Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Не врать и не навредить. Фотографы НКО о работе с тяжелыми темами

Социальные фотографы смотрят в лицо ситуациям, о которых большинству из нас думать страшно. Тяжелая болезнь, одинокая старость, нищета, беженцы, город в руинах войны. Они делают видимыми проблемы, которых мы не замечаем. Какая работа совершается в это время в душе? Что понимаешь о профессии, о себе и о других – рассказывают те, кто за кадром

Фотография Павла Смертина. «На этом снимке дочь касается рукой лица умирающего отца. Лицо тонально соединяется больше с подушкой, неживым объектом. Человек уходит в вечность, но еще присутствует физически здесь, и рядом с ним – родная душа», - говорит Павел о своем снимке

Павел Смертин: «Фотография – это дыхание»

Павел занимается социальной фотографией больше 20 лет – снимал первую чеченскую войну для газеты «Вятский край», работал с «Коммерсантом», «Русским репортером». Недавно к работе фотографа добавилась еще одна – как редактор он ищет хороших фотографов в разных регионах, чтобы снимать героев для материалов «Милосердия.ru».

Павел признается, что у него было предубеждение против молодых коммерческих фотографов: свадьбы, выпускные, юбилеи – справятся ли они после этого с тяжелыми темами?

– Как будто мы снимаем что-то важное и высокое, а коммерция – это так. Но люди поразили меня своей открытостью и желанием, – говорит Павел. -–Я искал сотрудников, а нашел настоящих друзей. Многие говорили, что сделают съемку бесплатно, но мы обязательно платим гонорар, чтобы иметь возможность снова обратиться к человеку и делать это с легким сердцем.

Еще его поразила готовность делиться: в этой среде очень развита коммуникация. Если один фотограф не может взять заказ, он обязательно даст контакты другого, третьего – кто-то обязательно найдется: «Я думал, что буду лопатой рыть бетон, а попал в такую почву, где достаточно немного копнуть, чтобы все проросло и зацвело».

Женщина у стены дома в горном селе
Рабият Магомедовна, горное село Кака-Шура, Дагестан. Редактор Павел Смертин находит хороших фотографов в разных регионах, но иногда, в отдаленных местах, как это горное село, фотографа не найти. Тогда он по телефону по шагам объяснил родственнице Рабият Магомедовны, как сделать кадр

Бывают ситуации, когда материал надо сделать там, где ни журналиста, ни фотографа не найти. Например, горное село. Однажды, вспоминает Павел, нужно было сфотографировать женщину именно в таком месте. Послать своего фотографа – нереально дорого.

– Я связался с родственницей героини, – говорит Павел. – Объяснил ей: вот так возьмите телефон, так наведите камеру, выйдите из дома, наверняка есть задний план, открытое пространство, давайте посмотрим, откуда у вас свет падает. Шаг туда, шаг сюда. И понимаю, что дальше не могу ее этим мучить, что есть только один кадр, который сделал для этой женщины родной человек, со мной в телефонной трубке. Так мы ее показали.

Фотография –  ключ, мгновенно открывающий сердце, но только в умелых руках.

– Если ты неумеха, нелепо за такие вещи браться, – уверен Павел. – Надо владеть мастерством, уважать художественную часть своей работы, уметь находить линии, работать со светом, формой, телом. Сказано: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Фотография – это дыхание.  С этим дыханием можно что-то такое рассказать о человеке, что сделает его человеком. 

Павел Смертин

Родился в Вятке в 1969 году. Фотографии учился у теоретика и педагога Александра Лапина.
Работал фотографом в «Вятском крае»,«Коммерсанте»,«Норильском никеле», ИТАР-ТАСС. Участник персональных и коллективных выставок в России, США, Франции, Италии и Китае.

Катя Зыкова: «В социальной фотографии очень важно не быть подонком и не навредить»

Выдача еды у ночного автобуса <A «Ночлежка»
Выдача еды у ночного автобуса БФ «Ночлежка». «Сделала фотографию в прошлом году, когда волонтерила в рейсе помощи бездомным. На нем – мой любимый закатный свет», – говорит Екатерина Зыкова

Катя занимается спортивной фотографией за деньги, а в свободное время работает фотографом-волонтером для НКО. Для нее это способ выразить свою гражданскую ответственность и одновременно – помочь самой себе.

– Я вижу, что здесь, в некоммерческом секторе, остались люди с совестью и честью, которые продолжают очень локальную борьбу с неминуемым злом. Сидят под маленьким зонтиком посреди бури и ада и собирают под ним людей. Вокруг тебя тайфун, а они держат зонт, и я там с ними. Вместе теплее.

В съемке бывают моменты, когда нужно делать моральный выбор.

– Ты можешь сделать классный кадр, снять, например, человека в слезах, но сам будешь выглядеть как подонок, – говорит Катя Зыкова. – А можешь подойти к человеку и обнять или просто оставить его самому себе. В социальной фотографии очень важно не навредить.

Обычно она старается занять место, где не будет привлекать к себе внимание, и быть просто наблюдателем, транслятором. Она не из тех фотографов, кто подходит близко и много разговаривает, чтобы вытащить эмоции. Но бывает по-разному.

– Как-то мне нужно было сделать портреты жильцов в приюте для пожилых бездомных людей, – говорит Катя. – Среди них был мужчина с невероятно голубыми глазами. Я помню, как снимаю его, говорю ему про эти его глаза, а он в ответ рассказывает, что на море всю жизнь жил. И это море в его глазах.

С волонтерством в ее мире появилось больше нюансов:

– Когда я вижу, к примеру, бездомного на улице, я не начинаю его сразу клеймить, а могу задуматься, что привело его сюда.  Я теперь знаю, что бывают очень разные истории, и понимаю, что мои фото не могут помочь каждому. Моя задача – рассказать историю, чтобы помочь сотрудникам благотворительной организации системно решить проблему, – говорит Катя.

Катя Зыкова

Спортивный фотограф и фотограф НКО, не имеет профильного образования. Родилась в Череповце, сотрудничала с Nike, Adidas, Puma, Northland. Сотрудничает как волонтер с «Ночлежкой», «Домом с маяком», фондом Константина Хабенского и другими российскими фондами.

Мария Гельман: «Для меня табу вранье и неискренность»

Таня и Миня – приют в деревне Светлана, Ленобласть. «Я сделала этот снимок, когда в последний раз видела Таню и Миню вместе. Через какое-то время Таня умерла. В этом кадре они вместе»
Таня и Миня – приют в деревне Светлана, Ленобласть. «Я сделала этот снимок, когда в последний раз видела Таню и Миню вместе. Через какое-то время Таня умерла. В этом кадре они вместе». Мария Гельман

В деревню Светлана, где в приюте для людей с ментальными особенностями жили Миня и Таня, Мария приезжала в течение семи лет. Первые пять месяцев снимала «в стол», а дальше сделала кадры, за которые получила премию World Press Photo.

Пять месяцев ушли на то, чтобы Таня и Миня, герои фотопроекта, перестали «позировать и кривляться» – делать то, что общество привыкло ждать от людей с синдромом Дауна. Мария поняла, что заслужила доверие, когда Таня и Миня стали спокойно засыпать при ней.

«Мой подход к съемке – не метод кочевника: приехал, поснимал и уехал, – говорит Мария. – Мне хочется понять глубже. Я документальный фотограф, и это мой метод исследования».

Фотограф влияет на историю почти всегда – тем, кого выбирает в герои съемки, под каким ракурсом снимает и с каким светом, какие кадры отбирает и как их обрабатывает. Поэтому фотография много говорит о ее создателе, уверена Мария.

– Обычно я думаю больше о том, что хочу передать через историю, в чем суть и какие ценности, следом уже приходят визуальные решения. Часто поднимаю темы, которые сама пережила. Иногда просто не можешь молчать и тебе нужно высказаться, поэтому я пришла в документальную фотографию. Я стараюсь быть чуткой. Табу для меня – вранье и неискренность в создании историй.

Мария Гельман

Документальный фотограф и визуальный рассказчик. Училась в школе Doc.Doc.Doc и на международных фотопрограммах. Родом из Пензы. Лауреат премии World Press Photo, Leica Oskar Barnack Award, Pictures of the Year, Istanbul Photo Awards и др. Ее работы публиковались в The Times, The Washington Post, The New York Times, UNICEF и др.

Алексей Сивков: через фото можно дать голос тому, кто не имеет другого языка

Дети, играющие на мелководье пляжа Петропавловской крепости. Нева. Санкт-Петербург. «Фотография сделана в 2021 году. О безвременье, детстве, о прекрасном Петербурге - дети на фоне алых парусов»
Дети, играющие на мелководье пляжа Петропавловской крепости. Нева. Санкт-Петербург. «Фотография сделана в 2021 году. О безвременье, детстве, о прекрасном Петербурге – дети на фоне алых парусов», – Алексей Сивков

В 2015 году Алексей Сивков уехал на два месяца в  Артемиево-Веркольский мужской монастырь, где снял фотоочерк о жизни трудников – людей сложной судьбы, которые оказались в непарадном северном монастыре. Там Алексей делал все то, что полагается делать трудникам: разгружал машины, соблюдал режим, молился. Но все это – с камерой. Кто-то закрывался и не хотел сниматься, кто-то просил не показывать его лица.

Понадобилось время, чтобы поверить взгляду фотографа.

– Кто-то в итоге стал даже защищать камеру. Мы разбирали старые печи XIX века в кельях, чтобы класть новые. Старый цемент, кирпич, ты весь в жутком слое пыли, и кто-то говорит: «Лёха, береги камеру! Тихо!»

Снимая детей с РАС, Алексей задумал открыть проект, в котором герои его снимков смогут сами познакомиться с фотографией. Поиск примеров таких проектов в интернете ни к чему не привел, и Алексей решил двигаться самостоятельно.

– Для ребят фотография не только искусство и взгляд на мир, но и язык. У Дениса, мальчика с РАС, до занятий в школе было четыре жеста, о значении которых они с мамой договорились. Их собственный язык, очень тесный. Узнав, что такое фотография, Денис научился подходить с телефоном к вещам, которые нужны, делать снимок, показывать экран маме. Новый, визуальный язык открыл ему новый мир.

Алексей Сивков

Документальный фотограф, живет в Санкт-Петербурге. Публиковался в Lenta.ru, «Невское Время», «Огонек», «РИА Новости», «Фома», ИА «Regnum», «Милосердие.ru» и других медиа.

Гульназ Загидуллина: «Красота – это про честность. Только человек честный для меня красивый»

Мужчина в церкви
Фото Гульназ Загидуллиной для «Mилосердия.ru», декабрь 2022 года

Для Гульназ тяжелые темы, с которыми она работает – алкогольная зависимость например, – дают возможность показать в людях красоту, которую обычно не замечаешь, видя только проблему и жизненные обстоятельства.

– Я стараюсь вести репортажную съемку, потому что, когда человеку говоришь, как сесть, как позировать, куда посмотреть и что делать, он перестает быть внутри себя, – говорит она. – Перестает себя ощущать и опирается на слова, которые вылетают из моего рта, а не на самоощущение.

Красота – это про честность. Только человек честный для меня красивый. Можно выглядеть стандартно красиво и не быть честным, быть пустым. Мне всегда импонирует, когда внешнее и внутреннее в человеке созвучно, когда он не играет кого-то другого.

Может быть очень точный кадр, который отлично отражает внутреннее состояние человека, но герой съемки может не захотеть выносить это состояние на публику. В таких ситуациях Гульназ не будет публиковать фото, не спросив разрешения у того, кто ей доверился: «Разрешение видеть не самого человека, а именно жизнь: такую, какая она есть, без прикрас».

Гульназ Загидуллина

Родилась и прожила до 18 лет в селе Актаныш, Татарстан.

В 2003 году окончила в Казани КГАВМ им. Н.Э.Баумана по специальности ветврач, в 2020-м – КТЭТ по специальности фотограф. Занимается женской портретной съемкой и терапией через съемку. Сотрудничает с «Милосердием.ru» и другими НКО. Призовые места в фотоконкурсах, член союза фотографов Республики Татарстан.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?