Дядо Добри – дедушка Добри.
Всю жизнь дедушка прожил в своей деревне, в 43 километрах от Софии. Раньше дед ходил в столицу пешком, а в старые годы – ездил автобусом, и с него не берут плату: дедушку Добри все знают. В столице он обычно приходит в огромный собор св. Александра Невского или в храм св. Седьмочисленников (Кирилла, Мефодия и их пяти учеников). Там он стоит у входа со свечой и пластиковым стаканчиком и собирает пожертвования горожан, которые потом передает храмам и монастырям.
Именно пожертвования, а не милостыню, как о нем иногда пишут. Он сам подчеркнул в интервью болгарскому телевидению, что занимается «благотворительностью, а не нищенством». И сказал это очень определенно и четко, хотя дикция у него от старости не совсем внятная.
Добри глуховат: в войну оглох от взрыва. Но, судя по интервью, в свои преклонные годы он совершенно в здравом уме. Глаза выцвели и помутнели, но взгляд ясный, а в густых усах иногда возникает совсем непростая усмешка.
Дома в Байлово
Село Байлово очень старое: оно основано еще в XII веке. Белые домики, черепичные крыши, вокруг горы и лес; по улицам ходят гуси, жителей примерно триста человек. Самый известный уроженец села – видный писатель Елин Пелин, который много рассказывал в своих книгах (переведенных, кстати, на русский язык) о жизни болгарского крестьянства; дом-музей Елина Пелина совсем рядом с жилищем Добри Добрева.
Добри родился здесь в 1914 году, вскоре после начала Первой мировой войны. Его отца скоро убили на войне, и мальчика воспитывала мама Катерина. Учился он в городе, но потом вернулся в деревню. В 1940 году женился. Но уже шла Вторая мировая, скоро начались бомбежки, потом пришли немцы.
На вопрос телекорреспондента о роде занятий Добри ответил, что всегда занимался земледелием. Детей у него было четверо; пишут, что двоих из них он пережил. Рассказывают, что лет десять назад старик завещал свое имущество церкви. Дети его остались не в восторге от этого решения и выгнали его из дома. Добри переселился в маленькую хижину во дворе местной церкви св. Кирилла и Мефодия. Деньги на ремонт этого храма он тоже собирал сам: в 2005 году пожертвовал храму 10 тысяч левов (один болгарский лев по нынешнему курсу – примерно 23 рубля; пожертвование – около 5 тысяч евро).
Сейчас за дедушкой присматривает одна из его дочерей, постоянно живущая в Софии; есть еще внук, которого тоже зовут Добри, в честь деда. Комната, в которой сейчас живет старик, совсем бедная. У Добри есть простая кровать, но обычно он предпочитает спать на земляном полу. Обходится самым минимумом вещей и посуды. Почему не оставляет себе ничего из собранных денег? «А мне ничего не надо, – отвечает он. – У меня есть пенсия и Бог хлеба дает. Добрые люди хлеба приносят». Хлеб и фрукты ему приносят, а больше ему ничего не надо. Пенсия – сто шестьдесят левов, меньше 4 тысяч рублей на наши деньги.
Когда его спрашивают, почему он избрал такой образ жизни – отвечает по-разному: то – что совершил большой грех, то – что не ладил с женой; словом – это его покаяние, а теперь уже, пожалуй, жизнь, которую он сам себе выбрал и которая для него совершенно естественна.
Самое большое пожертвование на церковь в истории Болгарии
Собранные деньги он с помощью родственника клал в один из болгарских банков, а когда на счету набиралась солидная сумма – отдавал ее церкви или монастырю. Известно, что в 2007 году Дядо Добри отдал 15 тысяч левов на восстановление 500-летнего Елешницкого монастыря (на эти деньги отремонтировали фасад и реставрировали часть фресок) и 10 тысяч – церкви св. Георгия в селе Горно Камарци. В 2008 – на ремонт крыши и купола церкви в городе Калофере. А в 2009 году, в канун «самого болгарского праздника» – 24 мая – Добри Добрев отдал 35 700 левов храму-памятнику св. Александра Невского. Просто пришел к секретарю настоятеля Стефану Калайджиеву и сказал «хочу дать денег на церковь». Это самое большое задокументированное пожертвование на церковь в истории Болгарии.
Храм св. Александра Невского – самый большой в Болгарии, кафедральный патриарший собор Болгарской Православной Церкви. Он построен в память о русских воинах, павших в боях за освобождение Болгарии от османского ига. К началу XXI века огромный храм, постоянно испытывающий недостаток средств, стал нуждаться в ремонте и реставрации, и встал трудноразрешимый вопрос о том, государство или церковь должны оплачивать эти недешевые работы. Болгарское телевидение в 2010 году пришло в храм снимать программу о проблемах его реставрации, и когда сотрудники телекомпании спросили у настоятеля собора, Тихона, епископа Тивериопольского, кто сделал самое большое пожертвование на реставрацию храма, тот показал квитанцию на имя ДобриДимитрова Добрева. И вот тогда изумленные телевизионщики сняли сюжет, и о добром дедушке из Байлова узнал весь мир.
Путешественник во времени
Выяснилось, что почти столетний дедушка за десять лет сбора средств пожертвовал болгарским храмам и монастырям около 70 тысяч левов, это около 52 тысяч долларов или больше полутора миллионов рублей. Он рассказал в своем телеинтервью, что иногда ему удавалось собирать по 200-300 левов в день.
– Телевизор у вас есть? – спрашивает его репортер.
– Телевизор от дьявола, – ответил старик.
– Покажите мне, где дьявол, – сказал репортер.
– Дьявол в голове, – усмехнулся в усы Добри Добрев. – Мы его приняли.
– Вы боитесь смерти?
– Не боюсь.
– Почему?
– Почему… почему… – смеется дед. – потому что вижу, что грешен, да тут нет ничего хорошего. А если меня возьмет Бог – так возьмет, и все.
И через паузу:
– Я не очень тут счастлив.
– А Бог над нами смилуется? – спрашивает репортер напоследок.
– Смилуется над теми, кто смиряется.
С тех пор его много фотографировали и много о нем рассказывали. В сети есть сайт, посвященный дедушке Добри,где его прямо называют святым. Есть группа в фейсбуке. Весь мир, наверное, обошли фотографии, на которых Добри Добрев молится, стоит с пластиковым стаканчиком, целует руку маленькому мальчику – все как-то просто, спокойно и ласково.
На фоне современной городской жизни он кажется путешественником во времени – в своей древней одежде и невообразимой обуви, с косматой седой головой. Но, кажется, пока он жив, бродит где-то среди толпы, сидит на каком-нибудь парапете и ест хлеб или яблоки – тоже совершенно вневременная еда – что-то в жизни присутствует важное и нужное. И не только напоминание о том, как мало на самом деле человеку надо. Куда важнее другое: то самое неуловимое, мирное и ясное обаяние простоты, праведности и вечности, которое никак не дается писателям, когда они пытаются изобразить положительный персонаж, или кинематографистам, когда нужен мудрый старец. Можно было бы, наверное, сказать «обаяние святости», но это уж Господь рассудит.
Фото: facebook.com/DobryDobrev (соцсеть, запрещенная в РФ)