Православный портал о благотворительности

Директоров московских православных школ собрали вместе

Повод был скорее невеселый: слишком много проблем и трудностей в последнее время выпадает на их долю. Именно для того, чтобы обсудить эти проблемы они и собрались вместе

Если бы мне случилось не знать причину этого заседания в Голицинском кабинете, я бы предположил, что это какой-то юбилей. Уж очень торжественный был вид у собравшихся, и слишком хорошо они знали друг друга. Однако для директоров московских православных школ повод был скорее невеселый: слишком много проблем и трудностей в последнее время выпадает на их долю. Именно для того, чтобы обсудить эти проблемы они и собрались 17 марта в Голицинском кабинете храма благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице, где состоялся круглый стол по проблеме «Качество образования православных и православно ориентированных школ». Директоров московских православных школ собрал вместе журнал «Нескучный сад» чтобы поговорить о сегодняшнем состоянии православного образования.

Дискуссию вела главный редактор журнала Юлия Данилова, она предложила рассказать каждому из присутствующих о своей школе. В речах директоров чувствовалась нескрываемая гордость за свое дело. И эту гордость было чем подкрепить: одна школа рассказала, что по результатам ЕГЭ они первые в своем муниципальном образовании, вторые по всему округу; другая — рассказала про результаты ГИА, которыми «щелкнула по носу» другие школы своего района, третья — про конкурс в школу — двадцать человек на место. Также говорили об инклюзивном образовании, о работе с детьми из детских домов, о работе с многодетными семьями.

Немало внимания в этом рассказе уделялось и вопросу воспитания — вопросу, который крайне важен для православных школ. Здесь воспитанию всегда посвящалось много времени, даже в те времена, когда, по выражению Михаила Борисовича Тишкова, директора гимназии «Радонеж», «государственные школы в целом отказались от идеи воспитания ввиду отсутствия общенациональной идеологии».

В целом же, наиболее удачно деятельность школ по воспитанию учащихся резюмировала Мария Николаевна Махонина, директор школы во имя Иоанна Богослова: «Личностно-ориентированный подход, о котором теперь кричат на всех углах, на практике реализуется нами в образовании уже два десятилетия».

Истории создания православных школ очень разные. Некоторые были организованы просто несколькими родителями, некоторые — приходом, иные православным братством. Было также несколько школ, которые начинали свою деятельность как светские, но сменили статус на православный. Однако как и кем бы ни создавались школы, на сегодняшний день они все пришли к некоему единому знаменателю: православная школа это школа с огромной социальной нагрузкой, серьезной работой над воспитательным компонентом и несомненно высоким уровнем образования. Потому что, как сказал Владимир Алексеевич Сидоров, директор гимназии «Эллада» «Качественное образование — вопрос выживания негосударственной школы».

Впрочем, неутешительный итог дискуссии подвел Алексей Станиславович Тишутин, исполнительный директор Совета православных школ города Москвы. Он сообщил, что на сегодняшний день в Москве действуют 22 аккредитованные православные школы и гимназии, в которых обучаются около четырех с половиной тысяч учеников, что, в общем, немало. Но если принять во внимание, что общее количество учащихся в Москве — более миллиона, становится понятно, что православные школы составляют немногим меньше чем полпроцента от общего количества.

В ответ на последовавший за этим вопрос, востребованы ли частные школы, посыпались примеры со всех сторон. Бузин Игорь Алексеевич, директор Православной классической гимназии во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине заявил, что уже к Пасхе, задолго до нового учебного года у него будет закрыт набор в первый класс. Рублева Ирина Александровна, директор школы «Ника» рассказала, какие трудности создает необходимость отказывать родителям, желающим устроить ребенка в первый класс.

В ходе дискуссии стало понятно: ни спрос, ни предложение не оказывают ограничивающее действие на деятельность школ. Впрочем, за круглым столом не было представлено практически ни одной школы, организованной в последние лет пять лет. И это не случайно. Главной причиной такого положения дел участники стола как один назвали пренебрежительное отношение общества и чиновников к такому типу учебных заведений.

Несмотря, на произносящиеся на федеральном уровне лозунги о поддержке частного образования, на местах ситуация обратная. С того момента, как Президент озвучил в Федеральном послании необходимость уравнять в правах частные и государственные учебные заведения. Реального уравнивания не только не произошло — напротив, частные школы вообще лишены финансирования. Это при том, что объем требований к ним не только не уменьшился, но наоборот вырос.

Участники конференции отмечали, что нарушаются не столько их права, сколько права детей — ведь финансирование в стране подушевое — каждой школе даются деньги на обучение конкретного ребенка. И, если ребенок ходит в православную школу, этими деньгами его обделяют. И то, куда деваются эти деньги — отдельный вопрос.

Помимо денег, для развития крайне необходимы новые помещения. Большинство школ давно «выросли» из своих помещений, в классы набивается столько детей, сколько в принципе способна уместить комната. Школы были бы рады сделать несколько классов в параллели, открыть подготовительные группы, но буквально не хватает места. Приходится отказывать, даже тем, кому это крайне необходимо. «А ведь многие люди судят по православной школе о церкви в целом», — говорит Игорь Алексеевич Бузин.

Однако про новое здание, по словам участников стола, власти предлагают школам «даже и не мечтать». Никаких возможностей получить площади под образовательную деятельность сегодня нет. Даже для организации детских садов, которых так не хватает Москве. Мало того, из занимаемых помещений школы периодически пытаются изгнать. Отдав детям в начале девяностых полуразрушенные, зачастую сгоревшие строения власти сейчас пытаются отобрать их обратно, когда помещения уже отремонтированы и благоустроены на деньги родителей. Делается это с нескрываемым цинизмом. Елена Федоровна Шичалина, директор гимназии при Греко-латинском кабинете, рассказывает, как им однажды пришла бумага с приказанием освободить помещение, на основании того, что теперь оно будет «использоваться под образовательную деятельность».

И все это — при сложившемся во властных кругах стереотипе, что православные школы — такой особый вид бизнеса, где деньги гребут лопатой. «Мы постоянно вынуждены опровергать эти стереотипы — говорит Ирина Александровна Рублева. — Приходится на собственном примере объяснять: все деньги, что мы получаем с родителей, уходят на содержание школы, на образовательные цели. Выполнять предписания чиновников (вроде просьбы к завтрашнему утру поменять забор) мы можем только, забирая деньги из прибыли, которой нет. И при этом мы почему-то считаемся богатыми, элитными».

«Мне очень не нравится слово «элитный» — продолжает мысль Мария Николаевна Махонина. — Но на сегодняшний день всякая школа, где дети не ругаются матом может считаться элитной. Так что, наверное, мы элитные школы».

Несмотря на многие трудности, директора школ не отчаиваются. Они делают свое дело, учат детей, принимают экзамены, проводят выпускные.

Юлия Данилова рассказывает, что у представителей бизнеса и благотворителей в последнее время намечается интерес к работе православных школ, что многие из них готовы помогать школам, и что прошедший круглый стол — всего лишь первый в намеченном цикле. Следующие заседания пройдут уже с участниками бизнеса, представителями госструктур, готовыми помогать православным школам. За столом звучит дружное «хорошо бы», но по глазам директоров видно — они давно привыкли рассчитывать только на себя. И очень горько понимать, что они очень устали вот так, без поддержки тащить на себе ношу. Дай Бог им сил и здоровья. И чтобы на следующую встречу они снова все собрались.

Дмитрий ТЮТТЕРИН

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version