Протоиерей Василий Гелеван, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках:
Лествица сегодня
– Сегодня оказались востребованы дневники поста, где технично, день за днем, можно записывать свое состояние, ставить себе цели на неделю, на весь пост. Такие дневники уже выходят в православных издательствах и пользуются спросом. Как вы думаете, почему?
– Мне кажется, в этом проявляется сознательный подход к посту. Я вспоминаю «Лествицу» – труд святого Иоанна Лествичника. По сути, это тот же механизм. Какой-то большой путь, по которому ты идешь, раскрывается, как будто шагаешь по ступенькам лестницы. От маленького к большему.
Эта дисциплина мысли, жизни помогает в нашей суете и хлопотности упорядочить время поста. Сегодняшний человек – многозадачник, у него полно самых разных дел, необходимостей, и он особенно нуждается в структурированности своей жизни и времени, а дневники отлично помогают сохранять фокус, собраться, побыть наедине со своей душой.
Церковь во время поста также меняет, выстраивает по-другому, в отличие от дней непоста, свое богослужение. Появляются преждеосвященные литургии, которые во многих храмах уже служатся вечером, как и должно быть по уставу. Эти службы удивительно точно передают дух Великого поста, в другое время церковного года они не служатся. По воскресеньям читается пассия – акафист Страстям Христовым.
Только важно помнить, что программу эту сами, без Бога, мы не исполним. Даже если на словах мы говорим, что хотим что-то исправить, то на деле… Помните, как апостол Павел писал: «Что хочу – то не делаю. А что ненавижу, то творю». Не зря каждое утро в молитве Господней мы просим «Да будет воля Твоя», то есть «не как я хочу, но как Ты хочешь».
Начать можно с чего-то малого: например, признать какой-то свой недостаток. Нужно только посмотреть на себя искренне. Чтобы его увидеть, нужно, как святые говорят, «зажечь свечу». Свечой я бы назвал нашу совесть, это такой свет Божий в нас.
Прислушайся к самому себе. Не надо строить из себя праведника. Нужно просто самим себе сказать: вот да, в Евангелии написано так, а я живу эдак… Услышать этот голос и сказать: не надо больше врать.
Я думаю, если мы за время поста научимся быть честнее с собой, сможем что-то в себе выправить (прямыми сделаем пути к Господу, по слову Иоанна Крестителя), в ответ Бог даст нам почувствовать пасхальную радость.
«Какой же грешник не мечтает стать праведником»
– Как понять, реалистичную цель я себе ставлю или нет? А то можно встретить в православной литературе такие задачи на пост – как победить какую-то страсть. То есть вот так, за 40 дней, взять и победить, например, страсть гнева… Как не самообмануться?
– У нас на Патриаршем подворье при штабе ВДВ в ходу пословица: «Какой же солдат не мечтает стать генералом». Если перенести ее в плоскость нашего разговора, я бы сказал: «Какой же грешник не мечтает стать праведником». И это вполне возможно с Божьей помощью.
Может быть, прямо вот этим постом мы достигнем свободы от какого-либо греха. У нас на подворье, например, солдаты во время поста никогда не сквернословят, а один перестал курить – и это уже победа.
А когда мы победим этот грех – не знаю, большой он или маленький, не нам судить, – мы с Божьей помощью будем готовы приступать к следующему греху.
Это как в музыке: когда ты освоил нотную грамоту и научился играть на струнном инструменте, ты можешь перейти на клавишные или на духовые.
Или в лингвистике: выучил один язык, теперь легко можешь освоить следующий язык, затем еще и еще. Так и в духовной жизни. Однажды почувствовав вкус победы над грехом, ты идешь дальше и борешься со следующим. Сладкое чувство победы и радостное ощущение свободы – оно того стоит.
– Есть благочестивая традиция: во время поста идти волонтерить, помогать. Нет ли в этом фарисейства? Постом пойду в волонтеры, а пост закончится – перестану ходить?
– Накануне поста мы в Церкви слышим призыв Христа идти и помогать: накормить, посетить, одеть, обуть, напоить. И если мы сделаем это одному из малых сих, мы Господу делаем это. Конечно, это нужно делать не только в период Великого поста, это всю жизнь нужно делать. Но именно перед постом Церковь ставит это чтение.
Для себя я объясняю это так: мы не всегда готовы, способны исполнять все предписания Церкви. Многие болеют: у нас физически сегодня нет возможности совершить все требования устава – воздержание в пище, долгие службы, длинные молитвы. Так складывается наша жизнь.
Поэтому мы действуем по принципу замещения. Я понимаю, что я не могу принести Богу эту жертву, но я принесу ему другую жертву, я обязательно найду замену. Это просто жертва, которую я хочу принести Богу из смирения.
Например, мне 16 лет, и папа с мамой категорически против того, чтобы я воздерживался от мяса. Я в послушании у родителей. Я буду есть то, что мне мама приготовила, но я запишусь в добровольцы и буду помогать в больнице.
И потом этот опыт, конечно, пригодится.
Испытать радость оттого, что кого-то поддержал, кому-то помог, сумку с продуктами передал, отдал свои третьи ботинки, десятый шарф.
Только если ты это сделаешь, ты понимаешь, что день не прошел зря. И пост не прошел зря.
Хочу пожелать себе и читателям, чтобы этот пост помог нам стать немножко добрее. В меру наших сил и с Божьей помощью. И подготовиться ко встрече со Христом. Чтобы мы осознали: сейчас мы не достойны, не готовы к этой встрече. Но с Божьей помощью мы приготовимся.
Ведь вся наша земная жизнь – это пост. Все, что мы сейчас делаем – и днем, и ночью, и месяцы, и годы, сколько Господь нам дал пожить в этом временном мире, – все это один сплошной пост, одна сплошная подготовка к той Пасхе, которая ждет праведника в Царствии Небесном.
Почаще вспоминайте апостола Петра
– А если не сможешь ничего – как не заунывать?
– Да, это правильный вопрос. В духовной жизни есть свои законы, а в работе исправления – свои опасности. Можно так «побороться», что придет мысль, будто я сам смог нечто исправить, преодолеть. Тут лучше оставаться грешником и, сознавая свою немощь, смиряться, чем, считая себя победителем, гордиться собой.
Есть и другая опасность: «смириться» так, что полностью переложить все труды на Бога, мол, «что я, грешник, могу, без Бога-то!». Нет, Богу важно наше действие, тогда Он содействует, а не делает вместо нас нашу работу.
Есть еще одна крайность: когда у меня ничего не получается, я говорю: «Все, ничего не могу. Я пробовал – но не получается! Молился, просил у Бога помощи – а в ответ тишина!»
Здесь надо вспомнить, что Бог никогда не молчит, даже если в ответ тишина. Просто как закон вспомнить – Бог никогда не желает нам впасть в уныние или в отчаяние, и, если мы унываем, значит, это наши неверные мысли, рассуждения к этому привели, и надо искать ошибку. Во всяком действии Бога есть свой смысл.
Давайте вспомним апостола Петра, который отрекся от Господа во дворе дома первосвященника. Читаешь в Евангелии и поражаешься: чего же он испугался? Какой-то там служанки, тетеньки, которая его обличила, сказала, что и он был с Господом. И Петр «клянется и божится», что не знает Христа.
Но в этом глубоком падении одного из ближайших учеников, свидетеля самых глубоких откровений Божественного присутствия Его на земле – Преображения, моления о Чаше в Гефсимании, есть глубокий смысл.
В свое время он станет первоверховным апостолом, которому вместе с апостолом Павлом Бог доверит земной суд. И тогда Петру будет важно помнить о своем падении, отступлении от Господа в час Его суда и смерти, чтобы не превозноситься умом, чтобы быть милостивым к любому грешнику.
У каждого человека в памяти есть эти язвы, которые нанес ему грех. Шрамы, рубцы от греховной жизни. Они будут напоминать нам, что нужно быть милостивым ко всякому грешнику, потому что ты сам в свое время был не лучше.
Святой Петр в падении показал человеческую слабость. Но своей же верой показал, что вера – это сила. И сила наша будет в немощи совершаться.
Первый же тираж «Дневника Великого поста» разлетелся мгновенно
Яна Грецова, руководитель редакции издательства «Никея», где впервые вышел «Дневник Великого поста»:
– Все началось с того, что Алексей Шириков, редактор портала «Иисус», у себя на страничке инстаграма (принадлежит Meta, запрещенной в РФ) предложил вести дневник поста. Это его авторская идея. В 2020 году мы с ним решили издать такой дневник, и тираж в 3000 экземпляров разлетелся еще до поста. В нем на каждый день прописана молитва и чтение Писания, организация рациона, размышления и личные цели на пост.
Потом мы сделали такой же дневник на Рождественский пост, причем сразу в двух изданиях – для взрослых и для подростков. А в этом году мы снова издали «Дневник Великого поста», только изменили немного структуру, исходя из тех замечаний, которые нам присылали читатели, добавили просветительских текстов.
И я вижу, что такой формат набирает обороты, становится популярным. Выросло поколение, которое привыкло использовать инструменты тайм-менеджмента. И они действительно замечательно работают.
Я сама вела такой дневник. Там есть пункт – «фокус поста». Нужно выписать одно свое устремление, к которому я хочу прийти к концу поста. Одну цель. И оказалось – работает!
Одно дело, когда я мысленно что-то обещаю. Потом всегда можно «забыть», опустить. «Ну не выдержала, ну нарушила…» Совсем другое дело, когда моя собственная рука написала это обещание. Написанное слово весомее. Эта написанная строчка всплывает перед глазами в критический момент и помогает держаться.
Дневник вообще помогает сосредоточиться на главном. Отвлекся на ежедневную суету, погрузился в рутину, но потом открыл дневник и снова ухватился за суть, как за путеводную нить: прочитал, чему посвящена эта неделя, наставление святых отцов, вспомнил свой «фокус поста». Это помогает оставаться с Богом, с Церковью.
Ну и себя лучше узнаешь, какой ты христианин на самом деле. Это становится наглядно.