В пятницу, 2 февраля в прямом эфире радио Радонеж были прот. Аракадий Шатов, координатор добровольцев Марина Васильева и помощник координатора, журналист Наталья Шестиперова. Вот некоторые фрагменты этой передачи.
o.Аракадий: На этой неделе к нам пришли представители общественного совета Центрального Федерального округа. Их очень волнует судьба детей, которые находятся в детских домах для детей-инвалидов и инвалидов, в психоневрологических интернатах. Чтобы облегчить положение этих людей, сейчас Общественным советом готовится проект новых законов, которые облегчили положение инвалидов. Готовятся и предложения от общественности. Например, предлагается создать при каждом интернате и детском доме попечительский совет, в который бы входили люди добрые, милосердные, обладающие средствами, или властью, которые могли бы принимать участие в решении проблем этого интерната, или детского дома. Кроме того, планируется сделать телепередачу, в которой рассказывалось бы о проблемах детей в детских домах для инвалидов и в интернатах, в этой передаче отслеживать судьбы отдельных людей, рассказывать об общем положении дел.
Люди, которые находятся в интернатах не могут позвонить на наш телефон, рассказать о своих проблемах и попросить помощи, но поверьте, им помощь наших добровольцев очень нужна. Они нуждаются в любви, очень нуждаются, но они не могут об этом просить.
—
Позвонила женщина из группы милосердия г. Электросталь, рассказала о том, что группа пытается помогать выпускнице детдома, но помощь эта почти безрезультатно. Девушка получает хорошую пенсию, но распоряжаться деньгами не умеет и от этого страдает ее ребенок. о. Аркадий посоветовал добровольцам не бросать свою подопечную, а продолжать помогать ей с терпением и любовью. «Помочь выпускникам детских домов очень трудно, – сказал о. Аркадий, – я знаю это по собственному опыту. Мы должны каждого человека, который нуждается в помощи, рассматривать, как некий жертвенник, на который мы кладем свою жертву для Бога. Не обязательно выполнять все ее просьбы, не обязательно давать ей деньги. Можно купить ребенку игрушки и одежду. И молиться за нее, а что еще можно сделать. Если вы будете молиться за нее, не будете ее осуждать, будете ее любить, этого будет достаточно, она всю жизнь провела в детдоме, что он нее можно требовать? Вы от нее все время что-то требуете, не надо ничего требовать. Не унывайте, продолжайте помогатье – по мере сил и разумно.»
—
Наталья Шестиперова:
Как доброволец может оценить адекватность просьбы?
o. Аркадий:
Доброволец может оценить адекватность просьбы в меру своей собственной адекватности. Я недавно был на Рождественских чтениях, в секции «Медицина и религия», и когда я поднял вопрос о том, что надо больше людей привлекать в помощь добровольцам, мне недавно рассказали одну страшную историю о добровольцах. Я не помню, в какой стране, в Южной Америке, в одном госпитале работала группа добровольцев. И в реанимации госпиталя была одна койка, на которой больные постоянно умирали. Администрация госпиталя поставила видеокамеру, чтобы узнать, что же там происходит. Оказалось – вот что: в этой больнице в реанимацию допускали добровольцев, (я, конечно, считаю, что в реанимации добровольцам делать нечего). Среди добровольцев была одна женщина, которая приходила делать уборку. Оказалось, что, включая пылесос в розетку, она отключала аппарат искусственной вентиляции легких. История, конечно, трагикомическая. Но ясно одно – с добровольцами надо заниматься. И наша Школа добровольцев, прежде всего, должна научить добровольцев исполнять главную врачебную заповедь «Не навреди». Горение сердца, сострадание и сочувствие к человеку нужно совмещать с трезвым рассуждением, с молитвой за человека, которому ты помогаешь, ну и конечно, со смирением. Доброволец сам должен быть адекватным и мы должны таких адекватных добровольцев выбирать.
Марина Васильева: Мы стремимся минимизировать возможные негативные последствия от помощи добровольцев тем, что добровольцы работают вместе с сестрами милосердия.
—
Наталья Шестиперова: Наша тема – почему люди стремятся помогать другим. А вот почему люди могут не хотеть помогать? А если человек не хочет помогать, нужно ли себя принуждать помогать ближнему?
o. Аркадий: Мне кажется, что если человек верит в Бога, причем не как-то по-своему, а знает что-то о Христе, и хочет быть со Христом, он конечно должен жить не для себя, а для ближнего. Причем, ближним не обязательно должен быть ребенок-инвалид в детском доме. Это может быть мама, которая нуждается в помощи, это может быть муж, о котором нужно заботиться, может быть бездомный, мимо которого ты проходил, и который тронул твое сердце, или те дети, о которых ты услышал, которым решил помочь. Кому-то помогать, ради кого-то жить нужно обязательно, но кто будет этот ближний, каждый решает сам. Приближается Великий пост. И мне кажется, что Великим постом обязательно делать над собой какое-то усилие. Царствие Божие вообще берется усилием. Человеческая природа, конечно, искажена и нам, конечно, легче делать то, что нам приятно. Трудно расширять наше сердце. Конечно, нужно это усилие совершать. Но нужно делать это разумно, не брать на себя больше, чем ты можешь.
Господь в Евангелии не говорит нам так строго, как в Ветхом завете: «Ходи в больницу!», «Помогай бомжам!», он говорит, что все, что вы сделали для одного из братьев наших меньших, вы сделали для меня.
Прослушать или скачать передачу можно отсюда (формат mp3, вес 6,2Мб)