Как играть и заниматься с ребенком, который лежит в кроватке, не двигается, не говорит, вероятно, плохо видит и слышит, имеет множество самых разных медицинских диагнозов? Добровольцы, которые приходят в службу «Милосердие» часто хотят помогать детям и выбирают один из детских домов-интернатов, опекаемых службой. Их, конечно, предупреждают о том, что в интернатах живут особые дети, а координатор и сестры милосердия, встречающие добровольцев, прежде чем отправить добровольца, например, гулять с ребенком, объясняют, чего можно и чего нельзя, как и что делать. Но в процессе помощи у добровольцев возникают все новые и новые вопросы.
«Новому добровольцу, который видит только внешние проблемы детей, трудно понять, что у ребенка есть потенциал, что с ним можно заниматься, его можно развивать и результаты могут быть существенные», – говорит старшая сестра милосердия в ДДИ №15 Светлана Емельянова. Чтобы добровольцы могли наглядно увидеть, каких результатов можно достичь, координаторы помощи в домах-интернатах для детей-инвалидов договорилась с Центром лечебной педагогики (ЦЛП) о проведении первого совместного обучающего семинара «Базовые принципы лечебной педагогики».
Одним из ярких моментов семинара стал показ фильма о Наташе – девочке, которая первые годы жизни лежала в кроватке, не говорила, не ходила, ни на что не реагировала, врачи определяли у нее аутизм и умственную отсталость… В ЦЛП первый раз бабушка принесла ее в 3 года. В фильме показаны фрагменты занятий, на которые девочка ходила с 3 до 16 лет. Каждый кадр фильма показывает, как менялась Наташа. Сначала педагог установила с ней контакт. Потом Наташу учили общаться с другими детьми: она просто присутствовала на занятиях, потом пыталась делать что-то сама, потом ее учили взаимодействовать с другими. Кропотливый труд педагогов сделал девочку неузнаваемой: она самостоятельно ходит, не говорит, но на обращенные к ней слова реагирует, отвечает действиями или жестами, накрывает обед для себя и бабушки и имеет другие навыки самообслуживания.
Конечно, чтобы достичь такого результата, необходимы терпение, любовь, а также специальные знания и навыки. Каждую среду в ЦЛП для волонтеров проходят обучающие семинары. На одну из этих встреч и были приглашены добровольцы службы «Милосердие». Семинар вели председатель экспертного совета ЦЛП Има Юрьевна Захарова и специалист экспертного совета ЦЛП Елена Вячеславовна Моржина.
ЦЛП начался с логопедической площадки на базе детской психиатрической клиники, где с пациентами занимались педагоги-дефектологи. В результате занятий было замечено, что детям с умственной отсталостью необходимы не только сугубо медицинские мероприятия. Так сформировался один из принципов работы ЦЛП: медикаментозная поддержка является фоном для занятий, сама по себе таблетка не может помочь ребенку вписаться в общество, а именно это специалисты ЦЛП считают главной задачей. Поэтому же, в своей работе специалисты Центра не столько ориентируются на медицинский диагноз, сколько на лечебно-педагогическую и психологическую диагностику.
Для лечебно-педагогической диагностики важна активность самого ребенка, важно выявить, чего он может. Под эти возможности и подбирается комфортная среду, а потом развивающая. Процесс воспитания ребенка также опирается не только на запреты и разрешения, которые можно давать без глубокого рассмотрения его чувств, но на активное общение и потребности ребенка. Именно таковы принципы лечебной педагогики, которую начал разрабатывать в ХIX веке российский психолог А.Ф. Лазурский.
«В условиях активного общения, важно в первую очередь удовлетворять эмоциональные потребности ребенка», – считает Има Юрьевна Захарова. При общении с тяжелым лежачим ребенком эту потребность может удовлетворять, например, контакт «глаза в глаза». Если и это невозможно, если он уже «ушел в себя», то эмоциональную потребность может удовлетворить физический контакт. Доброволец может взять ребенка на руки, покачать, погладить. «Но надо действовать аккуратно, – обратила внимание Има Юрьевна, – у каждого своя переносимость тактильного контакта, свои комфортные и некомфортные зоны. Если ребенок убирает ладошки, не надо настаивать, надо поискать, что будет для него приятно». И, конечно, для удовлетворения эмоциональных потребностей нужно безраздельное внимание к ребенку.
Также для развития ребенка очень важна потребность в защите, не только от физического, но и от душевного насилия. «Если ребенок постоянно находится в стрессе, это лишает его развития», – пояснила педагог-дефектолог. Душевное насилие возникает тогда, когда не учитываются эмоциональные потребности: например, доверительные отношения еще не сложились, а педагог начинает дисциплинировать ребенка.
Больницы и интернаты дают сейчас детям неплохой уход: ребенок накормлен, одет, причесан, в чистом памперсе, может быть, его даже на прогулку вывели. «Но иногда в таких учреждениях можно наблюдать следующую картину, – рассказал Има Юрьевна, – ребенок лежит в кроватке, но при приближении человека начинает кричать. Так он выражает страх от того, что сейчас его возьмут и понесут за руки – за ноги в ванну. В этом случае потребность в уходе вроде бы удовлетворена, но не удовлетворена предыдущая потребность в защите». Чтобы этого избежать, можно все действия при купании, кормлении, одевании подробно проговаривать.
Для развития ребенка нужно создать сенсорно-обогащенную среду, чтобы насытить все его функции восприятия: зрительные, слуховые, тактильные. «Ребенок, который несколько лет лежит в палате наблюдения, видит перед собой потолок и решеточку от кровати. Еще его иногда таскают в ванну, ему меняют памперс и кормят. Все – больше ничего он не видит и не знает. Задача педагога продумать, как можно обогатить эту среду. Можно включать музыку, петь, гулять с ребенком… При желании это все решаемо», – считает Има Юрьевна.
Даже у детей с тяжелой умственной отсталостью есть потребность в познании. В ЦЛП есть школа для детей со множественными нарушениями «Дорога в мир», где обучение происходит не через слово, а через наблюдение. «Вот, например, снег, – пояснила Има Юрьевна. – Он кладется на ладошку. Потом опускается в воду. Снег тает. А камень в воде не тает». В результате обучения ребенок перестает жить в своем параллельном мире, у него появляются «зацепки» в мире настоящем и он на них реагирует.
У всех есть потребность в творчестве. Как удовлетворить эту потребность для сложного ребенка? «Можно менять среду, ведь освоение среды – это тоже творческая активность. Но надо учитывать, что изменение среды – это стресс, и надо не превышать меру ребенка», – посоветовала Има Юрьевна.
Для взрослого человека добавляется потребность в работе. При воспитании даже тяжело больного ребенка это надо учитывать. Часто родителям страшно поменять комфортную ситуацию на развивающую, перестать делать все самим. Но если на это не решиться, то ребенок никогда не повзрослеет и не научится отвечать: ни за себя, ни за других.
Если упустить хотя бы одну из этих потребностей, развитие может пойти не так.
С чего же начать занятия? «В первую очередь важно настроиться на такого ребенка, посмотреть и понаблюдать», – считает Елена Вячеславовна. Важно понять, что может его заинтересовать, какой канал восприятия у него больше всего включен. Посмотреть, в каком темпе можно ему что-то предъявлять. Как правило, дети со множественными нарушениями реагируют медленно, им нужно много времени, чтобы переработать информацию. Если, например, показывать погремушку очень быстро, ребенок может ее и не увидеть. Важно понять и количество повторений, и комфортное расстояние, и громкость. Для детей с двигательными нарушениями важно думать про их позу, чтобы ребенку было удобно реагировать. Можно брать на руки и «собирать» их тело, при этом позу надо менять – с кем-то чаще, с кем-то реже. Важно следить, чтобы ребенок не устал, надо дать ему отдохнуть или переменить деятельность до момента истощения.
Добровольцам и сестрам милосердия, помогающим в домах-интернатах для детей-инвалидов, занятие было полезно. «Семинар дал новый заряд энергии. В целом, все, что говорилось знакомо, но это напоминание не было лишним», – поделилась своим впечатлениями старшая сестра милосердия в ДДИ №15 Светлана Емельянова.
«Я поняла, что в ЦЛП достаточно индивидуальный подход к ребенку. Когда я прихожу в ДДИ, я стараюсь сначала охватить всех детей в группе. Подхожу ко всем кроватям (их 12 – 15), здороваюсь со всеми детьми, разговариваю с ними. На это уходит примерно час. Потом я беру одного ребенка, и занимаюсь индивидуально. Если это время прогулки, то беру тех, кого позволяют. Вообще, каждый доброволец работает по-своему, обычно добровольцы ориентируются на ту сестру милосердия или нянечку, которые находятся рядом. Думаю, каждый узнал что-то полезное для себя», – рассказывает доброволец Светлана Зябрева, помогающая в ДДИ «Южное Бутово».
Конечно, это далеко не все, что надо знать о помощи детям со множественными нарушениями. О других особенностях лечебной педагогики можно узнать на обучающих семинарах ЦЛП, которые проходят каждую среду в 16.30 по адресу ул. Строителей, д. 17Б, комната 007 (подвал). Приглашаются, в том числе, и добровольцы службы «Милосердие». Также планируется совместный обучающий проект ЦЛП и службы добровольцев «Милосердие».
Подготовила Ирина РЕДЬКО
Если вы хотите помогать детям-инвалидам в одном из московских интернатах, вы можете стать добровольцем службы «Милосердие». Мы ждем вас каждое воскресенье в 11.45 по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, дом 8, корпус 12, (метро «Октябрьская» – кольцевая). Телефон для справок: 972-97-02