Это не забывчивость – это болезнь
На то, что бабушка Юлия все забывает и путает, ее родственники впервые обратили внимание ещё в 2012 году. Бабушка жила тогда в Карелии, под Петрозаводском, в своей квартире. К ней регулярно наведывалась жившая по соседству старшая дочь, а вот внук из Петербурга приезжал нечасто.
«Помню, как-то приехал, а бабушка меня даже не сразу узнала», – вспоминает Ян.
Первое время родственники списывали происходящее на старческую рассеянность, забывчивость.
В конце концов приняли нелегкое решение – одна из дочерей – мама Яна – перевезла бабушку на дачу под Петербургом и стала жить с ней постоянно, присматривая и ухаживая. Пришлось оборудовать дом для круглогодичного проживания – утеплять полы, подводить воду. Зато на новом месте у бабушки Юли есть своя комната и палисадник на улице для прогулок.
«В Карелии даже обследовать бабушку было сложно – там нет крупных медицинских институтов, где проводят обследования мозга, – рассказывает Ян. – И тогда маме пришлось кардинально поменять образ жизни и переселиться за город».
Кстати, то, что ее тогда перевезли в новое место, бабушка так и не поняла.
«Если бы мы начали ее уговаривать и что-то объяснять, она бы страшно протестовала, – добавляет Ян. – Поэтому мы просто сели в машину и поехали – как будто погуляем и вернемся.
Поэтому сейчас бабушка продолжает думать, что живёт в Карелии, просто это –другой дом, где, кроме нее, живут еще люди, две собаки и шесть котов. Правда, людей (мою маму с мужем) она называет все время по-разному. Она вообще не помнит, что произошло только что, буквально 15 минут назад. Такая особенность болезни».
Диагноз «сосудистая деменция» Юлии Алешичевой окончательно подтвердили в 2018 году, когда, после переезда, родные повезли ее на обследование.
«Лечения от этой болезни нет, – говорит Ян, – но можно создать человеку максимально комфортные условия. В последние годы память бабушки продолжает постепенно ухудшаться. Раньше, например, она хоть как-то ориентировалась за пределами дома, теперь – на улице сразу теряется. Но это –течение болезни, ничего тут не сделаешь.
Самое важное было понять, что все, что бабушка говорит и делает, она делает не нарочно».
Ситуацию удалось принять, когда Ян прочитал несколько книг про деменцию, а еще семья пообщалась с другими родственниками дементных больных.
Периодически Ян приезжает на дачу подменить маму, чтобы та смогла отдохнуть – съездить в Петербург, встретиться с подругами, сходить в театр. Иногда, наоборот, подруги приезжают на дачу.
Как бывает с людьми с деменцией, Юлия Алешичева не помнит, что произошло с ней буквально только что, но вспоминает вещи из очень далеких лет. Например, недавно она писала письмо своей маме – о том, что живет хорошо, и про своих собак. Мамы бабушки Юли давно нет в живых, но в ее особом мире это не так.
А еще, лишившись памяти, Юлия Алешичева внезапно…стала художником.
Темой для вышивки может стать что угодно – фото английской королевы, статуя Геракла, постер музыкальной группы
Вышивать женщина умела с детства – как всех деревенских девочек в сороковые годы XX века ее учили разнообразному рукоделию. За вышивание она взялась сама – после того, как в 2010-е сгорел ее дачный домик. Тогда погибли ее любимые собака и кошка, а еще – пропала возможность целое лето возиться на огороде. Сидеть целыми днями в квартире было скучно – и она начала потихоньку вышивать. Старое умение отвлекало и успокаивало.
Сначала из-под иглы бабушки Юли выходили вполне обычные вещи – картины с цветами, коты. Но со временем манера изменилась. Теперь вдохновить на вышивку может что угодно – фотография английской королевы в журнале, статуя Геракла в художественном альбоме, постер музыкальной группы. Понравившийся сюжет бабушка Юлия аккуратно перенесет на канву, но – в своей особой наивно-экспрессивной манере. Когда вышивок накопилось много, Ян понял, что о них нужно кому-то рассказать.
«У нас лежало уже штук двадцать больших бабушкиных работ, когда я начал потихоньку выкладывать их в инстаграм, – рассказывает Ян. – Просто до этого я, честно говоря, ничего подобного не видел, захотелось поделиться. Но на реакцию, которая последовала дальше, я совершенно не рассчитывал, и такого не ожидал».
Число подписчиков «Девушки из 1938 года» стремительно росло. Причем подписывались на аккаунт с необычными вышивками вовсе не европейцы, которые, как думал Ян, оценят необычное искусство, а соотечественники-россияне. А потом Юлию Алешичеву…пригласили с выставкой на Санкт-Петербургский Междунароодный экономический форум.
Деменция связана с тревогой – знакомый навык из детства успокаивает
С тех пор бабушка Юля существует в двух ипостасях. Кареглазая старушка в шапочке (шапочка, по ее желанию, непременно должна быть красной) на даче под Петербургом рассматривает художественные альбомы и сидит за вышиванием. Тем временем ее картины колесят по выставкам в России и даже Европе.
Сама женщина периодически забывает, что у неё есть выставки и много поклонников и искренне удивляется, почему это под Петербург периодически приезжают корреспонденты, приходят из разных мест красочные открытки и даже иногда посылки с подарками. Внимание Юлии приятно и вдохновляет на создание новых работ.
«Мы стараемся, чтобы у бабушки всегда была натянута ткань на подрамник. Иногда она может подойти к вышивке в совсем неурочное время, в другой раз – не берется за иголку несколько дней, – рассказывает Ян. – Мы поняли, что ей нравится сам процесс вышивания – знакомый навык из детства успокаивает. Деменция во многом связана с тревожными мыслями, вышивка дарит бабушке умиротворение».
Любопытно, что, даже если работа бабушке Юле разонравилась, она все равно ее закончит. Потом несколько дней полюбуется, пока новая вышивка висит над кроватью, и начнёт новую.
«Вышивки подарили бабушке вторую молодость, – говорит Ян. – Жалко только, она совсем не понимает, сколько всего интересного происходит с ее работами, скольких людей они вдохновляют».
Когда от поклонников пришел двадцатый запрос: «Хотим купить картину», Ян придумал переносить бабушкины картины на футболки, а потом даже на скейтборды.
«У нас принцип – картины мы не продаем. Пару картин подарили в разные музеи наивного искусства. Собрать коллекцию и показать бабушкино искусство миру нам гораздо важнее. Мы ведь понимаем, что ее творчество недолговечно».