Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Дневник как инструмент великопостного тайм-менеджмента

«Сегодняшний человек – многозадачник, у него полно самых разных дел, необходимостей, и он особенно нуждается в структурированности жизни и времени, а дневники отлично помогают сохранять фокус, собраться, побыть наедине с собой»

Фото: Павел Смертин

Протоиерей Василий Гелеван, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках:

Лествица сегодня

– Сегодня оказались востребованы дневники поста, где технично, день за днем, можно записывать свое состояние, ставить себе цели на неделю, на весь пост. Такие дневники уже выходят в православных издательствах и пользуются спросом. Как вы думаете, почему?

– Мне кажется, в этом проявляется сознательный подход к посту. Я вспоминаю «Лествицу» – труд святого Иоанна Лествичника. По сути, это тот же механизм. Какой-то большой путь, по которому ты идешь, раскрывается, как будто шагаешь по ступенькам лестницы. От маленького к большему.

Эта дисциплина мысли, жизни помогает в нашей суете и хлопотности упорядочить время поста. Сегодняшний человек – многозадачник, у него полно самых разных дел, необходимостей, и он особенно нуждается в структурированности своей жизни и времени, а дневники отлично помогают сохранять фокус, собраться, побыть наедине со своей душой.

Церковь во время поста также меняет, выстраивает по-другому, в отличие от дней непоста, свое богослужение. Появляются преждеосвященные литургии, которые во многих храмах уже служатся вечером, как и должно быть по уставу. Эти службы удивительно точно передают дух Великого поста, в другое время церковного года они не служатся. По воскресеньям читается пассия – акафист Страстям Христовым.

Только важно помнить, что программу эту сами, без Бога, мы не исполним. Даже если на словах мы говорим, что хотим что-то исправить, то на деле… Помните, как апостол Павел писал: «Что хочу – то не делаю. А что ненавижу, то творю». Не зря каждое утро в молитве Господней мы просим «Да будет воля Твоя», то есть «не как я хочу, но как Ты хочешь».

Начать можно с чего-то малого: например, признать какой-то свой недостаток. Нужно только посмотреть на себя искренне. Чтобы его увидеть, нужно, как святые говорят, «зажечь свечу». Свечой я бы назвал нашу совесть, это такой свет Божий в нас.

Прислушайся к самому себе. Не надо строить из себя праведника. Нужно просто самим себе сказать: вот да, в Евангелии написано так, а я живу эдак… Услышать этот голос и сказать: не надо больше врать.

Я думаю, если мы за время поста научимся быть честнее с собой, сможем что-то в себе выправить (прямыми сделаем пути к Господу, по слову Иоанна Крестителя), в ответ Бог даст нам почувствовать пасхальную радость.

«Какой же грешник не мечтает стать праведником»

С сыном
С сыном

– Как понять, реалистичную цель я себе ставлю или нет? А то можно встретить в православной литературе такие задачи на пост – как победить какую-то страсть. То есть вот так, за 40 дней, взять и победить, например, страсть гнева… Как не самообмануться?

– У нас на Патриаршем подворье при штабе ВДВ в ходу пословица: «Какой же солдат не мечтает стать генералом». Если перенести ее в плоскость нашего разговора, я бы сказал: «Какой же грешник не мечтает стать праведником». И это вполне возможно с Божьей помощью.

Может быть, прямо вот этим постом мы достигнем свободы от какого-либо греха. У нас на подворье, например, солдаты во время поста никогда не сквернословят, а один перестал курить – и это уже победа. 

А когда мы победим этот грех – не знаю, большой он или маленький, не нам судить, – мы с Божьей помощью будем готовы приступать к следующему греху.

Это как в музыке: когда ты освоил нотную грамоту и научился играть на струнном инструменте, ты можешь перейти на клавишные или на духовые.

Или в лингвистике: выучил один язык, теперь легко можешь освоить следующий язык, затем еще и еще. Так и в духовной жизни. Однажды почувствовав вкус победы над грехом, ты идешь дальше и борешься со следующим. Сладкое чувство победы и радостное ощущение свободы – оно того стоит.

– Есть благочестивая традиция: во время поста идти волонтерить, помогать. Нет ли в этом фарисейства? Постом пойду в волонтеры, а пост закончится – перестану ходить?

– Накануне поста мы в Церкви слышим призыв Христа идти и помогать: накормить, посетить, одеть, обуть, напоить. И если мы сделаем это одному из малых сих, мы Господу делаем это. Конечно, это нужно делать не только в период Великого поста, это всю жизнь нужно делать. Но именно перед постом Церковь ставит это чтение.

Для себя я объясняю это так: мы не всегда готовы, способны исполнять все предписания Церкви. Многие болеют: у нас физически сегодня нет возможности совершить все требования устава – воздержание в пище, долгие службы, длинные молитвы. Так складывается наша жизнь.

Поэтому мы действуем по принципу замещения. Я понимаю, что я не могу принести Богу эту жертву, но я принесу ему другую жертву, я обязательно найду замену. Это просто жертва, которую я хочу принести Богу из смирения.

Например, мне 16 лет, и папа с мамой категорически против того, чтобы я воздерживался от мяса. Я в послушании у родителей. Я буду есть то, что мне мама приготовила, но я запишусь в добровольцы и буду помогать в больнице.

И потом этот опыт, конечно, пригодится.

Испытать радость оттого, что кого-то поддержал, кому-то помог, сумку с продуктами передал, отдал свои третьи ботинки, десятый шарф.

Только если ты это сделаешь, ты понимаешь, что день не прошел зря. И пост не прошел зря.

Хочу пожелать себе и читателям, чтобы этот пост помог нам стать немножко добрее. В меру наших сил и с Божьей помощью. И подготовиться ко встрече со Христом. Чтобы мы осознали: сейчас мы не достойны, не готовы к этой встрече. Но с Божьей помощью мы приготовимся.

Ведь вся наша земная жизнь – это пост. Все, что мы сейчас делаем – и днем, и ночью, и месяцы, и годы, сколько Господь нам дал пожить в этом временном мире, – все это один сплошной пост, одна сплошная подготовка к той Пасхе, которая ждет праведника в Царствии Небесном.

Почаще вспоминайте апостола Петра

Протоиерей Василий Гелеван

– А если не сможешь ничего – как не заунывать?

– Да, это правильный вопрос. В духовной жизни есть свои законы, а в работе исправления – свои опасности. Можно так «побороться», что придет мысль, будто я сам смог нечто исправить, преодолеть. Тут лучше оставаться грешником и, сознавая свою немощь, смиряться, чем, считая себя победителем, гордиться собой.

Есть и другая опасность: «смириться» так, что полностью переложить все труды на Бога, мол, «что я, грешник, могу, без Бога-то!». Нет, Богу важно наше действие, тогда Он содействует, а не делает вместо нас нашу работу.

Есть еще одна крайность: когда у меня ничего не получается, я говорю: «Все, ничего не могу. Я пробовал – но не получается! Молился, просил у Бога помощи – а в ответ тишина!»

Здесь надо вспомнить, что Бог никогда не молчит, даже если в ответ тишина. Просто как закон вспомнить – Бог никогда не желает нам впасть в уныние или в отчаяние, и, если мы унываем, значит, это наши неверные мысли, рассуждения к этому привели, и надо искать ошибку. Во всяком действии Бога есть свой смысл.

«Дневник Великого поста». Фото предоставлено издательством
«Дневник Великого поста». Фото предоставлено издательством

Давайте вспомним апостола Петра, который отрекся от Господа во дворе дома первосвященника. Читаешь в Евангелии и поражаешься: чего же он испугался? Какой-то там служанки, тетеньки, которая его обличила, сказала, что и он был с Господом. И Петр «клянется и божится», что не знает Христа.

Но в этом глубоком падении одного из ближайших учеников, свидетеля самых глубоких откровений Божественного присутствия Его на земле – Преображения, моления о Чаше в Гефсимании, есть глубокий смысл.

В свое время он станет первоверховным апостолом, которому вместе с апостолом Павлом Бог доверит земной суд. И тогда Петру будет важно помнить о своем падении, отступлении от Господа в час Его суда и смерти, чтобы не превозноситься умом, чтобы быть милостивым к любому грешнику.

У каждого человека в памяти есть эти язвы, которые нанес ему грех. Шрамы, рубцы от греховной жизни. Они будут напоминать нам, что нужно быть милостивым ко всякому грешнику, потому что ты сам в свое время был не лучше.

Святой Петр в падении показал человеческую слабость. Но своей же верой показал, что вера – это сила. И сила наша будет в немощи совершаться.

Первый же тираж «Дневника Великого поста» разлетелся мгновенно

«Дневник Великого поста», внутренние страницы
«Дневник Великого поста», внутренние страницы. Фото предоставлено издательством

Яна Грецова, руководитель редакции издательства «Никея», где впервые вышел «Дневник Великого поста»:

– Все началось с того, что Алексей Шириков, редактор портала «Иисус», у себя на страничке инстаграма (принадлежит Meta, запрещенной в РФ) предложил вести дневник поста. Это его авторская идея. В 2020 году мы с ним решили издать такой дневник, и тираж в 3000 экземпляров разлетелся еще до поста. В нем на каждый день прописана молитва и чтение Писания, организация рациона, размышления и личные цели на пост. 

Потом мы сделали такой же дневник на Рождественский пост, причем сразу в двух изданиях – для взрослых и для подростков. А в этом году мы снова издали «Дневник Великого поста», только изменили немного структуру, исходя из тех замечаний, которые нам присылали читатели, добавили просветительских текстов.

И я вижу, что такой формат набирает обороты, становится популярным. Выросло поколение, которое привыкло использовать инструменты тайм-менеджмента. И они действительно замечательно работают.

«Дневник Великого поста», внутренние страницы
Фото предоставлено издательством

Я сама вела такой дневник. Там есть пункт – «фокус поста». Нужно выписать одно свое устремление, к которому я хочу прийти к концу поста. Одну цель. И оказалось – работает!

Одно дело, когда я мысленно что-то обещаю. Потом всегда можно «забыть», опустить. «Ну не выдержала, ну нарушила…» Совсем другое дело, когда моя собственная рука написала это обещание. Написанное слово весомее. Эта написанная строчка всплывает перед глазами в критический момент и помогает держаться.

Дневник вообще помогает сосредоточиться на главном. Отвлекся на ежедневную суету, погрузился в рутину, но потом открыл дневник и снова ухватился за суть, как за путеводную нить: прочитал, чему посвящена эта неделя, наставление святых отцов, вспомнил свой «фокус поста». Это помогает оставаться с Богом, с Церковью.

Ну и себя лучше узнаешь, какой ты христианин на самом деле. Это становится наглядно.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?