7 марта 2017 года в журнале Nature было опубликовано исследование французских ученых из Сорбонны под длинным названием «Загрязнители человеческой амниотической жидкости изменяют сигнальную функцию гормонов щитовидной железы и раннее развитие мозга у эмбрионов шпорцевой лягушки».
А за день до этого, 6 марта был опубликован очередной новостной релиз Всемирной организации здравоохранения под заголовком «Плата за загрязнение окружающей среды — 1,7 миллионов жизней детей в год».
Как связаны эти два документа?
ВОЗ тревожится за детей наиболее уязвимого возраста – от рождения до 5 лет. «Дети все больше и больше подвергаются воздействию химикатов через еду, воду, воздух и промышленные продукты. Химикаты, такие как фтор, свинец, пестициды с содержанием ртути, персистирующие органические загрязнители и другие вещества в индустриальных товарах разнообразными путями попадают в пищевую цепочку», — говорится в релизе.
Почти все перечисленные вещества относятся к выделенной биологами и экологами группе эндокринных дизрапторов, и именно им посвящено исследование французских ученых под руководством профессора Барбары Деменикс.
Французы исследовали воздействие дизрапторов на самую уязвимую группу – эмбрионов.
Что угрожает головастикам
Ранее эпидемиологические исследования уже связывали воздействие определенных химических веществ на беременную женщину со снижением у ребенка IQ и повышенным риском синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Новое же исследование представляет собой эксперимент по воздействию комбинации веществ-загрязнителей, которые обычно присутствуют в человеческой амниотической жидкости (околоплодных водах), на эмбрионов лягушки.
У головастиков эти вещества нарушают сигнальную функцию гормона щитовидной железы, а так же меняют экспрессию генов в мозге, снижают объем нейронов и подавляют моторную функцию головастиков.
Насколько приложимы к людям данные, полученные на животной модели?
Сигнальные функции гормонов щитовидной железы очень сходны у человека и других видов позвоночных, поэтому авторы считают, что результаты их работы можно транслировать на внутриутробное развитие человека и что вездесущие химические вещества могут нарушать развитие мозга человеческого эмбриона.
В серии экспериментов ученые исследовали влияние эндокринных дизрапторов на головастиков в разных сочетаниях. Некоторые из веществ нарушают функцию гормона щитовидной железы, даже воздействуя в одиночку. Это:
триклозан (антимикробный агент),
фталат DEHP (смягчитель пластика),
ДДЭ (продукт распада хлорорганического пестицида ДДТ),
хлорорганический пестицид ГХБ ,
сурфактанты ПФОСК (PFOS) и ПФОА (PFOA),
полихлоринированный бифенил ПХБ-153 (tPCB-153),
бромированная огнестойкая добавка BDE-209,
метилртуть и хлорид свинца.
Ученые призывают к срочному изъятию продукции, в составе которой есть эти вещества, с рынка.
В своей последней книге Барбара Деменекс пишет о том, что количество химикатов, выпускаемых в окружающую среду, за последние 50 лет увеличилось в 300 раз.
При этом в США, где ограничения менее строгие, чем в Европейском Союзе, статистика свидетельствует о беспрецедентном росте распространенности аутизма и других нарушений развития. Есть ли здесь причинно-следственная связь? Ученые утверждают, что вероятность этого чрезвычайно высока.
Что же делать?
Об этом можно будет прочесть в книге «Эндокринные дизрапторы, мозг и поведение» (Endocrine Disruptors, Brain and Behavior), которая выйдет в апреле в издательстве Oxford University Press (будем надеяться, что ее переведут на русский язык).
Ее авторы, профессора биологического отделения Университета штата Северная Каролина Хезер Патисол и Скотт Белчер, изучают в лаборатории на животных моделях влияние этих веществ на детский мозг внутриутробно и в период раннего развития.
Патисол экспериментирует с антипиренами (огнезащитными агентами), Белчер — с бисфенолом А (BPA), самым известным из группы эндокринных дизрапторов. BPA имитирует женский половой гормон эстроген и активирует те же рецепторы. В своих экспериментах на животной модели Белчер наблюдал, как имитирующие эстроген вещества способствовали росту раковых опухолей в мозге животных детского возраста и снижали эффективность химиотерапии.
Патисол и Белчер убеждены, что промышленность способна повышать безопасность товаров, исключая из их состава вредные вещества. Так, например, в Европе можно купить пластмассовые бутылочки для детской смеси с маркером BPA-free. Можно их купить и в России, но многие эксперты считают, что единственный гарантированно безопасный вариант для малыша — это стеклянная бутылочка.
Знай врага в лицо
Чтобы знать, чего в первую очередь нужно избегать беременным женщинам и маленьким детям, давайте повнимательнее присмотримся к списку самых сильных эндокринных дизрапторов из исследования Барбары Деменекс и выясним, где они содержатся.
Триклозан — антимикробный агент, который часто содержится в антибактериальном мыле и гелях. Большого смысла в использовании этих средств нет: исследования доказали, что обычное мыло справляется с гигиеническими задачами нисколько не хуже, чем антибактериальное. Кроме того, частое использование триклозана способствует возникновению устойчивых к антибиотикам супербагов. Этот агент входит и в состав некоторых зубных паст, например, такой популярной, как «Колгейт Тотал», поэтому выбирая пасту во время беременности или для ребенка, будьте внимательны.
Фталат DEHP. Доминирующий пластификатор, низкая стоимость и отличные технологические качества которого обуславливают его повсеместное применение как добавку в поливинилхлорид, в том числе вспененный ПВХ, другие строительные и отделочные материалы. Также используется в парфюмерии. Чаще всего в списке компонентов на этикетке фталаты скрываются за обозначением «ароматизаторы» («отдушка»). Во время беременности сведите употребление косметики и парфюмерии к минимуму.
В настоящее время есть общая тенденция замены низкомолекулярных (DEHP) высокими (DINP и DIDP) фталатами в качестве предпочтительного пластификатора. Внимательно читайте на этикетках химический состав таких детских изделий, как мячи, куклы, соски, прорезыватели для зубов, резинки для плетения.
ДДЭ (дихлордифенилдихлорэтилен) — вещество, образующееся при разложении хлорорганического пестицида ДДТ, и хлорорганический пестицид ГХБ (гексахлорбензол). Несмотря на то, что в соответствии со Стокгольмской конвенцией эти пестициды уже не применяются, их остаточные количества до сих пор содержатся в почве. Они проникают в растения и ткани животных, то есть в пищевую цепочку: мясо, птицу, молочные продуктамы, рыбу. К сожалению, проконтролировать потребление их с пищей сложно, если только заказать экспертизу продукции конкретного фермера и при хороших результатах покупать основные продукты питания у него.
ПФОА (перфтороктановая кислота) и ПФОСК (перфтороктансульфоновая кислота). Содержатся в разнообразных промышленных товарах, от упаковки продукции фаст-фуда и тефлоновой посуды до текстиля и пятно-отталкивающих покрытий. Избегайте фаст-фуда, старайтесь покупать посуду без тефлонового покрытия, а текстиль — из натуральных волокон или хотя бы без пятно-отталкивающей пропитки. Проверяйте состав бытовой химии на наличие этих компонентов. Установите фильтр для воды (карбоновый или с обратным осмосом).
ПХБ-153 (полихлоринированный бифенил). Производство полихлоринированных бифенилов так же было в основном остановлено Стокгольмской конвенцией, однако остаточные количества их сохраняются в окружающей среде. Старайтесь предпочитать постное мясо жирному и более мелкие сорта рыб — крупным. Безопасным и полезным видом рыбы считается атлантический и фермерский лосось.
BDE-209 (бромированная огнестойкая добавка). Используется как антипирен в разнообразных товарах народного потребления и электронных гаджетах, однако опасность представляет в основном при попадании во внешнюю среду в процессе производства. Эксперты рекомендуют не использовать матрасы и другие постельные принадлежности с огнестойкими добавками, часто проветривать помещение и делать влажную уборку, так как вредные вещества могут скапливаться в пыли.
Метилртуть. Источником этого вредного вещества являются морепродукты. Как уже говорилось выше, следует отдавать предпочтение меньшим по размеру видам рыбы, так как в них скапливается меньшее количество опасных веществ. В список относительно безопасных продуктов, по данным агентств, занимающихся проблемами экологии, входят лосось, тилапия, креветки, тунец, треска и сомообразные. В них более низкий уровень метилртути. А вот самый высокий он в голубом тунце, морском судаке, королевской макрели и марлине.
Хлорид свинца. Соединения свинца поступают в окружающую среду при металлургическом производстве, с выхлопными газами автомобильного транспорта, с мусоропереработкой утилизованных свинцовых аккумуляторныех батарей, проводов и кабелей, лакокрасочных покрытий (особенно выпущенных в прошлые десятилетия), консервных жестяных банок.
Не позволяйте маленьким детям нарушать поверхности покрашенных покрытий, грызть или сосать их. Регулярно мойте игрушки ребенка и приучайте его мыть руки. Регулярно делайте влажную уборку, включая покрашенные поверхности рам и подоконников. Меняйте обувь, заходя в квартиру. Не позволяйте ребенку играть в земле в черте города, используйте для игры песочницу.
Избегать контактов с эндокринными дизрапторами важно для всех, поэтому советы актуальны и для взрослых. Но маленькие дети — самая уязвимая группа. Давайте вместе позаботимся об их здоровье и о нашем общем будущем.
Источники:
Why endocrine disruptors are scary – and what you can do about it
Exposure to Endocrine Disrupting Chemicals can Adversely Affect Brain Development