«Диабет отнял у меня детство», – считает 13-летний американец Итан Рат. В шесть лет ему поставили диагноз «диабет 1 типа». Это эссе Итан написал, чтобы другие могли узнать, каково это – жить с диабетом.
Семь лет – это долго? Для меня это полжизни. Семь лет назад я ходил в первый класс. Тогда-то мне и поставили диагноз «диабет первого типа».
Мы думали, что у меня грипп, но это было значительно хуже. Я был ужасно усталым и все время хотел пить, тяжело дышал и много писал, но мы не знали, почему.
Мы и представить себе не могли, насколько всё в моей жизни вот-вот переменится. Как я ем, как я сплю, как я отношусь к уколам, что я делаю в свободное время, и как я занимаюсь любимейшим видом спорта – сноубордингом.
С ноября до конца июня моя семья занимается сноубордингом почти каждую неделю. Можете себе представить – высота, адреналин, значительная физическая нагрузка и получаемое удовольствие… всё это влияет на мой уровень сахара в крови.
Когда мы едем в горы, он обычно понижен, значит, по пути я заправляюсь сахаром и глюкозой. Проверяю сахар ещё раз, прежде чем начать кататься, и, скорее всего, он опять понижен, значит, опять надо есть сахар. Очень вероятно, что за весь день мой уровень сахара сильно снизится по крайней мере ещё один раз. Значит, все перестают кататься и ждут, когда я поем сахару и опять проверю его уровень.
Когда едем с гор домой, мой уровень сахара начинает быстро расти, и весь вечер мы сбиваем его инсулином, чтобы вернуться в норму.
Я проделываю всё это, чтобы продолжать заниматься любимым видом спорта, но это действительно неудобно и действует на нервы, не говоря о том, что если не быть постоянно предельно внимательным, это может оказаться опасным для жизни
Как живётся с диабетом первого типа? Представьте себе жизнь с огромным грузом на спине, как будто вы никогда не живёте действительно полнокровной жизнью. Вы постоянно живёте в страхе из-за того, что невозможно предугадать, что может случиться – вы не знаете, достаточно ли стабилен ли уровень сахара в крови ночью, чтобы вам утром проснуться.
Ужасное ощущение, не так ли?
Вы слышите шуточки по поводу диабета, и неожиданно вы принимаете их на свой счёт. Вы притворяетесь, что вам всё равно, но на самом деле вас это задевает. Только и хотите, что расплакаться. В голове мысли – почему люди шутят над диабетом? Никогда не слышите шуток над раком или другими болезнями. Так почему же над диабетом?
Это жизнь, где вы зависите от пузырька с инсулином просто для того, чтобы выжить! Вы не всегда можете делать то, что делают ваши друзья, поэтому вы неловко себя чувствуете.
Когда люди узнают, что у тебя диабет, они не сочувствуют тебе. Обычно они спрашивают одно из двух: «Ох, у тебя диабет? Но ты же не жирдяй?» или «Ты его заработал, обжираясь сладким, не ел здоровую пищу»?
При одном взгляде на меня вам не захочется ничего этого сказать. Я худой и в спортивной форме. Просто мои лейкоциты атаковали мою поджелудочную железу, и она больше не может сама вырабатывать инсулин, чтобы я самостоятельно выжил.
Не все понимают, что эта болезнь может вас прикончить.
Я живу со страхом, что это может случиться, каждый Божий день. Я вас уверяю, что почти каждый диабетик думает так, как я… Я ненавижу диабет не из-за уколов инсулина или, чтобы измерить сахар: они хоть и неприятны, но их можно пережить.
Я ненавижу диабет из-за того, что он отнял у меня детство. Я ненавижу его за то, что он отнял возможность вести себя спонтанно почти во всех ситуациях! Я ненавижу его за то, что я живу в страхе из-за него.
Диабет сделал меня значительно внутренне сильнее, взрослее, и более ответственным. Но он также отнял у меня силы и издёргал. Я ненавижу его за то, что он не даёт передышки, что он постоянный и непрекращающийся. Я ненавижу его за то, что он как бы издевается над всем тем, над чем я так долго и упорно работал. Мне это стоило СТОЛЬКИХ усилий. Я ненавижу его за то, что он измотал меня физически и эмоционально до полного изнеможения. И я ненавижу его за то, что он сперва делает меня эмоционально сильным, насколько это возможно, чтобы потом довести до слёз бессилия и отчаяния.
Но я также надеюсь, что диабет для меня не будет битвой за каждый день на протяжении всей жизни, и что в скором времени кто-нибудь сможет нас от него вылечить, потому что никто из нас не просил себе эту болезнь. И хотя диабетики первого типа могут выносить боль и борьбу с ним каждый день, мы это не заслужили.
Я надеюсь, что в один прекрасный день мне не надо будет объяснять, как тяжело жить с диабетом первого типа, а вместо этого я смогу написать, как прекрасно жить БЕЗ дибета.