Православный портал о благотворительности

Добровольцам нужны трудовые книжки

Однажды сотрудник немецко-русского обмена рассказал историю, как он помогал православному монастырю на Валааме. Речь шла об участии в реставрации храмов. И местный батюшка, принимающая сторона, их отправил в первый день на несколько часов подряд в подвал, где они стояли по колено в какой-то грязи, убирали гнилые овощи. После этого сразу несколько человек уехало, а тем, кто остался, этот батюшка сказал: «Tеперь я вижу, что вы готовы»

Добровольчество, даже невзирая на кризис, становится все более популярным в России. Создаются инициативные группы помощи детдомам, лесопаркам, бездомным собачкам… Ветераны волонтерского движения, крупные организации постоянно размещают рекламу волонтерства и приглашают все новых членов в свои ряды. Но ведь не всем, отзывающимся на рекламу, можно доверить ответственное дело. И если мусор убирать может кто угодно, то прежде чем отправить человека к детям или старикам, надо твердо убедиться в его «доброкачественности». Как это сделать – мы спросили у руководителя общественной благотворительной организации «Волонтерская служба» (Санкт-Петербург), координатора проекта «Академия добрых дел» Егора Кудакова.

«Академия добрых дел» организует семинары и тренинги для добровольцев и тех, кто хотел бы стать добровольцем, снабжает их информацией о действующих инициативах и организациях, обучает социальному проектированию. Предоставляет слушателям возможность попрактиковаться в качестве волонтера в программах различных организаций-участников «Академии», что позволяет будущим волонтерам испытать себя и яснее представить все плюсы и минусы волонтерства.

– Как понять, что за человек – потенциальный доброволец? Как отсеять жуликов, или просто неподходящих людей?
– Если бы у нас были соответствующие законы, как это в других странах, то с добровольцем заключался бы договор. Например в Польше с добровольцем, который работает в организации больше какого-то определенного времени, заключается договор. Это сразу может отсеять, скажем, аферистов, ведь при составлении договора человек, как правило, оставляет все свои координаты и паспортные данные. Аферист на это просто не пойдет.

Полезные ссылки:

Если Вы хотите участвовать в волонтерском движении, рекомендуем прочесть статью

Даже если нет какого-то законодательно закрепленного акта, это не мешает завести какой-то свой собственный договор и брать у человека полностью контакты. Мы так делали, когда проводили акцию «Теплый дом», мы там бабушкам окна моем, когда стали приглашать людей с улицы.

Если по этапам рассмотреть алгоритм работы с добровольцем, то он начинается с привлечения, а потом должен быть отбор — мы берем не всех подряд. Конечно, есть такие акции, где можно брать всех, скажем, экологические, в которых ничего волонтерам не доверяется, из инструментов — это мешок для мусора и перчатки. Даже если он их украдет, не страшно.

Если же мероприятие связано с какой-то серьезной ответственностью – общение с детьми и т.д., тут уже отказать кандидату в добровольцы, который вам по каким-то критериям — это в порядке вещей, также как и при трудоустройстве. Потому что, конечно с одной стороны доброволец пришел что-то отдать, но и вы ему тоже что-то даете, то есть это взаимное обязательство и возможно только при обоюдном согласии.

– Для этого и нужны критерии отбора. Какие? Психологические тесты?
– Мы не проводим специально никаких тестов. Для меня критерием отбора добровольцев является адекватность того, чего они хотят, тому, что они могут, и реально будут делать. Если человек говорит «у меня нет опыта, я не знаю, получится ли у меня, я просто хочу попробовать», то это адекватно, а если человек очень уверен в себе: «все у меня получится, да че там, ерунда…», здесь уже надо задуматься, может быть он себя переоценивает. Вообще, можно что угодно спрашивать, главное понять насколько соответствуют его самооценка, тому, что он реально собой представляет, и помочь ему как-то скорректировать ее. Если это не поддается коррекции, это сигнал к тому, что, может быть, человек и в дальнейшем тоже будет гнуть какую-то свою линию. Если же он готов работать над собой, то я тоже с ним готов работать.

Может возникнуть тонкий момент, потому что получается, что доброволец представляет вашу организацию. Он может искренне хотеть помочь, поучаствовать, но если наломает дров – это скажется на всем деле и на вашей репутации, значит, на всех дальнейших ваших делах. Поэтому прежде чем допускать человека до организационных, менеджерских позиций, надо подумать, как-то проверить человека, может быть, поставить с кем-то в пару помогать. Мы в той же акции «Теплый дом» обязательно ставили людей со стороны в пары с теми, кто давно является нашим волонтером. Практика – это и есть лучший тест. То есть надо доверить ему какую-то ограниченную ответственность под контролем.

Однажды сотрудник немецко-русского обмена рассказал историю, как он помогал православному монастырю на Валааме. Речь шла об участии в реставрации храмов. И местный батюшка, принимающая сторона, их отправил в первый день на несколько часов подряд в подвал, где они стояли по колено в какой-то грязи, убирали гнилые овощи. После этого сразу несколько человек уехало, а тем, кто остался, этот батюшка сказал: «Tеперь я вижу, что вы готовы». А как ему отбирать? У него нет времени беседовать с каждым человеком, и понятно, что ответственность тоже большая — там и исторические ценности.
И то же самое в Эрмитаже. Там есть небольшое помещеньице, куда может придти человек и сказать: «я хочу помогать Эрмитажу», и ему дадут какую-то работу внутри музея, часто скрытую от глаз посетителя. Например, что-то связанное с хранением. Мне кажется, безумно интересно попасть в подвал Эрмитажа. Эта служба уже существует там 4 года. У них отбор заключается в том, что они человеку, когда он приходит такой вдохновленный в Эрмитаж, дают сразу какую-то очень черную работу, и если он проходит через это, то понятно, что он справился. В этом году мы пригласим волонтерскую службу Эрмитажа к нам в «Академию».

Потом, прежде чем человек что-то начинает организовывать сам, я прошу его на бумажке расписать проблему, цель и задачи, и какие-то основные методы, с помощью которых он будет действовать и, может быть, что ему нужно материально. Если он не сможет, то либо пусть учится, либо мы вместе с ним должны это сделать, и он как-то дойдет своим умом, либо я ему ответственности не доверю.

Мы в «Академии добрых дел» разработали книжки добровольца, сейчас перерабатываем их и хотим внедрить, чтобы организации, которые с добровольцами работают, делали там отметки. По образцу трудовой книжки с печатью, подписью координатора, что он сделал, что он не сделал. То есть, если ко мне хочет придти волонтер, который уже что-то делал в другой организации, я сейчас не знаю – может, его выгнали просто оттуда, может быть что-то еще. А может быть, ему сразу можно больше доверять, если он хорошо себя зарекомендовал. Если у человека есть в этой книжке послужной список, то я уже вижу, что он занимался, ему там доверяли. Это тоже очень может облегчить процесс выбора. А еще сейчас несколько организаций пытаются разработать этический кодекс добровольца, перечислить там либо то, что каждый волонтер обязан делать, либо то, чего ни при каких обстоятельствах он делать не должен.

– А не является ли социальная сфера, в том числе волонтерство, социализирующей средой, реабилитирующей для малоадекватных людей?
– Если не говорить о каких-то психических расстройствах или отклонениях, то да, безусловно. Допустим, у нас один из участников «Академии добрых дел» – «Всероссийское общество слепых», там довольно много несоциализированной молодежи, очень сильные у них с этим проблемы. Несоциализированной из-за физического состояния и отсутствия в городе пандусов, бордюров, указателей на брайле – они не могут иногда сами выйти на улицу просто. Поэтому очень много молодежи сидит дома. У нас в городе, по-моему, несколько десятков тысяч таких инвалидов, которые никуда не ходят. И поэтому них очень неадекватные представления об обществе. У нас есть несколько человек молодых активистов из «ВОС». Они тоже в принципе могли бы сидеть дома и жаловаться, что их все бросили, а они приходят и что-то делают, хотя им сложно, им даже добраться до нас сложно, в метро сесть и т.п., но они именно социализировались, и помогло в этом добровольчество.

– Идеальный волонтер — какой?
– Не знаю… Мне кажется, нет идеального волонтера, как и нет идеального человека. Я думаю, что на самом деле каждый человек в душе волонтер, в какой-то момент жизни ему захочется сделать что-то для другого человека вот просто так. Другой вопрос, найдется ли у него сила ответить на этот призыв души, его ограничивает может быть общественное мнение, он в такой компании общается, где подобный поступок кажется стыдным. Есть такая проблема, что у нас нет в системе ценностей массовой молодежной культуры добровольчества, оно не является чем-то престижным. Но задача «Академии добрых дел» – помочь раскрыть человеку. Поэтому я бы так сказал: идеальный волонтер — это любой из нас, тот, кто может ответить на внутренний призыв сделать доброе дело. Помните, у Шварца в «Драконе» Ланцелот говорит, что есть некая книга — жалобная книга, в которой все живые существа пишут свои жалобы на то, что люди творят, там все записаны страдания несчастных, страдающих напрасно, все беды, горе. И есть люди, которые слышат и отвечают на эти жалобы. Доброволец, идеальный волонтер — тот, кто может ответить на какой-то призыв.
Беседовала Наталья ШТЕЙНЕР

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version