Православный портал о благотворительности

Добровольцы: умножение любви как хобби и профессия

В этом году службе добровольцев «Милосердие» исполняется 10 лет. Чем занимаются эти люди? Почему они не «выгорают»? Мы попросили добровольцев «со стажем» поделиться своим опытом эффективной работы

Ольга Горлова. Автор фото: Елена Добрякова

Ольга Горлова, доброволец с 2011 года

Все пять лет я помогаю двум подопечным нашей службы. Наталья Федоровна перенесла инсульт, к ней я прихожу убраться и просто проведать. Это духовно очень близкий мне человек.

Евгений Игоревич не ходит, ему нужна помощь буквально во всем. Продукты ему приносит социальный работник, а помыться, погулять, просто посидеть поговорить – это к нам.

Состояния «выгорания» у меня, слава Богу, не было. А вот вопрос о том, кому все это нужно, встал передо мной в первый же год. Помню, я ходила к Евгению Игоревичу, делала все, что было нужно, а он как будто меня не замечал. Бывает, звонишь ему: «Я приду вас помыть» – «Приходите». А не звонишь – ему как будто и не надо. Мне стало казаться, что я навязываюсь, что я плохой доброволец, что я все делаю не так и от меня никакой пользы. Владыка Пантелеимон меня тогда успокоил. Сказал, что сам когда-то ухаживал за таким человеком, который равнодушно относился к любой помощи, что таким людям все равно нужны забота и любовь. Мне стало легче.

Потом был еще один сложный момент. Евгений Игоревич начал требовать коньяк. Он говорил, что это единственное лекарство, которое ему помогает. Если я отказывалась идти в магазин за коньяком, он обижался, отношения снова портились.

Сейчас сложные моменты позади. У нас с Евгением Игоревичем замечательные отношения, он сам звонит, когда ему нужна помощь. Мы с ним друзья.

Я за многое благодарна службе добровольцев, а особенно за то, что встретила здесь своего будущего мужа Андрея. Полтора года назад мы поженились и теперь часто ездим к моим подопечным вместе. Со многими задачами я бы без мужа просто не справилась. Евгений Игоревич – крупный мужчина. Живет он на втором этаже в доме без лифта. Так что гулять мы выходим, только благодаря Андрею и другим нашим ребятам-добровольцам.

Анна Кобяшова, доброволец с 2006 года

Я больше всего люблю работать с многодетными семьями. Ради этого в 19 лет и пришла в службу добровольцев. Сначала была координатором Восточного округа. Потом из-за проблем со здоровьем координаторскую работу пришлось оставить. Сейчас я поддерживаю отношения с четырьмя семьями, помогаю координатору организовать помощь этим семьям. Помощь самая обычная: поиграть с детьми, что-то приготовить, убраться в квартире, сопровождать детей на занятия, просто пообщаться с мамой – ей ведь тоже необходимо участие и внимание. Так совпало, что во всех подопечных семьях Восточного округа есть дети-аутисты, их нужно сопровождать на специальные занятия.

Проблема «выгорания», слава Богу, мне незнакома. Возможно, потому, что я стараюсь очень четко распределять свое время: сколько я потрачу на работу, сколько на помощь другим, сколько на общение с близкими, с друзьями. Тайм-менеджмент очень важен.

Еще, мне кажется, «выгорание» может наступить, когда человек слишком много на себя берет, хочет сам решить все проблемы, всем помочь, всех спасти. Тот, кто привык все решать сам, и правда может впасть в уныние, столкнувшись с непреодолимым препятствием. А ведь люди обычно обращаются за помощью, когда уже совсем край и идти больше некуда. И мы далеко не всегда в силах что-то изменить.

Когда я только начинала работать координатором, мне владыка (тогда отец Аркадий) сказал: «Ты научись нести все Христу. Люди переменчивы, ненадежны, а Христос всегда с тобой». Поэтому в особо трудные моменты, я, конечно, делаю все, что от меня зависит, но решение проблемы передаю в руки Бога и прошу Его помощи.

Все многодетные семьи, с которыми я сейчас общаюсь, для меня любимые. Все они мои друзья. Но есть одна особенная семья. В ней четыре мальчика, трое из них – аутисты. Я восхищаюсь их родителями – тем, как они поддерживают друг друга, тем, с какой любовью и уважением относятся к своим особенным детям. А еще в этой семье произошло чудо. Когда у родителей уже было три сына с расстройством аутистического спектра, мама снова забеременела и решила сделать аборт. Но в последний момент что-то ее остановило. Сейчас Мише четыре года, он прекрасно развивается и бесконечно радует своих родителей. Мы все, в том числе Мишины родители, считаем, что это чудо. Даже тяжелая наследственность отступила перед решимостью мамы дать своему ребенку жизнь несмотря ни на что.

Юлия Батуро, доброволец с 2009 года

Когда я решила стать добровольцем, мне предложили на выбор несколько человек в моем районе. Я выбрала пожилую женщину в соседнем доме Зою Александровну и с тех пор ей помогаю. Мы давно стали друзьями, и я даже не знаю, кому эта дружба больше дает – мне или ей.

Проблемы «выгорания» у меня никогда не было, наоборот, общение с Зоей Александровной – это большая радость. Она замечательный и очень светлый человек. Бывает, иду к ней после работы усталая, в плохом настроении, а через час выхожу полная оптимизма.

У нас с Зоей Александровной очень много общего. Мы обе любим классическую музыку и классическую литературу. Когда я прихожу убираться или мыть окна, Зоя Александровна старается меня развлечь – пересказывает мне Чехова или какую-нибудь передачу, которую услышала по радио.

Еще я иногда хожу с добровольцами в психоневрологический диспенсер. Это тоже всегда очень радостно. Мы приносим с собой игры, летом выводим всю группу гулять, играем в мяч. Ребята в ПНИ – наши друзья, так что и эти встречи тоже нельзя назвать работой. В общем, у меня нет ощущения, что добровольцем быть тяжело. Мне очень повезло с подопечными.

Дмитрий Смирнов, доброволец с 2014 года

Автор фото: Елена Добрякова

Наших подопечных часто нужно куда-то отвезти – в храм, в больницу, на учебу. Поначалу я помогал именно в перевозках, и эта работа очень много мне давала. Люди с большой благодарностью принимали такую помощь. Я чувствовал эмоциональную отдачу, и это вдохновляло.

Потом я узнал, что в нашем районе есть молодой человек с ДЦП, и стал его навещать. Чуть позже к нему прибавилась бабушка Софья Давидовна. Так что сейчас у меня двое подопечных. Они очень разные. Общее у них только то, что они оба колясочники, и им нужна именно мужская помощь. Саше 21 год, он учится в психолого-педагогическом университете. А Софье Давидовне 93. Моя работа в основном заключается в том, что я выхожу с ними гулять, общаюсь, отвожу Сашу в университет.

«Выгорания» у меня нет, но не могу сказать, что работа добровольцем мне приносит одну только радость. Саша – трудный подопечный. Очевидно, он глубоко страдает от своей болезни, и эта внутренняя боль затрудняет общение. Он очень закрытый человек, мне не всегда понятны его реакции, его желания, вообще непонятно, нужна ли ему моя помощь. Когда ты все время отдаешь, но ничего не получаешь в ответ, это очень выматывает. Надеюсь, что со временем ситуация как-то изменится.

А вот встречи с Софьей Давидовной – это всегда праздник. Она не ходит, плохо слышит и почти не видит. Она совершенно одинока – друзья все умерли, родственников нет. Но это очень добрая, смиренная, щедрая душа. Знаете, есть такое выражение – «божий одуванчик», вот это про Софью Давидовну. Она историк-востоковед, 60 лет проработала в институте востоковедения. С ней интересно, и отдача от нее огромная. Мне иногда кажется, что позитив, который мне дарит Софья Давидовна, уравновешивает трудности работы с Сашей.

Ирина Мерная, доброволец в 2009 года, координатор добровольцев с 2012 года

Фото: диакон Андрей Радкевич

Когда мне предложили работать координатором добровольцев, я спросила, какие у меня будут должностные обязанности. Руководитель добровольцев Марина Васильева ответила: «Умножать любовь». Это звучит очень вдохновляюще!

Мне нравится разнообразие, которое есть в добровольческом служении: сегодня надо сходить с пожилым человеком в магазин, завтра – сделать необычные открытки для благотворительной ярмарки, а на выходных – отправиться на какое-нибудь мероприятие продавать сувениры с символикой службы «Милосердие».

В трудные периоды мне очень помогает остаться на плаву правило: каждый вечер вспоминать не менее 10 событий или фактов этого дня, за которые я благодарна Богу. Это может быть связано и с добровольчеством, например, удалось закрыть трудную просьбу. И с какими-то житейскими радостями – купила вкусный хлеб и съела половину по дороге. И с какими-то на первый взгляд нерадостными вещами – увидела свой грех и буду с ним бороться. В целом у меня есть четкое ощущение, что я на своем месте. И если вдруг это ощущение пропадает, есть множество историй, которые можно вспомнить, чтобы его вернуть.

Постоянно я хожу только к одному пожилому слепоглухому человеку. Но как координатор я часто бываю с разовыми визитами у многих наших друзей под опекой. Самые яркие воспоминания, конечно, связаны с моим постоянным подопечным. Начну с того, что мы с ним познакомились еще в 2001 году и периодически встречались на разных мероприятиях до 2003 года. Потом я подумывала о том, что надо бы его навестить, рассказать о том, как складываются мои дела (у меня были основания думать, что ему это будет интересно), но меня смущали некоторые технические затруднения – как сообщить о своем визите, как он откроет дверь и т.п. И вообще… вдруг он уже умер? И вот, когда я стала координатором, одной из первых к нам поступила просьба от этого моего старого знакомого. Он хотел, чтобы кто-нибудь приходил к нему в гости, помогал по мелочам, гулял с ним. И я поняла, что пора действовать.

У нас был период интенсивного общения, когда я приходила не реже раза в неделю. Сейчас такой необходимости нет – у него появились новые помощники, так что я прихожу несколько раз в год погулять, пообщаться, попить чая с вкусными бутербродами – в общем, как и хотелось, просто в гости.

Летом 2015 года я решила разобраться, как можно оптимизировать работу нашей ремонтной бригады. Для этого нужно было познакомиться с ней поближе, и я вместе с ребятами пошла клеить обои у подопечной семьи. Там я и познакомилась с Лешей, моим нынешним мужем. Вообще-то мы знали друга и раньше, но именно на этой работе мы поняли, что нам хорошо быть и работать вместе.

Служба добровольцев «Милосердие» – это крупнейшее добровольческое объединение в Москве, один из 25 социальных проектов православной службы помощи «Милосердие». Служба добровольцев объединяет более 1500 добровольцев. Координируют работу добровольцев 9 штатных координаторов. Проект существует на пожертвования. Поддержать его можно, оформив регулярное пожертвование на одно из направлений работы добровольческой службы по специальной программе «Московский попечитель».
Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version