Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Детский сад для особых, или Жизнь замечательных детей

Воспитанники группы дневного пребывания для особых детей не только узнают мир и обретают новые навыки, но и учатся сочувствовать и помогать

Воспитанники группы дневного пребывания для особых детей (новый проект православной службы помощи «Милосердие») не только узнают мир и обретают новые навыки, но и учатся сочувствовать и помогать.

Детский сад для детей-инвалидов в Марфо-Мариинской обители, который является новым проектом Православной службы помощи «Милосердие», мало чем отличается от обычного садика: дети, воспитатели, игры, занятия, сон. Но не случайно официальное название сада – дневная группа социальной адаптации. Здесь особые дети учатся тому, на что максимально могут быть способны. Многие их достижения стали открытием даже для родителей.

В игровой комнате большой мохнатый ковер завален игрушками. Обычно они разложены аккуратно, но сейчас – игровой час. Можно все, что хочется: кувыркаться, качаться на больших мячах, играть в дочки-матери и солдатиков, а еще, конечно же, общаться. Большинство из детей до прихода в группу общались только с родными или играли в одиночестве. Трудно дотянуться до куклы – мама подаст. Невозможно встать — можно протянуть руки, и кто-то заботливо тебя подхватит. Конечно, это хорошо. Но вдруг может получиться больше?

«Саш, а ты постарайся сам встать», — с улыбкой говорит воспитатель и протягивает Саше не руки, а палочку. Саша пыхтит, цепляется за трость, и потихоньку встает. Научился вставать Саша примерно в течение месяца посещения группы. Скорее всего, он и раньше это мог бы, но не знал, что может.

Вика хочет пить. Ей приносят чашку с водой, но не дают в ручки, а ставят рядышком на стол. Она с трудом, но может дотянуться и сама взять в руки чашку. После нескольких таких «подач» Вика очень быстро научилась самостоятельно брать чашку.

Выявить возможности и потенциал каждого ребенка — сложная задача. Ведь кто-то действительно многого не может, и тут нужно подавать, отводить, поднимать, но тоже с надеждой на свой маленький результат именно этого ребенка. Пусть он будет долгим и совсем неумелым, но это будет важное движение вперед. Есть ребята-колясочники, которые, к сожалению, не встанут, опираясь на протянутую тросточку, как бы этого ни хотели, но кто-то из них рад тому, что научился самостоятельно есть ложкой утреннюю кашу. Можно сказать, что каждый шаг и даже взгляд воспитателей и преподавателей – обдуманны. Под простым предложением: «Давайте, ребята, играть!», – четкое представление о том, для чего это нужно, чем это поможет ребенку в его развитии, на что обратить особое внимание. Без спешки, шаг за шагом, день за днем под видимым веселым и легким времяпрепровождением ведется терпеливая, почти скульптурная работа с каждым малышом.

Аппликация, лепка, музыка, индивидуальные занятия с логопедом и психологом, всеми любимый час «По дорогам сказок», прогулки, сон, просто игры и многое другое – не верится, что один день может столько в себя включить, учитывая, что воспитанники – не организованная группа здоровых румяных детей, а совсем наоборот. Потому и время в саду проходит очень быстро. А на дом родителям – задание. «Ваш мальчик может держать кусок хлеба в руках, постарайтесь дома это учитывать», «Аня сама прекрасно одевается, только очень долго. Пожалуйста, наберитесь терпения и не подгоняйте ее», «Мы научились нескольким новым движениям, вам нужно дома закрепить результат», – слышатся советы педагогов.

«Сегодня у Луки настоящий прорыв. Он дернул Нику за косичку!» Нет, это не поиск надуманных плюсов на пустом месте ради успокоения родителей. Для Луки, который долгое время ни малейшим способом не проявлял своей заинтересованности к внешнему миру, это действительно прорыв. Это первое осознанное движение ребенка, основанное не на рефлексах, а на ответной сознательной реакции. Как это произошло? «Виновата» во всем Ника. Девочка не могла понять, почему, когда все дети играют, Лука безучастно сидит в сторонке. О сложных диагнозах ее маленькой жизни еще, конечно же, ничего не известно. Подползла к нему и сказала: «Привет!». Лука даже не посмотрел на девочку и продолжал буровить взглядом угол комнаты. «Привет!», – каждый день говорила Ника, подходя к Луке, и неуклюже гладила его по щеке. Ловила взгляд мальчика, улыбалась, брала за руки. Два месяца спустя Лука ответил Нике вот таким мальчишечьим приветствием. Шелковый бант упал на пол, а сияющая Ника наконец-то дождалась внимания к своей обаятельной персоне. Неплохой результат, это только начало.

Вечером – настоящий праздник. В гости приходят девочки из Елизаветинского детского дома. Общую игру никто не хочет прерывать. Комнаты наполняются особым оживлением и шумом. Просто игра. А еще – незаменимый инклюзивный опыт. «Есть дети, которым нужна моя помощь, с ними нужно быть заботливыми и внимательными», – понимают девочки приюта. А воспитанники садика изо всех сил стараются быть похожими на своих новых друзей.

Это все, в чем заключается социальная адаптация? Почти. Остался взгляд детей друг на друга, в котором теперь просыпаются новые эмоции: участие, сочувствие, поддержка. Взял машинку себе – не забудь передать куклу Кате. Упал Миша? Помоги ему подняться. Веронике дали вкусную конфету, «А Маше?», – спрашивает она. А иногда можно улыбнуться и просто сказать: «Ви-конь-ка!», зная, что теперь у тебя есть настоящая подружка.

«Я рада, что у меня сложился такой коллектив, – говорит заведующая группы дневного пребывания детей-инвалидов Анна Прищенко о своих коллегах, – эти люди действительно отдают себя, они горят своим делом. Иногда, признаюсь, не хватает физических сил. Например, вывести на прогулку несколько колясочников – дело целой бригады. Поэтому мы будем очень рады помощи добровольцев на время дневной прогулки наших воспитанников. Что касается самих ребят, как только я захожу в группу – все мои проблемы, сложности обычной жизни уходят на второй план. Дети дарят удивительное тепло, совершенно не чувствую, что у нас какой-то особый садик для больных детей. Начинаешь с ними играть – и все будто растворяется в радуге их улыбок и веселых глаз. Не знаю, правильно ли это, но у меня нет к нашим любимым детям слезливой жалости-сочувствия. Посмотрела на ребенка, умылась слезами, ушла – это не про нас. Дети как дети, обычные, замечательные».

«Знаете, чем отличается работа этого садика от других? Подходом, – делится мама ребенка-инвалида. – Для сравнения, приведу пример из нашей с Никитой жизни. «Мне нужны результаты, а с вашим ребенком это невозможно, я отказываюсь его учить», – сказал нам когда-то профессиональный тренер по плаванию, когда я записала сына в бассейн. Конечно, с нашим диагнозом мы не могли пообещать сорвать призовые кубки. Действительно, заниматься с нами нужно было долго и совсем неинтересно. Но благодаря плаванию у Никиты крепли ножки. Позже к нам подошла тренер-женщина и сказала: «Вы, наверное, подумаете, что это невозможно, но я научу вашего сына плавать». Два месяца спустя мой сын нырял с вышки и плавал профессиональным брасом, не смотря на то, что при передвижении мы пользуемся инвалидной коляской. Для нас это самый важный приз. Так меняется жизнь в зависимости от того, кто в ней встретится. Нашим детям в этом отношении повезло, потому что воспитатели группы пропускают каждого ребенка через сердце».

Группа социальной адаптации для дневного пребывания детей-инвалидов в Марфо-Мариинской обители ориентирована на работу с детьми с ДЦП средней и тяжелой степени. Дети получают здесь полноценный уход и внимание, консультации специалистов, дав возможность своим родителям ненадолго переключиться на другие заботы, не связанные с каждодневным уходом за тяжело больным ребенком. Посещают группу дети два раза в неделю. Группа работает с 9 до 18 каждый день, кроме воскресенья.
Узнать подробности о том, как оказать помощь проекту или записать ребенка в группу можно по телефону 8 (926) 883-39-76.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?