Православный портал о благотворительности

Добрая игуменья

Мать Маргарита, ма­лень­кая, тще­душ­ная, по­чти уже ста­руш­ка, го­ре­ла как све­ча пред Бо­гом. Когда пришли ее расстреливать, она вышла навстречу солдатам со словами: «Смерти я не боюсь». Память 22 августа

Игумения Маргарита (Гунаропуло). Мензелинский Пророко-Ильинский женский монастырь в начале XX в. С сайтов: https://tatmitropolia.ru/, https://drevo-info.ru/

«О преподобномученице Маргарите (Гунаронуло) говорили: она родилась, чтобы согревать других своей любовью. Та­кие лю­ди, все от­да­ю­щие дру­гим и ни­чем не поль­зу­ю­щи­е­ся со сто­ро­ны дру­гих, все­гда оди­но­ки… Ни­кто ни­ко­гда не спро­сит у них – мо­жет быть, и им что-ни­будь нуж­но, мо­жет быть, и они нуж­да­ют­ся в под­держ­ке и в том, чтобы по­лу­чить от­вет­ную лас­ку. К ним шли, ко­гда бы­ло нуж­но, но не за­ме­ча­ли, ко­гда нуж­да в них про­хо­ди­ла…» – писал о новомученице игуменье Маргарите современник, князь Н. Д. Жевахов, товарищ обер -прокурора Синода.

Монастырь – школа любви, а вы делаете его штрафбатом

Мария Гунаронуло, киевская гречанка, долго готовилась к принятию монашества. Это был осознанный шаг, о котором она думала с юности. По­сле по­стри­га Марию стали звать Маргаритой. Нескольких лет она жила в жен­ской мо­на­ше­ской об­щи­не «От­ра­да и Уте­ше­ние», под Серпуховом. Игуменьей монастыря тогда была урожденная графиня Орлова-Давыдова.

Пожилая игуменья очень строго относилась к сестрам. Здесь мать Маргарита на собственном опыте поняла, какой тяжелой бывает атмосфера в монастыре от жесткого обращения настоятельницы с сестрами, от казенного устроения монашеской обители, которая призвана свидетельствовать о любви. Горький опыт пригодился.

В январе 1917 года мать Маргарита, уже в преклонном возрасте, сама была назначена настоятельницей в Мензелинский Пророко-Ильинский монастырь, недалеко от Уфы. В трудные для Церкви времена игуменья Маргарита так повела дело, что монастырь стал реальной отрадой и утешением и для сестер, и для всех приходящих. Ведь если монахини в монастыре живут друг с другом в дружбе, взаимоподдержке, в уповании на Бога, все это они могут дать и идущим к ним людям.

Потому что монастырь – школа любви, и если там любить не научили, не показали пример, чем сможешь поделиться с другими? Без любви к ближнему не бывает ни милости, ни доброты, ни сострадания, а один строгий спрос, осуждение и гордость.

Есть время для мягкости, есть для железной воли

Великая княгиня, преподобномученица Елизавета Федоровна

Доброта, отзывчивость, удивительная снисходительность игуменьи Маргариты к своим сестрам, к людям вообще не имела ничего общего со слабостью, наоборот, все это сочеталось с железной волей. Матушку любили и уважали не только сестры ее монастыря. Великая княгиня, преподобномученица Елизавета Федоровна очень ее почитала, часто ставила в пример.

Ильинский монастырь был одним из крупнейших в Уфимской епархии. В 1917 году в нем проживало 50 монахинь и 248 послушниц. В обители действовало три храма, монастырская церковно-приходская школа, множество мастерских.

Но лишь до апреля 1917 года монастырская жизнь шла в обычном ритме. После революции территория, на которой располагался Ильинский монастырь, переходила то к красным, то к белым.  В конце 1917 года советская власть постановила забрать у монастыря церковно-приходскую школу и передать ее в ведение Министерства народного просвещения. Игуменья Маргарита отказалась это сделать. «Уфимские епархиальные ведомости» в декабре 1917 года о ней писали:

«На­сто­я­тель­ни­ца Мен­зе­лин­ско­го Про­ро­ко-Ильин­ско­го мо­на­сты­ря игу­ме­ния Мар­га­ри­та на при­гла­ше­ние го­род­ско­го го­ло­вы явить­ся на со­бра­ние по по­во­ду пе­ре­да­чи го­ро­ду цер­ков­но-при­ход­ских школ пись­мен­но от­ве­ти­ла, что мо­на­стыр­ская шко­ла долж­на остать­ся при мо­на­сты­ре, так как иму­ще­ство и зда­ние шко­лы при­над­ле­жат мо­на­сты­рю и учи­тель­ни­ца­ми со­сто­ят по­слуш­ни­цы мо­на­сты­ря. Игу­ме­ния за­яви­ла, что со­дер­жа­ние шко­лы впредь бу­дет про­из­во­дить­ся на мо­на­стыр­ские сред­ства (до то­го жа­ло­ва­нье учи­те­лям пла­ти­ло го­су­дар­ство).

Непо­ко­ле­би­мая во­ля игу­ме­нии со­хра­нить связь школь­но­го об­ра­зо­ва­ния с вос­пи­та­ни­ем де­тей в Пра­во­слав­ной ве­ре при­ве­ла к неожи­дан­но­му ре­зуль­та­ту: мо­на­стыр­ская шко­ла бы­ла го­ро­дом остав­ле­на за мо­на­сты­рем, при­чем вви­ду то­го, что в этой шко­ле учат­ся го­род­ские де­воч­ки, го­род ре­шил пла­тить учи­тель­ни­цам… и вы­да­вать тре­бу­е­мые при обу­че­нии по­со­бия».

Зачем бежишь от своего венца?

Гражданская война, красноармейцы. Фото: https://historyrussia.org/

В апреле 1918 года игуменью Маргариту включили в состав Епархиального совета. Ее авторитет, ее мнение во время собраний играли важную роль. Перед очередным приходом в Мензелинск красных белые стали покидать город. Игуменья Маргарита решила уйти вместе с ними, чтобы не быть под властью большевиков, закрывающих храмы и монастыри. Бывшая насельница Ильинского монастыря, монахиня Алевтина вспоминала:

«Она (м. Маргарита – прим. ред.) уже бы­ла на при­ста­ни, ко­гда ей явил­ся об­раз Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, про­из­нес­ший: «За­чем ты бе­жишь от сво­е­го вен­ца?»

По­тря­сен­ная ви­де­ни­ем, игу­ме­ния вер­ну­лась в мо­на­стырь и рассказала о про­ис­шед­шем мо­на­стыр­ско­му свя­щен­ни­ку. Она по­про­си­ла это­го свя­щен­ни­ка за­ра­нее за­го­то­вить для нее гроб, а по­сле от­пе­ва­ния по­хо­ро­нить ее в тот же день».

Город еще несколько раз переходил из рук в руки. Наконец, взяв Мензелинск, большевики расстреляли более 200 человек. Игуменья Маргарита спрятала в монастыре раненных белых солдат, сестры за ними ухаживали. Большевики их обнаружили и расстреляли на глазах у монахинь.

«Я хо­чу тер­петь и стра­дать в этой жиз­ни до кон­ца, лишь бы толь­ко вы спас­ли свои ду­ши»

Об убийстве игуменьи Маргариты рассказывал ее духовный сын, кня­зь Н.Д. Же­ва­х­о­в:

«Во­рвав­шись в мо­на­стыр­скую огра­ду, боль­ше­ви­ки по­же­ла­ли осквер­нить храм, но игу­ме­ния не пу­сти­ла их ту­да. Ма­туш­ка без­бо­яз­нен­но вы­шла к тол­пе пья­ных и во­ору­жен­ных до зу­бов боль­ше­ви­ков и крот­ко ска­за­ла им: «Смер­ти я не бо­юсь, ибо толь­ко по­сле смер­ти я яв­люсь ко Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, к Ко­то­ро­му всю жизнь свою стре­ми­лась. Вы толь­ко уско­ри­те мою встре­чу с Гос­по­дом…

Но я хо­чу тер­петь и стра­дать в этой жиз­ни до кон­ца, лишь бы толь­ко вы спас­ли свои ду­ши… Уби­вая мое те­ло, вы уби­ва­е­те свою ду­шу… По­ду­май­те над этим». В от­вет по­сы­па­лись пло­щад­ная брань и тре­бо­ва­ния от­крыть храм. Игу­ме­ния на­от­рез от­ка­за­ла, а боль­ше­ви­ки ска­за­ли: «Так смот­ри же: зав­тра ра­но утром мы убьем те­бя»… С эти­ми сло­ва­ми они ушли. По­сле их ухо­да, за­пе­рев на за­по­ры цер­ков­ную огра­ду, игу­ме­ния Мар­га­ри­та вме­сте с сест­ра­ми от­пра­ви­лась в храм, где про­ве­ла всю ночь в мо­лит­ве».

По воспоминаниям монахини Алевтины, во время ран­ней обед­ни боль­ше­ви­ки ворвались в Вознесенский собор монастыря, вывели матушку на паперть, не дав причаститься, несмотря на ее просьбы об этом. Расстреляли ее здесь же, на паперти, в упор. «Сла­ва Те­бе, Бо­же!» – успела ска­зать игу­ме­ния Мар­га­ри­та и за­мерт­во упа­ла.

Сестры со слезами хоронили игуменью-мученицу, которую многие любили как родную мать. Ее погребли у алтаря Вознесенского храма, возле которого она была расстреляна. Но разве можно сказать, что матушка не успела причаститься? Смерть за Христа со словами любви к мучителям – разве не есть само причастие Богу?

«Другая будет мученицей»

Святая прмц. Маргарита Мензелинская. Изображение с сайта: http://alexandrtrofimov.ru/

Уже в наше время дочь мензелинского священника М. Михайлова вспоминала, как в 1970-е годы начали копать яму за алтарем тогда еще закрытого Вознесенского храма. Неожиданно обнаружили гроб, в котором были нетленные останки монахини с крестом на груди.

Гроб решили не тревожить, а для ямы выбрали другое место: «По-ви­ди­мо­му, это и бы­ла игу­ме­ния Мар­га­ри­та. Го­во­рят еще, что бы­ло пред­ска­за­ние од­но­го ве­ли­ко­го рус­ско­го свя­то­го, Амвросия Оптинского, о Мен­зе­лин­ском мо­на­сты­ре, что при од­ной на­сто­я­тель­ни­це храм по­ста­вят, дру­гая бу­дет му­че­ни­цей, а при тре­тьей – ко­ло­ко­ла па­дут. Так и слу­чи­лось. Игу­ме­ния Мар­га­ри­та ста­ла му­че­ни­цей, а при по­след­ней на­сто­я­тель­ни­це сня­ли с церк­ви ко­ло­ко­ла и мо­на­стырь за­кры­ли…»

Игу­ме­нию Мар­га­ри­ту прославили как мест­но­чти­мую свя­тую Уфим­ской епар­хии 26 октября 1999 года, а на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 2000 года ее при­чис­лили к Со­бо­ру но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

  1. Зимина Н. П. Преподобномученица Маргарита (Гунаронуло), игуменья.
  2. Книга воспоминаний князя Н. Д. Жевахова. Глава XXXIX. Игуменья Маргарита (Мария Михайловна Гунаронуло).

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version