Православный портал о благотворительности

Детский массаж без массажа

Олег Леонкин: «Меня считают противником массажа. Это неправда. Я идиотов не люблю. А массаж – это нормально»

Коллаж Оксаны Романовой. Мужчина с длинными волосами на фоне двух играющих детей
Оксана Романова для Miloserdie.ru

Олег Леонкин, детский реабилитолог, кинезотерапевт, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и массажу. Отец пятерых детей.

Массажист, который обходится без массажной кушетки

– Олег, всем ли младенцам надо делать массаж?

– Но это же не еда, не вода, зачем? Вы можете приехать в любую точку земного шара и не найдете там человека, который обходится без воды. Но достаточно приехать в Германию, там к детскому массажу совсем другое отношение. Там не назначают массаж всем подряд.

– А почему у нас назначают всем?

– Нужно понимать, откуда это пошло. В советское время в год нужно было ребенка отдать в ясли. Я, например, не помню такую картинку, чтобы шла группа на прогулку, в которой 20 человек идет, а 10 ползет на четвереньках по улице. Это было суровая необходимость, чтобы ребенок в год уже умел ходить. И поэтому тренировали детей, чтобы они ходили.

– Массажем можно так натренировать?

– Конечно. Массаж – вообще очень мощное средство для стимуляции. Можно сделать так, чтобы ребенок с опережением развивался. Но в советское время это была вынужденная мера. И большинство детей в год уже ходили. Родители как маньяки все водили за ручку, спины уже отрывались, но они водили, чтобы ребенок пошел.

Система диктовала, надо было соответствовать.

Статью за тунеядство никто не отменял, не работать было нельзя. А сейчас декретный отпуск до трех лет, необходимость отпала. И зачем  делать массаж, стимулировать, если ребенок вписывается в рамки, которые еще и постоянно раздвигаются. Сейчас ВОЗ пишет, что в полтора года нормально начать ходить.

Оксана Романова для Miloserdie.ru

– Мама двоих детей Наталья Ермилова рассказала нам о своем опыте: «С маленькой Адрианкой пришли мы на массаж в поликлинику, к самой лучшей медсестре, по отзывам. Ребенок у меня плакал весь сеанс. «А чего она у вас орет?» Потом даже синяки были. Больше мы на массаж не пошли»…

– Я преподавал на курсах повышения квалификации массажистов. Всегда отличался некоторой наглостью. Я преподавал, когда мне было 23 года, а ко мне приезжали повышать квалификацию тети, которые по 25 лет отработали в стационарах. И мне становилось реально грустно от их вопросов.

Их интересовало, не что нужно получить в результате, не как развивается моторика ребенка, а «скажи, сколько раз надо погладить руку, сколько раз размять и сколько раз потереть».

Дай схему массажа, мы будем ее делать. Для меня это неприемлемо.

Если есть конкретная проблема у ребенка, надо решать конкретную проблему. А не делать массаж по схеме. К этой схеме есть серьезные вопросы, которые люди почему-то не задают.

До года делают общий массаж. Значит, всего тела. Вот ребенок четырехмесячный, которому не нужно работать ногами, он не ходит и не ползает еще. Зачем делать ему массаж стопы?

Если это переводить на логику школьника, давайте я вам расскажу весь курс математики, он вам, конечно, в третьем классе не нужен, но я расскажу… никто же так не делает.

Физиология человека устроена так, что он развивается сверху вниз и от центра к периферии. Так и нужно делать массаж. Постепенно ребенок развивается, и делать акцент на те места, которые сейчас активно используются. И я не очень понимаю, как можно делать массаж ребенку, которого ты учишь ползать, лежа?

– А как надо делать?

– Я тот массажист, который ползает за ребенком по квартире на четвереньках и делает ему массаж, пока он учится ползать.

Чем он в этот момент пользуется, то и массирую. Нужно ему выставить ногу, я стимулирую здесь или специально мешаю. И скачки по всей квартире, и глаза удивленные родителей, которые подготовили стол, а он не нужен.

Недавно был веселый случай. Когда в процессе массажа случайно научил детей открывать ящики, а родители это не увидели. Там была двойня. Они потом открыли ящики и порвали все документы на недвижимость. Пока мама отвлеклась. В четыре руки у них быстро получилось. А мама в следующий мой приход спросила, а кто же их научил ящики открывать… Потом мы похихикали, ну вот цена за развитие детей.

Куда дети – туда и я. Они под стол, и я под стол. Я в процессе участвую, я помогаю, я рядом.

Оксана Романова для Miloserdie.ru

Включаться в процесс ровно тогда, когда у ребенка чуть-чуть не получается. Создавать условия вокруг него. Я хорошо понимаю, как устроена биомеханика, что происходит с телом, как вывести ребенка из равновесия, что он будет вынужден выставлять руки, сгибать ноги. Это, по сути, принцип айкидо. Понимая, что дальше произойдет, ты можешь спрогнозировать.

В чистом виде это уже не массаж. Это общение с ребенком. Преимущества: показав такие простые действия, я понимаю, что родитель запросто может их повторить. И делать 30 раз в день, что серьезно увеличивает скорость обучения ребенка. Без всякого массажа. И без всякого насилия.

– Когда все же надо обращаться к специалисту?

– Когда мама волнуется. Серьезно. Это такая мужская история. Лучше найти кого-то и заплатить, чтобы он объяснил, что все хорошо, чем самому объяснять. Потому что в большинстве случаев не папы волнуются, а мамы переживают. А надо, чтобы рядом с ребенком был спокойный человек, который понимает, что происходит.

Если ребенок здоров, то для обращения к специалисту это основной критерий – мамино беспокойство. Либо конкретные проблемы – не переворачивается, не ползает, не сидит.

– Как выбрать массажиста? На что обращать внимание?

– Для начала специалисту нужно несколько раз задать один и тот же вопрос: зачем? Ну, например, массажист говорит, нужно снижать тонус ребенку. Спрашиваешь, зачем? Если он объясняет логику, то тогда понятно, что у него есть конечная цель.

Оксана Романова для Miloserdie.ru

Если специалист снижает тонус ради того, чтобы снизить…. Это такая странная история. А если тонус помогает ребенку? Такое чаще встречается, чем то, что тонус мешает. Значит, снижая тонус, вредим ребенку.

Когда специалист выстраивает прогноз, то это история, достойная внимания. А если не может объяснить, да еще прикрывается какой- нибудь методикой, тогда становится все про него ясно.

Вопрос зачем – первый маркер. Умеет ответить или не умеет?

Второй маркер – ваша интуиция. Это как с выбором супруга. Есть хорошая женщина, замечательная, милая, красивая, умная, но – не моя. Есть люди, которых мы интуитивно не воспринимаем. Не важно, что не понравилось. Внешний вид, тембр голоса. Не мой человек, я не хочу, чтобы он имел отношение к моему ребенку.

Есть еще табуированные вещи для меня. Если человек говорит: «Где вы раньше были?», я сразу разворачиваюсь и ухожу. А где ты раньше был? Почему не ходил по домам и не предлагал свои услуги? Тем более, как правило, родители не ждали, родители искали, к кому можно обратиться.

Если специалист такое делает, осознанно или неосознанно – это снятие с себя ответственности. И если что-то не получится, он скажет, а что вы хотите? Где вы раньше были? Это в моем представлении недопустимо.

– Может ли массаж быть опасным?

– Когда делают массаж, у ребенка нет шанса проигнорировать. На него постоянно оказывают воздействие, на которое он реагирует. Даже если это рефлекторно. И если темп слишком высокий, если с ним обращаются как с вещью, как с грушей, не знаю, с подушкой надувной, то остается два варианта: выключиться, уйти в такую аутосимптоматику или орать.

Поэтому все эти рассказы, первые два сеанса плакал, потом перестал плакать, это он в аут ушел просто. Делайте что хотите, меня здесь нет. Сначала сопротивлялся, потом понял, что бессмысленно, и перестал.

Ребенку надо к нагрузкам привыкать. Ребенок имеет право уставать. Нет, можно, конечно, общаться с человеком по принципу, хочешь выжить – что-нибудь придумаешь, это тоже один из вариантов, но это не близкий мне подход.

Вообще, ребенку можно делать больно. Безумное количество моментов, когда необходимо делать ребенку больно. Врачи, по сути, практически только этим и занимаются.

Поставить укол или систему, когда спасаешь его жизнь, это, мягко говоря, неприятно. Но там есть конкретные задачи. Например, как еще с кривошеей справиться? Это медицинская процедура. И если ребенок орет – пускай орет. Если не исправить, будут серьезные последствия. Тут не до нежностей.

И родители хорошо понимают, на что идут, почему к их ребенку так. Но это не развитие. А если мы говорим о развитии, то хотя бы темп должен соответствовать. В противном случае это очень похоже на пытку.

– У вас пятеро детей, и ни одному из них вы не делали массаж,
почему?

– Был грех со старшим ребенком. Три или четыре сеанса сделали. Я тогда еще молодой был, 20 лет. Но там был хороший массажист, как я сейчас понимаю. Ни одному ребенку после я не делал массаж. Более того, останавливался, чтобы не делать самому. Я могу, но не делаю. А зачем?

Оксана Романова для Miloserdie.ru

Я могу создать условия, чтобы ребенок развивался. Туда игрушку положил, здесь руку легонько придавил, здесь укусил нежно за пятку. Всегда идет такая игра-работа, но это не напрямую массаж.

В самом начале, чтобы ребенка развивать, надо просто с ним рядом
лежать.

Это такая папина работа на 100%. Лег и кайфуешь, и мусор не попросят выносить. Можно даже заснуть, все равно ребенок развивается.

Это как в передачах про животных показывают: лев лежит, а по нему львята ползают. Если переборщили, он их откинет лапой и дальше лежит. Вот ровно так же это выглядит со стороны. Это же мечта любого человека, ничего не делать и при этом, чтобы все делалось. Это безопасная история, такие человеческие общепринятые вещи.

Мы с вами не про массаж говорим, заметили?

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version